Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

22.09.2010 23:00

Сегодняшняя тема блога посвящена проблемам музыкальных способностей, и в частности хотелось бы поговорить о книге Бориса Михайловича Теплова «Психология музыкальных способностей».

Проблемы способностей всегда была краеугольным камнем в психологии. Стоит лишь посмотреть на количество публикаций по данной теме и можно совершенно точно убедиться в этом. Данной проблематике посвящали свои труды и монографии такие «столпы» отечественной психологии как Владимир Николаевич Дружинин, Яков Александрович Пономарев, Диана Борисовна Богоявленская и многие другие как отечественные, так и зарубежные исследователи. В основном данные исследования проводились в различных областях психологии. Были исследования, посвященные и проблемам общих способностей, были исследования, посвященные и проблемам творческих способностей. Но, пожалуй, самой яркой работой, в области творческих способностей была и остается монография Бориса Михайловича Теплова «Психология музыкальных способностей».

Данная книга состоит из 9 глав и каждая глава – сама по себе взятая отдельно самоценный источник информации по определенной теме. Прежде всего, автором рассматриваются различные подходы и концепции к определению понятие способность к музыке. В последующих главах автор делает акцент на некоторые психофизиологические корреляты понятия «способность к музыке». Прежде всего к таким коррелятам относятся:

  1. ощущение музыкального слуха,
  2. чувствительность к различению высоты звука,
  3. абсолютный слух,
  4. мелодический слух и ладовое чувство,
  5. гармонический слух,
  6. музыкальные слуховые представления и наконец
  7. чувство ритма.

Следует так же отметить, что само по себе исследование предпринято таким образом, что первая глава дает читателю представление о музыкальной одаренности, а последняя – о музыкальных способностях. В данной работе Бориса Михайловича есть и некоторые особенности. Например, в некоторых главах книги используются воспоминания самих музыкантов о процессе создания какого-либо произведения. Исследования, которые проводил автор на тему музыкальных способностей в некоторых главах и частях глав сопровождаются так же нотными зарисовками. Так же следует отметить, что автор довольно большое внимание уделяет роли музыки в развитии человеческой психики, как и каким образом музыка может являться движущей силой развития ребенка, почему для гармоничного развития личности так необходимо слушать музыку. Детально рассматривая широкий спектр компонентов музыкальности, в итоге книги Б.М.Теплов выделяет три основных музыкальных способности: ладовое чувство, слуховое «представливание» (написание Б.М.Т.) и музыкально-ритмическое чувство, выдвигая таким образом их на передний план.

В конце книги Б.М.Теплов выделяет три основных музыкальных способности: ладовое чувство, слуховое «представливание» и музыкально-ритмическое чувство, выдвигая таким образом их на передний план.

Исследование, предпринятое Б.М.Тепловым, является в своем роде уникальным, – оно одно из первых было посвящено проблеме частных (специальных) способностей – или, если обобщать тему книги еще дальше, – она одна из первых затронула тему так называемой отраслевой психологии и дала мощный импульс для последующего развития не только психологии способностей и психологии творчества, но и педагогики, ориентированной на гармоничное развитие личности посредством музыки.

В библиотеке МГППУ Вы можете найти следующие труды Теплова Б.М:

  1. Теплов Б.М. Том 1: Избранные труды - М.:Педагогика, 1985 Т.1, 2
  2. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии - М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1952
  3. Теплов Б.М. Психология :ОГИЗ, Госполитиздат, 1946
  4. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избранные труды – Москва-Воронеж: МОДЭК, 1998
  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1947
  6. Теплов Б.М. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека – М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1956, Т.1, 2, 3, 4, 5
  7. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии М.: Институт философии Академии наук СССР, 1962
  8. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы// Вопросы психологии. - №6 ноябрь-декабрь 1971
  9. Теплов Б.М. Из дискуссии с А.Н. Леонтьевым по проблеме способностей (1953). Письмо первое// Вопросы психологии. - №2 март-апрель 2003
  10. Теплов Б.М. Из дискуссии с А.Н. Леонтьевым по проблеме способностей (1953). Письмо второе// Вопросы психологии. - №2 март-апрель 2003
  11. Теплов Б.М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значения для психологии индивидуальных различий// Вопросы психологии. - №5 сентябрь-октябрь 1963
  12. Теплов Б.М. О понятиях слабости и инертности нервной системы// Вопросы психологии. - №6 ноябрь-декабрь 1955
  13. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений// Вопросы психологии. - №5 сентябрь-октябрь 1957
  14. Теплов Б.М. Об исторической оценке психологической концепции Н.Н. Ланге. Ответ А.А. Шеину// Вопросы психологии. - №6 ноябрь-декабрь 1960
  15. Теплов Б.М. Общие и специальные элементы музыкальной одаренности// Искусство в школе. - №4 1996
  16. Теплов Б.М. Основные идеи в психологических трудах Н.Н. Ланге (К 100-летию со дня рождения)// Вопросы психологии. - №6 ноябрь-декабрь 1958
  17. Теплов Б.М. По поводу публикации рукописи Н.Н. Ланге 'Гельмгольц как психолог'// Вопросы психологии . - №2 март-апрель 1963
  18. Соколов, М.В., Теплов Б.М. Психологические идеи А.И. Герцена// Вопросы психологии . - №2 март-апрель 1962
  19. Теплов Б.М. Учение о типах высшей нервной деятельности и психология// Вопросы психологии . - №1 январь-февраль 1955
  20. Теплов Б.М., Борисова, М.Н. Чувствительность к различению и сенсорная память// Вопросы психологии . - №1 январь-февраль 1957
Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/47.html