Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Российская Академия образования
Психологический институт имени Л. Г. Щукиной

На правах рукописи

ГУРУЖАПОВ Виктор Александрович

Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми
младшего школьного и подросткового возраста
(на материале живописи и графики)

19.00.13 — психология развития, акмеология.

Диссертация
на соискание ученой степени доктора психологических наук

Москва — 2002

2

Содержание

Стр.

Введение. Актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, теоретическое и практическое значение исследования, основные положения, выносимые на защиту

5

Глава 1. Теоретический анализ психологической природы смыслопорождающих систем понимания искусства детьми

11

1.1. Понимание искусства как психологический феномен

11

1.1.1. О соотношении индивидуального и общественного в понимании искусства

11

1.1.2. Значения и смысл содержания произведений искусства с точки зрения культурной нормы их понимания

20

1.1.3. Понимание искусства и другие пограничные термины

28

1.2. Развитие понимания искусства детьми как психологическая проблема

37

1.2.1. Соотношение условий и результата интерпретации детьми содержания сюжетных картинок и графических изображений

37

1.2.2. Возрастные возможности понимания детьми образного содержания произведений живописи и графики

43

1.2.3. Качественные характеристики возрастных особенностей понимания детьми искусства

50

1.3. Теоретические подходы к исследованию смыслопорождающих систем понимания искусства детьми

55

1.3.1. Образы, представления, идеи в процессах интерпретации содержания произведений изобразительного искусства

55

1.3.2. Деятельностный подход к анализу взаимосвязи образов, представлений и идей в познавательных процессах

68

1.3.3. Особенности культурно нормированных смыслопорождающих систем понимания искусства

73

1.3.4. Подходы к изучению особенностей понимания искусства как диалога в современных психолого-педагогических исследованиях

78

3

1.3.5. Критерии классификации смыслопорождающих систем понимания искусства

85

1.4. Методы исследования смыслопорождающих систем понимания искусства

92

1.5. Выводы по главе 1

93

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей смыслопорождающих систем понимания искусства детьми

98

2.1. Общая характеристика смыслопорождающих систем понимания искусства детьми

98

2.1.1. Множественность и устойчивость смыслопорождающих систем понимания искусства детьми

98

2.1.2. Образ и действия в структуре смыслопорождающих систем понимания искусства

104

2.1.3. Особенности влияния смыслопорождающих систем понимания искусства на эмоциональную оценку произведений станковой живописи и графики

109

2.2. Особенности развития смыслопорождающих систем понимания искусства у детей младшего школьного возраста

114

2.2.1. Развитие понимания искусства младшими школьниками в процессе обучения живописи

114

2.2.2. Особенности включения в смыслопорождающие системы идеи замысла

125

2.2.3. Осознание ребенком себя как зрителя и ценителя изобразительного искусства

132

2.2.4. Анализ случаев непонимания детьми замысла произведения

146

2.3. Особенности развития смыслопорождающих систем понимания искусства у детей подросткового возраста

151

2.3.1. Трансформация смыслопорождающих систем понимания искусства детьми при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту

151

2.3.2. Становление художественных представлений об искусстве в процессе широкого знакомства с искусством

162

2.3.3. Особенности развития понимания искусства в общении подростков

170

4

2.4. Выводы по главе 2

178

Глава 3. Прикладные аспекты и перспективные проблемы изучения смыслопорождающих систем понимания искусства детьми

182

3.1. Учет особенностей смыслопорождающих систем понимания искусства детьми в практике художественного образования

182

3.1.1 Работа подростков над «зрительским отзывом о картине»

182

3.1.2 Модель взаимодействия музея и школы, ориентированной на формирование творческих смыслопорождающих систем понимания искусства детьми

190

3.1.3. Актуализация в условиях музея «специфических» смыслопорождающих систем понимания искусства детьми

203

3.2. Анализ особенностей социокультурной ситуации развития современных детей

210

3.2.1. Влияние массовой культуры и информационных технологий на понимание искусства детьми

