Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

27.09.2016 07:26

В данном обзоре я хотела бы познакомить вас с книгой профессора психологии Марка Дэвиса «Проверьте свой EQ. Test your EQ. Умны ли вы эмоционально?». В книге автор рассказывает о сущности эмоционального ума, его структуре, методах его оценки и способах регулирования эмоциональных состояний.

Что такое эмоциональный ум? В чем его отличие от обычного интеллекта? Используя метафору можно сказать, что уровень интеллекта — это пол, а эмоциональный ум — потолок. Другими словами, чтобы получить профессию врача нужно много учиться, а для этого необходим высокий коэффициент интеллекта IQ, но чтобы добиться успеха в профессии нужен высокий EQ. Марк Дэвис пишет, что: «В то время как IQ обеспечивает пол для достижений этих людей, EQ в каком-то смысле определяет потолок — то, насколько высоко они могут подняться по сравнению с другими людьми в пределах одних и тех же когнитивных и технических навыков». Эмоциональный ум — это «способность эффективно маневрировать в различных социальных ситуациях считывать эмоциональные оттенки поведения коллег, клиентов и начальства и не сдаваться перед лицом эмоциональных неудач».

Марк Дэвис рассматривает эмоциональный интеллект как способность понимать, распознавать, регулировать и оценивать эмоции.

В книге представлены тесты, разработанные автором, которые помогут читателю измерить свой уровень эмоционального ума по всем параметрам (распознавание, понимание, регулирование, использование). Однако, как говорит сам автор, к результатам тестов следует подходить критически, так как они не прошли дорогую разработку и процесс утверждения. Всего в книге 23 теста с ключами, состоящих из 10 вопросов.

Рассмотрим более подробно все 4 навыка, входящие в эмоциональный интеллект.

Самым фундаментальным навыком является способность распознавать эмоциональные состояния как свои собственные, так и других людей. Состояние, при котором люди не могут распознать свои эмоции, называется алекситимия. При таком нарушении они не могут описать собственные чувства. Свои эмоции мы можем определить только посредством внимательного наблюдения за своим внутренним состоянием. Определить чужие эмоции гораздо сложнее. Существует несколько способов определения чужих эмоций: через мимику, жесты, позу, движения.

Вторым навыком является понимание эмоций. Если распознавание эмоций — это алфавит, то понимание эмоций — это построение фраз, осознание смысла, другими словами это понимание причин возникновения эмоций, т.е. ответ на вопрос «Почему я/другие это чувствую/ют?». Понимание эмоций позволяет оценивать последствия, например, учитель, находясь в плохом настроении не будет проверять тетради учеников, или, человек будет избегать важного разговора с другом, если тот находится в раздраженном настроении.

Как научиться понимать эмоции окружающих людей? На этот вопрос автор отвечает, что нужно быть внимательным к окружающим людям, нужно сонастраиваться с чувствами и эмоциями других людей, сопереживать им, смотреть на ситуацию глазами других.

Третий параметр эмоционального интеллект — это способность регулировать эмоции, что является более активной способностью, чем первые две. Марк Дэвис пишет: «Способность регулировать эмоции обеспечивает вам необыкновенную гибкость в эмоциональной и социальной жизни». Слишком сильное или слишком слабое эмоциональное возбуждение подавляет способность ясно мыслить и решать задачи. Важно удерживать эмоциональное возбуждение на среднем уровне. Способность контролировать свои эмоции позволяет не реагировать на провокации. Управление эмоциями помогает нам преодолевать давление общества, например, подросток может удержаться от курения, когда все его друзья курят.

Для регуляции эмоций Марк Дэвис предлагает использовать несколько методик. Первая — использование сдерживания, т.е. полное устранение внешних признаков нежелательных эмоций через намеренное и сознательное усилие. Вторая — когнитивный пересмотр, который автор описывает следующим образом: «Вы делаете попытку в уме изменить ситуацию таким образом, чтобы достичь более желательного эмоционального состояния». Например, школьница сдающая экзамен может себя успокоить, сказав себе, что это просто экзамен, который оценивает ее знания в конкретной области, но не оценивает ее достоинства. Третья методика — смещение внимания, т.е. переключение внимания с неприятных событий на положительные или нейтральные, например, сидя в кресле у стоматолога вспоминать летний отпуск. Четвертый способ регулировать эмоции — активное планирование, поиск путей решения проблем, например, в финансовых затруднениях разработать план снижения ненужных расходов. Пятая — привлечение помощи, как в виде эмоциональной поддержки, так и в виде конкретных действий.

