Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

13.03.2017 02:36

1 марта 2017 года в МГППУ состоялась первая встреча «Психологического киноклуба». На встрече участники посмотрели и обсудили фильм режиссера Тони Кей «Учитель на замену» (англ. «Detachment») 2011 года с Эндриен Броуди в главной роли. Эндриен Броуди известен российскому зрителю по фильму «Пианист».

Фильм рассказывает о маленьком отрезке жизни учителя Генри Барта, который заменяет в американских школах постоянных преподавателей. Есть такая профессия в США – заменять отсутствующих учителей. Параллельно истории Генри дает интервью невидимому журналисту. А фоном является детство Генри, которое откликается в каждой ситуации, с которой сталкивается герой. Все проблемы идут из детства... Травма, полученная в детстве является фоном всех событий, призмой, через которую преломляется настоящее главного героя. Таким образом в фильме представлено три разных временных периода: история, интервью и детство героя...

В картине задано несколько сюжетных линий: сам Генри, детско-родительские отношения между Генри, его дедушкой и его умершей матерью, жизнь юной проститутки Эрики, судьба талантливой девочки-фотографа Меридит, проблемы американских школ, выгорание учителей, их нерешенные глубокие личностные проблемы и как они отражаются в их работе, роль учителей в школе и их возможности по изменению сложившейся ситуации, детство как основа благополучия, отношения между учениками и их родителями, безучастие родителей в судьбе школьников, проблемы привязанности. И с моей точки зрения, все эти проблемы тесно переплетены, одна возникает из другой.

Из-за этого очень сложно описать фильм, настолько он глубокий и многогранный.

Сам режиссер фильма не считает, что это фильм совсем не про образование, это фильм, по его словам, про «...ответственность, но прежде всего про ответственность за все, что происходит с нами самими. Про то, как мы ведем себя в состоянии стресса».

Мне бы не хотелось раскрывать сюжет фильма, во-первых потому, что зрителю будет не интересно смотреть его. Во-вторых, не все можно описать словами, тем более эмоции, а эмоций фильм вызывает много. Постараюсь описать некоторые детали. Итак, главный герой фильма Генри Барт работает учителем на замену. В очередной раз он попадает в американскую школу, где учатся худшие дети в округе. Он преподает английский язык и литературу. Ученики не уважают учителей, плюют им в лицо, нецензурно выражаются, а на уроках просто не слушают учителя. Но Генри удается если не научить учеников чему-то по программе, то вызывать к себе некое уважение.

В первый день он устанавливает только одно правило: если школьники не хотят сидеть на уроках, пусть уходят. Выгнав таким образом одного ученика, он просит оставшихся написать сочинение о том, какую речь на похоронах сказали бы их родственники, друзья. Не дав ему договорить, ученики требуют бумагу. Не останавливаясь и не отвечая, Генри продолжает говорить о теме сочинения.

В этот же момент он сталкивается с неуважением ученика, который говорит ему: «Ты оглох, падаль, тебя спросили?» и кидает сумку преподавателя. На что Генри отвечает: «У сумки нет чувств. И мои чувства тебе не задеть. Ясно? Ты злишься на весь мир. Я был точно таким же. Слышишь? Я тебя понимаю, но на меня злиться глупо, я один из тех, кто пытается дать тебе шанс. А теперь сядь, а я дам тебе бумагу». Правильно подобранные слова и интонация остужают агрессию ученика.

Одна из учениц, Мередит (которую играет дочь режиссера), после урока спросила: «Вам правда без разницы, что о Вас говорят?». — «Может быть я просто привык?» — «Вот бы мне столько сил». — «Силы тут ни при чем. Просто нужно понять, что многие люди не думают, что творят. Не забывай об этом ни на минуту. Ты будешь встречать их снова, в любом возрасте».

