Описание
Жилинская А. В. Создание в образовательном проекте условий для освоения старшеклассниками способов постановки целей // НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Вестник 2010—2011. — Москва: НИИ ИСРОО, Пушкинский институт, 20102011. — С. 292—296. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=354612.
Рубрики:

 • Детская психология → Педагогическая психология

 • Научная литература

Аннотация:
Учащимся 8—11 классов московской школы предстояло освоение четырех способов постановки цели на примере решения актуальных социокультурных проблем, то есть соотнесения: 1) социума в целом и своего дела, 2) идеала и прогноза естественного изменения, 3) ценностей и деятельностной позиции, 4) нормы и ситуации. Такой подход позволяет оценить умение учащегося ставить цели и наличие у него одного из трех уровней самостоятельности: 1) механическое выполнение задания, 2) навык определения цели, 3) навык определения цели в проблемной ситуации, когда возможны варианты действий и нужен навык самоопределения выбора решения. Задача проектной группы была в организации в школе нескольких учебно-диагностических игр по пониманию текста для школьников более младших классов. По результатам итоговой игры их родителям выдавались заключения об уровне развития способности понимания и коммуникативных способностей детей, о наличии у них склонности к коллективной мыслительной работе. Задача старшеклассников состояла в создании условий для диагностирования пяти-шести учеников. В течение года старшеклассники учились организовывать обсуждение текста и ставить цели. Автор исходил из предположения, что объективировать свою цель человеку приходится в ситуации неизбежного сотрудничества и необходимости согласованно действовать в команде. Авторы пришли к выводу, что основная сложность, с которой сталкиваются старшеклассники, — это недостаточная степень осознанности собственных целей и неспособность все свои действия подчинить сформулированной цели. Для ее преодоления после каждой попытки организации обсуждения были попытки восстановить способ действия участника, нормы, которые были им реализованы, а также расхождение между сформулированной целью и тем, что было реализовано. Оказалось, что основную трудность представляют способы постановки цели 1 и 2, способ 4 оказался самым легким.
 • Открыть карточку в Электронном каталоге: 354612
Адрес страницы: http://psychlib.ru/mgppu/JSo-2011/JSo-292.htm