Регулировать свои эмоции не просто, еще сложнее — регулировать чужие. Но, наверняка, все имеют опыт утешения, поддержки, кому-то приходилось успокаивать раздраженного человека или подбодрить грустного. Итак, для этого у нас могут быть следующие методы: юмор, слова сочувствия и эмоциональной поддержки, а также развитие мотивации или энтузиазма в другом человеке, особенно это полезно, когда человек устал от серии неудач и поражений.

И, наконец, четвертый параметр — использование эмоций. Автор предлагает смотреть на эмоции как на ресурсы для достижения целей, увеличения результативности. Понять сущность способности использовать эмоции помогут следующие примеры. Женщина, мечтающая стать писательницей, для мотивации может обклеить стены комнаты письмами от редакторов с отказами. Или, другой пример, человек, бросающий курить выписывает чек на крупную сумму организации, идеи которой он не поддерживает; он отдает чек знакомому с инструкцией, что нужно его отдать, как только он начнет курить.

Автор пишет, что положительные эмоции «делают вас более открытыми к опыту, более склонными к исследованию новых путей и к творчеству. Негативные эмоции обычно производят обратный эффект: сужают фокус вашего внимания и ограничивают вашу самореализацию». Таким образом, положительные эмоции помогают преодолевать стрессы, поэтому важно продлевать хорошее настроение, поддерживать его, генерировать положительные эмоции. Как этого достичь? Об этом подробно рассказано в книге «Проверьте свой EQ». Также вы можете подробно ознакомиться с тем, как использовать эмоции с целью влияния на окружающих и как использовать эмоции для лучшего регулирования конфликта. А книгу вы можете найти в читальном зале нашей библиотеки.

Одна из сильных сторон книги — это наличие практического материала: тесты, способы оценки эмоций, методики регуляции эмоций. Автор не просто дает описание эмоционального интеллекта, но предлагает пути для его развития.

Для примера привожу тест из книги на определение способности понимать свои эмоции. Проверьте свою способность!

Тест «Понимание причин возникновения собственных эмоций. Самоотчет»

Укажите, насколько точно каждое из приведенных ниже утверждений описывает вас. Будьте как можно более откровенны и честны: тест принесет пользу только в том случае, если ваши ответы точны. Отвечая на каждый вопрос, воспользуйтесь следующими вариантами ответов:

1. Это никогда не бывает верно по отношению ко мне.

2. Это редко бывает верно по отношению ко мне.

3. Это иногда бывает верно по отношению ко мне.

4. Это часто бывает верно по отношению ко мне.

5. Это всегда верно по отношению ко мне.

1. Когда я грустен или угнетен, я способен определить причину этого состояния.

2. Я полностью понимаю причины моего настроения.

3. Мое настроение предсказуемо и доступно пониманию.

4. Я озадачен тем, почему я чувствую то, что чувствую.

5. Я с трудом догадываюсь, что вызывает во мне то или иное настроение.

6. Я могу вычислить причину возникновения своих эмоций.

7. Когда я чувствую беспокойство, я не могу выразить словами, почему это так.

8. Мое настроение меняется, и я не очень хорошо понимаю почему.

9. Мне нравится анализировать причины, почему я чувствую себя так или иначе.

10. Я не трачу много времени на попытки вычислить, что вызывает у меня то или иное настроение.

Блестяще = 15 и выше

Хорошо = 10—14

Среднее = 1—9

Необходимо улучшать = 0 и меньше

Интерпретация

Сложите полученные цифры ответов на пункты 1, 2, 3, 6 и 9. Затем из этой суммы вычтите цифры ответов на пункты 4, 5, 7, 8 и 10. Результатом будет число между -20 и +20.

Литература

Проверьте свой EQ. Test your EQ. Умны ли вы эмоционально. — Москва : РИПОЛ классик, 2006. — 192 с. — (Психология Casual)

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/203.html