210

3.2.2. Этнокультурные аспекты художественного развития детей

214

3.3. «Предельные ситуации» проявления реальности смыслопорождающих систем понимания искусства детьми

221

3.4. Выводы по главе 3

227

Заключение. Обобщающие выводы и перспективы дальнейших исследований

230

Список литературы

233

Список публикаций В. А. Гуружапова по теме диссертации

250

5

Введение

Цель исследования — изучение особенностей понимания смысла изобразительного искусства детьми младшего школьного и подросткового возрастов.

Актуальность исследования определяется потребностями практики художественного образования в данных о психологических закономерностях познания искусства детьми. В первую очередь это связано с задачами проектирования дискуссионных форм работы с детьми в школе и в художественном музее. Давая возможность детям самостоятельно интерпретировать и оценивать произведения, учителя и музейные педагоги вынуждены учитывать особенности отношения юных зрителей к искусству. Суммы результатов классических исследований недостаточно, так как в связи с изменениями типа обучения и всей социокультурной ситуации развития детей существенно меняются способы ориентации их в мире искусства. Поэтому требуется заново осмысливать природу феноменов понимания искусства.

Проблема. Каждое произведение искусства состоит из множества элементов, имеющих в культуре общие для многих людей значения. При этом один и тот же элемент художественной формы может иметь несколько значений. Открытие зрителем определенных значений в сочетаниях, соответствующих личному опыту познания и переживаний явлений действительности и искусства, с эмоционально-оценочным отношением к произведению в целом есть интимный процесс порождения смысла этого произведения. Достижение понимания содержания произведения есть результат этого процесса. За «открытым» при восприятии произведения искусства смыслом стоят определенные образы, представления и идеи, которые складываются у человека в процессе познания жизни и искусства. Влияние их может быть самым различным. Вместе с тем, как мы утверждаем и попытаемся доказать, существуют комбинации образов, представлений и идей, которые достаточно жестко определяют возможный спектр интерпретаций изобразительной формы, то есть выбор значений, на основе которых порождается смысл произведения. Тем самым они оказывают генерализирующее влияние (то есть превышающее простую

6

сумму влияния отдельных элементов) на характер осмысления ребенком содержания произведений. Такие комбинации мы называем смыслопорождающими системами понимания искусства (в тексте иногда смыслопорождающими системами или СПС).

Открытой является проблема: какие особенности смыслопорождающих систем понимания искусства и в каких условиях позволяют или мешают детям младшего школьного и подросткового возраста дать культурно обоснованные (то есть соответствующие замыслу автора) интерпретации и оценку образного содержания станковых произведений живописи и графики.

Объект исследования — смыслопорождающие системы понимания искусства как комбинации образов, представлений и идей, оказывающие генерализирующее влияние на интерпретацию и оценку детьми содержания произведений станковой живописи и графики.

Предмет исследования — содержание, структура и типы смыслопорождающих систем понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста, взятые в отношении к культурной норме интерпретации и оценки образного содержания произведений станковой живописи и графики.

Гипотезы исследования:

1. Содержанием СПС являются разнообразные образы, представления и идеи, которые складываются на основе обобщения ребенком своего опыта познания и переживаний отношений действительности и мира искусства. Они группируются вокруг идей о сущности искусства и в процессе анализа произведений живописи и графики проявляются как выражение концептуального и вместе с тем пристрастного взгляда на искусство.

2. СПС имеют иерархизированную двучленную структуру: ядро —оболочка. Содержание ядра определяется представлениями и идеями, которые отражают меру усвоения ребенком общезначимой природы искусства как деятельности, нацеленной на создание выразительных образов. Содержание оболочки составляют образы, представления и идеи, отражающие индивидуальный опыт познания ребенком явлений действительности и искусства и переживаний событий своей жизни.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/GuruzhapovVA/Gss-d-255.htm