В один из темных вечеров знакомится с юной проституткой Эрикой. Между ними возникает пока непонятная эмоциональная связь, что-то связывает Генри с этой девушкой, что-то есть общее в их судьбе. Когда он встречает ее в следующий вечер, то приводит ее домой, кормит, заботится о ней и дает возможность ей переночевать. Девушка остается жить у него. Эрика хочет, чтобы между ними были интимные отношения, но в итоге между ними устанавливаются родственные отношения, такие, которых обоим не хватало. Они находят опору друг в друге, участвуют в жизни друг друга. Эрика оказывается чутким человеком.

Генри дает несколько жизненных уроков ученикам. Один из них — это учиться читать. Подстегивать свое воображение. Верить в свои убеждения, чтобы сохранить сберечь себя, собственную личность.

Одна из его учениц – толстая, некрасивая, но очень талантливая девочка-фотограф по имени Мередит. Девушка не принимается отцом: он критикует ее внешность и ее хобби, ее фотографии, ее творчество. Он не верит в нее, не верит, что она способна достигнуть успеха в жизни.

В ее душе поселяется доверие к Генри и она хочет найти поддержку в его лице. Но в тот момент, когда Генри успокаивает девочку, момент входит другой учитель. В американском обществе не принято оставаться наедине с девочкой, и тем более, прикасаться к ученице, хотя никаких задних мыслей у Генри не было. Он хотел только поддержать, только успокоить. Этот случай заставляет его отдать Эрику в приют. Ведь это не нормально, что молодая девушка живет со взрослым мужчиной. Эрика плачет, умоляет ее не отдавать в приют. Но Генри понимает, что так надо, так принято в обществе...

Таким образом, в фильме представлено две судьбы юных девушек из семьи и улицы с совершенно разным финалом.

Вот только некоторые отрывки из фильма.

Английское название «Detachment», которое переводится как отчужденность, наиболее полно отражает суть фильма.

После просмотра участники киноклуба поделились своими мыслями и эмоциями по отношению к фильму.

Один из педагогов поделилась, что все ситуации, которые показаны в фильме, происходили в ее школе. Другая преподавательница сказала, что, наоборот, у нее и у ее детей была прекрасная школа. С ее точки зрения, такая ситуация, которая представлена в фильме, не может быть в российской школе, так как у нас в стране ближе связь между поколениями, т.е. семейственность в России на порядок выше. Так, в российских семьях дети долго живут вместе с родителями, порой даже не покидают их до старости. В американских же семьях принято в 18 лет уходить от родителей, а когда рождается ребенок ему сразу же выделяется отдельная комната в доме и спит он с младенчества один. Эта отчужденность и способствует той ситуации в школе, которая развернулась в фильме.

Один из участников выразил мнение, что здоровая личность может вырасти только в том случае, если она будет опираться на отношения, точнее на сочувственные отношения человека к человеку и закладывается это в ранние годы. И главный герой как раз и стал той опорой для девочки Эрики. Сам Генри в интервью в начале фильма говорит: «Многие учителя когда-то думали, что могут сделать мир лучше. Я знаю, как важно иметь в жизни опору, кого-то, кто направит, кто поможет разобраться в сложностях нашего мира. В моем детстве этого не было».

Участники выразили мысль, что педагоги сами травмированы, поэтому они не могут ничего изменить в школе. Травмированные дети, травмированные педагоги….. Бег по кругу. Однако один из участников предположил, что все-таки немного, чуть-чуть, но главному герою удалось изменить ситуацию.

С точки зрения психолога главный герой настолько хорошо справился с ролью, что заслуживает получения докторской степени по психологии.

С моей точки зрения это фильм ни на один раз и вызывает много вопросов по поводу мотивов героев, их чувств. Так что если есть желание посмотреть глубокий фильм и поразмышлять, фильм, который не обещает моря положительных эмоций, а, наоборот, вызывает вначале негативные, то я его порекомендую к просмотру. В фильме отражены реальные проблемы нашего времени, которые в той или иной степени представлены и в российском обществе. Однако у фильма есть послевкусие, через некоторое время возникают совсем другие переживания.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/207.html