Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

05.11.2012 16:00

В журнале "Психологическая наука и образование" №2 за 2011 год опубликована статья М. В. Соколовой "Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей". В статье рассматриваются особенности восприятия и понимания современных мультфильмов детьми дошкольного возраста.

М. В. Соколова в своей статье отмечает, что за последние несколько лет структура деятельности дошкольников претерпела сильные изменения: если раньше дети в основном были заняты играми, рисованием, лепкой и слушаньем сказок, то сейчас все эти виды деятельности во многом вытеснены просмотром мультфильмов.

Именно мультфильмы для дошкольников — основной источник представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения. Кроме того, современная индустрия продвижения мультфильмов запустила производство и распространение линейки "мультяшных" игрушек — персонажей мультфильмов.

Автор статьи подчеркивает, что анализ воздействия мультфильмов на развитие ребенка предполагает целый комплекс исследований, но основной задачей исследования было выбрано изучение особенностей влияния медиакультуры на игру дошкольников.

Основными вопросами исследования являлись:

  1. Какие мультфильмы и герои наиболее популярны среди детей дошкольного возраста и почему;
  2. Как отражается просмотр мультфильмов на содержании игр дошкольников;
  3. Как дети играют с игрушками-персонажами популярных мультфильмов.

В исследовании приняли участие 40 семей с детьми дошкольного возраста и 35 дошкольников детских садов Москвы.

Основные методики:

  1. Анкетирование родителей;
  2. Комплексное наблюдение за просмотров мультфильмов ребенком в течении недели;
  3. Беседы с детьми;
  4. Наблюдения за свободной игрой детей;
  5. Наблюдения за игрой детей в двух экспериментальных ситуациях;
  6. Анализ рисунков героев мультсериалов.

Кроме того, М. В. Соколова провела анализ современных мультсериалов и выделила их особенности, которые затрудняют разворачивание полноценной игры. Ими явились:

  1. Слишком высокая скорость предъявления видеоряда;
  2. Отсутствие сюжетных пауз для осмысления происходящего;
  3. Избыточная многосерийность продукта для возможности запоминания сюжетов;
  4. Расхождение возрастной адресации образа героя, содержащего его речи и контекста его деятельности;
  5. Несоответствие сюжетов реальной жизнедеятельности детей дошкольного возраста, их избыточная сложность для детей;
  6. Примат внешних характеристик героев над внутренними, "плоские" характеры героев;
  7. Неестественность, вычурность, гротеск предъявления персонажей;
  8. Обилие спецэффектов, которые закрывают смысл происходящих событий и затрудняют восприятие сюжета.

Персонажи таких медиапродуктов не могут стать полноценной моделью идентификации для ребенка, поскольку логика их поведения, содержание их речи, последовательность действий остаются неясными для него.

По результатам исследования, необходимо сказать, что характер влияния на игру детей и на их развитие зависит от качества и содержания самих мультфильмов, от их соответствия возрастным особенностям дошкольников, а также от качества игрушек-персонажей.

В заключение стоит отметить, что возникает необходимость исследования критериев оценки качества детской медиапродукции, чтобы дать ориентиры родителям и воспитателям по подбору нужных и полезных фильмов для детей.

Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей // психологическая наука и образования. — 2011. — №2. — С.: 68 —73

  • Zeber 26.11.2012 10:36
    >"В заключении стоит отметить, что возникает необходимость исследования критериев оценки качества детской медиапродукции, чтобы дать ориентиры родителям и воспитателям по подбору нужных и полезных фильмов для детей."

    Бесполезно... Одни родители послушаются, другие плюнут, а у третьих дети вообще сами себе предоставлены... В итоге, дети глядя друг на друга, начнут "кляньчить" скачать "Человека паука" или последний сезон "Ben 10"... А чего родитель не сделает для любимого чада, лишь бы оно отстало?.. Ну, а даже если и не пойдет на поводу у ребенка, всегда есть реклама. Если смотришь хороший мультфильм по телевизору, то обязательно в рекламную паузу покажут игрушку-персонажа, да выберут какого-нибудь поуродливее, а ребенок все это видит. И понятное дело - ему тоже ХОЧЕТСЯ! т.к. рекламируют их такие же дети как он. Да что лукавить... некоторые родители сами иной раз не отказались бы от подобной игрушки.
    А порой ведь и наоборот начинается. Сначала игрушка, потом мультфильм и понеслось... Нам от этого уже нигде не скрыться. Про детские магазины, в которых хороший пластилин найти трудно, но зато игрушек из мультфильмов на разный цвет, размер, вкус и даже запах, я вообще не хочу говорить

    Ориентиры и рекомендации не помогут. Нужно до сознания людей наглядно доводить все последствия подобных продуктов, как в соц. рекламе по борьбе с курением, например.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Пищулин Артем 31.01.2013 07:01
    Прежде всего стоит отказаться от телевизора. И сами не смотрите и ребенку не давайте, тем более, что в эпоху развитого интернета в традиционном телевидении толку почти нет.
    Во вторую очередь надо знакомить ребенка с мультфильмами как можно позже. Начинать с книжек и иллюстраций. Так вы можете попытаться оградить его от окончательного превращения в визуала (а современная масс-культура - визуальная по большей части), чем поставите ему дополнительную защиту от столь вредного человека-паука)
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Полина 31.01.2013 09:24
    Вы, конечно, правы, но надо учитывать тот факт, что у родителей не всегда достаточно времени для того, чтобы читать ребенку книги. Кроме того всегда хочется оставить еще немного времени на себя, поэтому возникает большой соблазн просто включить ребенку мультик и заняться своими делами.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Хайрулина Марьям Саидовна 26.04.2013 14:17
    Данная тема является очень актуальной в наше время.Я полностью согласна с тем, что:"Именно мультфильмы для дошкольников — основной источник представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения", это действительно так.Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей играют важную роль в формировании детской психики.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Любарец Евгения Дмитриевна 27.04.2013 13:22
    Я полностью согласна и с вами и с автором статьи, с тем что мультфильмы основной источник представлений о мире. Но не надо забывать какие в наше время приобладают мультфильмы. Есть хорошие, простые, смотря которые дети узнают очень много нового и интересного. Но есть и те, которые просто напросто разрушают детскую психику и агрессивное поведение после просмотра. Так что не стоит забывать об этом, и хорошо подумать перед тем как включать своему малышу агрессивные и глупые мультфильмы.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
  • Полина 29.04.2013 08:03
    Евгения Дмитриевна, Вы абсолютно правы, самым важным моментом является именно внимательное отношение родителей к своим детям, которое должно проявляется во всех сферах жизни ребенка, в том числе и в подборе детских разлекательных передач.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/136.html