Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

15.04.2017 08:07

С каждым годом на дорогах появляется все больше автомобилей, поэтому автомобилистам становится сложнее управлять транспортным средством, у пешеходов и водителей возрастает риск травматизма на дорогах. Последствия аварий заставляют серьезно задуматься о проблеме безопасности на дорогах и искать пути ее решения.

В данном анонсе представлен обзор первого тематического номера журнала «Современная зарубежная психология» за 2017 год, посвященный проблемам психологии дорожного движения. Авторы нового номера журнала – преподаватели и обучающиеся, рассматривают проблему широко и с разных сторон, учитывая взаимосвязи всех участником дорожного движения. Большинство авторов являются магистрантами специальности «Психология дорожного движения».

Статья С.Б. Ефремова «Тип коммуникаций между водителем и автомобилем, основанный на дополненной реальности: «новый тренд» в построении интеллектуальных транспортных систем» посвящена обзору дополнительных устройств, помогающих водителям лучше ориентироваться на дороге, снижающих сенсорную нагрузку, уменьшающих количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах. Среди них есть устройства, позволяющие общаться автомобилям между собой и предупреждать об опасности, приборы, предупреждающие об изменении траекторий автомобилей, устройства распознавания дорожных знаков и другие. Дополнительные устройства особенно полезны пожилым людям, людям с расстройствами внимания и СДВГ.

В статье А.А. Григоренко и Д.В. Турченковой представлен анализ зарубежного опыта проведения мероприятий и кампаний по профилактике ДТП. Показана зарубежная практика просвещения и поощрения безопасного поведения на дорогах.

Кроме того, авторы провели собственное исследование, целью которого было изучение отношения различных возрастных групп к мероприятиям по повышению дорожной грамотности. Результаты исследования подробно представлены авторами. На основе анализа опыта зарубежных стран и данного психологического исследования были намечены дальнейшие линии изучения, направленные на улучшение планирования и проведения мероприятий по профилактике ДТП.

Зарубежный опыт разработки и внедрения обучающих программ для детей по безопасному поведению на дорогах отражен в статье М.В. Дорониной «К вопросу разработки обучающих программ в области безопасности дорожного движения в системе общего и дополнительного образования». Автор отмечает, что в США и Великобритании разработаны программы обучения, которые базируются на теории Л.С. Выготского. Автор статьи перечисляет и аргументирует факторы риска, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении обучающих программ по безопасному поведению на дорогах, особенно акцентируя внимание на семейном факторе риска.

Проблемы обучения водителей с аутизмом поставлена в статье группы авторов под названием «Проблема подготовки и сопровождения молодых водителей с расстройствами аутистического спектра». Перечислены трудности, с которыми сталкиваются водители с аутизмом. Опрос инструкторов показал, какие именно особенности психики мешают им обучать будущих водителей с рассройствами аутистического спектра. Опрос показал, что на данный момент нет специального подхода к обучению лиц с РАС.

Впервые на русском языке описана междисциплинарная модель поддержки и содействия мобильности в Странах Европы PASS, разработанная в Германии для повышения безопасности дорожного движения. Данная модель рассмотрена в статье под заголовком «Междисциплинарная модель поддержки и содействия развития «компетентности мобильности в Европе» С.А. Макеевой и Т.В. Кочетовой. Аббривиатура PASS расшифровывается как Psychological and Medical Assistance for Safe Mobility (психологическая и медицинская помощь для надежного передвижения). Модель базируется на понятии «компетенция мобильности», т.е. «овладение правилами дорожного движения и уверенное поведение на дорогах, знание и способность учитывать риски дорожно-транспортной среды, закономерности физического поведения во время вождения и ограничения, связанные с психофизиологическим состоянием человека, а также способность к управлению транспортным средством» [1]. Модель создана на стыке транспортной психологии и транспортной медицин, поэтому является междисциплинарной.

В статье Арчаковой Т.О. «Безопасность дорожного движения: исследования с позиций возрастной психологии» подробно рассмотрены особенности формирования навыков пешехода в детском возрасте, выявленные зарубежными психологами и уникальная роль родителей в формировании этих навыков. Выделенные особенности помогут семьям и педагогам сформировать у детей аккуратное поведение на дорогах. В статье дается анализ рискованного поведения подростков в дорожно-транспортной среде, выделяются факторы риска (пол ребенка, статус семьи, давление сверстников).

В статье М.С. Поликарповой "Соотношение понятий "агрессивное" и "опасное" вождение в современной отечественной и зарубежной психологии" описаны особенности понятий, их сходства и различия, а также отношение друг к другу.

26 мая в Московском государственном психолого-педагогическом университете пройдет конференция «Психология дорожного движения в России: вопросы теории и практики». Зарубежные эксперты в области психологии дорожного движения из Европы поделятся своим опытом с участниками конференции. На мероприятии будут затронуты темы по профилактике правонарушений дорожно-транспортной среды, психологической диагностике и оценке подготовки водителей разных категорий, мотивам и эмоциональным состояниям при вождении. Конференция будет работать в формате мастерских, дискуссионных площадок, постер-сессии.

Новый номер электронного журнала "Современная зарубежная психология" выйдет в первых числах мая. Подробно ознакомиться со статьями, описанными выше, можно будет на портале психологических изданий PsyJournals по адресу http://psyjournals.ru.

Готовятся к выпуску следующие тематические номера:

  • кросс-культурные исследования в сфере детско-родительских отношений;
  • геронтология;
  • дети и интернет.

Мы приглашаем авторов к сотрудничеству для написания статей по заявленным выше темам. С требованиями к статье можно ознакомиться, перейдя по ссылке http://psyjournals.ru/jmfp/authorinstructions/.

Использованная литература

1. Современная зарубежная психология. — 2017. — №1.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/208.html