Екатерина

23.04.2019 11:59

Ароматы и запахи являются нашими спутниками жизни. Утром нас пробуждает аромат кофе, пробегая по пути на работу мимо уютных кофеен, мы ощущаем аромат свежей выпечки, зимой мы наслаждаемся ароматом цитрусов и корицы.

О влиянии запахов на наше эмоциональное состояние и об их предпочтении рассказывают авторы статьи «Запахи как фактор, влияющий на скрытую агрессию» И. С. Демина и И. Н. Коноплева, основное содержание которой и будет отражено ниже.

Любовь человека к ароматам прослеживается с древнейших времен. Об этом нам рассказывают произведения искусства древних людей – рисунки, сделанные в пещерах, древнейшие источники литературы, например, поэма о Гильгамеше, написанная в XXVIII веке до н.э. Аромат упоминается в Библии и Коране. Ароматы особенно ценились в Индии, где храмы строились специально из сандала. Считалось, что сандал дарит спокойное медитативное ясное состояние ума. В Китае верили, что «ароматы растений содержат магическую силу души растения». Египетские жрецы с помощью ароматов растений занимались целительством, проводили ритуалы. Знания об ароматах из Египта перекочевали в Древнюю Грецию. Рим использовал благовония для поклонения богам. Таким образом, ароматы играли особую роль в жизни древних людей. Авторы статьи подчеркивают, что уже в древних цивилизациях осознавалось влияние ароматов на психику человека. Так, считалось, что «запах розы способствует расслаблению и снимает нервозность, а аромат кедра развивает у человека благородство и придает стойкость к испытаниям». В современном мире запахи изучаются в парфюмерии, ароматерапии, используются в медицине. В аромотерапии запахи делятся по направленности воздействия на: стимулирующие, расслабляющие или успокаивающие, адаптогенные.

В настоящее время уже доказано, что пахучие вещества связаны с эмоциями, влияют на самочувствие человека, однако не так много исследований, посвященных влиянию запахов на состояние внутренней агрессии.

И. С. Демина и И. Н. Коноплева провели исследование, цель которого – выявить взаимосвязи между структурами темперамента и предпочитаемыми или нежелательными запахами. На данный момент установлено, что неприятные запахи повышают раздражительность и внутреннюю агрессию.

В исследовании приняло участие 100 человек в возрасте от 16 до 42 лет, 50 мужчин и 50 женщин. Были использованы следующие методики: тест внутренней агрессии (Сайн Дайхофф), ассоциативный тест Международной ассоциации ароматерапевтов (проба на непреносимость), методика определения психологической характеристики темперамента (опросник Смирнова). Испытуемые должны были самостоятельно назвать запахи, которые им неприятны, и запахи, которые воспринимаются положительно.

Результаты исследования показали, что самыми неприятными являются запахи: продуктов горения, пота, продуктов питания, человеческих выделений, гниения, причем мужчины чаще называют запах продуктов горения, а женщины – продуктов питания. Авторы статьи связывают такой выбор с рутинной деятельность, которая связана с неприятными переживаниями: так женщины много времени в течение дня проводят на кухне. 13 человек из 100 назвали в качестве раздражающего запаха духи, а 2 человека – шоколад. Лидерами приятных запахов стали цветочные, древесные и фруктовые. Причем цветочным запахам отдавали предпочтения женщины, а мужчины – древесным. Женщины также отдавали предпочтения сладким, пряным запахам. Исследователи задались вопросом, почему образуется связь между запахом и отрицательной эмоцией, ведь не каждый человек назовет негативным запах шоколада или ванили. Исследователи искали те структуры темперамента, которые отвечают за выбор запаха.

Обнаружилась положительная связь между темпом реакции и выбором запаха. Люди с высоким темпом реакции называли неприятными те запахи, которые нужно оценить мгновенно, это определение свежести продуктов питания, улавливание запаха человеческих выделений. Люди с более медленным типом реакции выбирали запахи, на оценку которых требуется время, например, духи, запах лекарств. Это не значит, что люди с низким и медленным типом реакции будут оценивать неприятные запахи как положительные, это значит, что влияние на них будет менее интенсивным.

На выбор запаха оказывает влияние уровень внутренней агрессии, то есть в зависимости от внутреннего состояния один и тот же запах может быть оценен либо как положительный, способствующий улучшению настроения, либо как отрицательный, вызывающий злость и раздражение. Обнаружена и конкретная связь между выбираемым запахом и уровнем скрытой агрессии. Женщины с высоким уровнем скрытой агрессии чаще выбирали цветочные запахи, со средним – фруктовые.

Исследователи выделили связь между уровнем ригидности и выбором запаха. Так, ригидные люди воспринимают большинство запахов чаще как негативные. Со снижением уровня ригидности повышается количество запахов, которые нравятся испытуемым. Кроме того, каждому уровню ригидности свойственен свой набор запахов, т.е. люди со средним уровнем ригидности не выберут ароматов, которые предпочтут люди с низким или высоким уровнем ригидности.

Люди с высоким уровнем эмоциональной возбудимости большее количество запахов определяют как негативные, а люди с высокой эмоциональной устойчивостью положительно реагируют на большинство стимулов.

Также изучалась сама реакция на запах. Испытуемым нужно было оценить запах как приятный, нейтральный или неприятный. Выяснилось, что знакомые запахи чаще всего оцениваются как положительные, запахи, с которыми испытуемые встречаются не часто оценивались и как положительные, и как отрицательные, а новые запахи – чаще как неприятные. Таким образом, исследование выявило, что на выбор запаха оказывают влияние темп реакции, уровень ригидности, уровень внутренней агрессии, уровень эмоциональной возбудимости, уровень экстраверсии. Также исследователями были выделены гендерные различия.

Литература:

Демина, И. С. Запахи как фактор, влияющий на скрытую агрессию [Электронный ресурс] / И. С. Демина, И. Н. Коноплева // Психология и право. – 2012. – №3. – URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54059.shtml (дата обращения: 23.04.2019)

.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: http://psychlib.ru/resource/guide/232.html