Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

01.10.2018 07:56

На сегодняшний день в отечественной музыкальной психологии отсутствует стандартизованный многомерный диагностический инструментарий для определения музыкальности. Психологи Т.С. Князева и Т.С. Шохман восполнили этот пробел, результаты работы были представлены в статье журнала «Современная зарубежная психология» «Музыкально развитая личность: к апробации методики GOLD-MSI», содержание которой и будет представлено ниже.

Музыкальный талант – сложная многосоставная структура, ориентированная на выполнение конкретной деятельности (R.S. Person, 2009, D.K. Simonton, 1999, J. Sloboda, 2008). Компоненты структуры не всегда коррелируют друг с другом, так наличие способности к звуковому различению не обязательно говорит о способности понимать музыку или запоминать мелодию. Великие композиторы, такие как П.И. Чайковский, А.Н. Скрябин, Р. Вагнер, не обладали абсолютным слухом, но дирижеру и настройщикам музыкальных инструментов он необходим. Из этого мы можем сделать вывод, что для конкретной музыкальной деятельности нужен свой набор музыкальных способностей.

Однако, создание под каждую узкоспециализированную музыкальную деятельность своего инструментария – задача вряд ли выполнимая. Наоборот, наблюдается тенденция к переходу «от измерения частных способностей ..., к описанию и учету многообразия музыкального поведения» [1].

Одной из таких методик, активно использующихся за рубежом, является надежная стандартизованная многомерная методика определения музыкальных способностей под названием GOLD-MSI (Goldsmiths Musical Sophistication Index), которую разработали в Голдсмитском университете в Англии Даниэль Мюлензифен, Бруно Гинграс, Джейсон Мьюзил и Лорен Стюарт и опубликовали в 2014 году. Методика адаптирована в Германии, Франции, а также переведена на датский язык.

GOLD-MSI базируется на следующих положениях:

1) развитие разных аспектов музыкальности может осуществляться через вовлеченность в различные формы музыкальной деятельности в разнообразных музыкальных средах, а не только в рамках музыкального образования (например, музыкальная журналистика, хореография, диджеинг и др.);

2) люди различаются по уровню развития отдельных сторон музыкальности (хороший слух и чувство ритма, но низкая мотивация к занятиям);

3) музыкально развитую личность характеризует высокий уровень в развитии всех сторон музыкальных способностей.

Методика GOLD-MSI состоит из двух частей: самооценочного опросника и музыкального теста. В опроснике представлено 31 утверждение, с которым испытуемый в той или иной степени соглашается, например, «Я могу сказать, когда люди поют или играют фальшиво», и вопросы, посвященные выяснению аспектов практической стороны музыкальной деятельности, например, сколько времени в неделю испытуемый тратит на музыкальную деятельность и т.д.

Вторая часть диагностики – музыкальный тест, представляет собой музыкальные задания, «...направленные на диагностику мелодической памяти и чувства ритма» [1]. Задача одного из заданий – прослушать и две мелодии и сравнить их между, чтобы определить изменился ли мелодический рисунок во второй мелодии или нет. В другом задании, «направленном на восприятие ритма, участникам нужно было определить попадает ли наложенный повторяющийся звуковой сигнал в ритмический рисунок музыкального произведения» [1].

Методика состоит из шести шкал: «Музыкальная вовлеченность», «Музыкально-воспринимающие способности», «Музыкальная практика», «Музыкально-воспроизводящие способности», «Эмоции» и, собственно, «Общее музыкальное развитие» (генеральный фактор).

В России в 2018 году сделан перевод и проведена адаптация методики к российской действительности.

Для апробации Т.С. Князева и Т.В. Шохман провели исследование, в котором приняло участие 107 человек (90% женщины), средний возраст которых составил 33,64 года, из них 27 человек были профессиональными музыкантами. Первую часть диагностики выполнили все 107 участников, вторую – музыкальный тест – 48 испытуемых.

Задача исследования – проверка критериальной валидности русскоязычной версии опросника.

Полученный результаты сравнивались с аналогичными зарубежными результатами. В качестве показателей надежности российские исследователи использовали коэффициенты альфа Кронбаха (оценивает внутреннюю согласованность пунктов внутри каждой шкалы) и лямбда 6 Гуттмана (показатель расщепленной надежности). Средние значения, полученные российскими исследователями, совпали с результатами немецких и английских коллег, что говорит об адекватной адаптации методики. Методика дает возможность определять как частные музыкальные способности (чувство ритма, музыкальный слух), так и сложное музыкальное поведение. Диагностику можно использовать, если нужно получить результаты по отдельным шкалам.

Практическое значимость методики заключается в использовании ее как в исследовательской деятельности, так и в музыкальном образовании и в психологическом его сопровождении, позволяя оценивать успешность обучения на разных этапах. Особенность данного психодиагностического инструмента в том, что он может использоваться и для исследования музыкального поведения не профессиональных музыкантов, например, музыкальных журналистов, диджеев, музыкантов-любителей, для которых музыкальная деятельность является любимым хобби.

А с вашей точки зрения, данная методика может быть полезна в музыкальных школах и училищах?

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/225.html