Аннотация:
Для изучения функций нервной системы метод аналитический принципиально верный, потому что факты поведения для этой науки суть симптомы нервных процессов. Для психологии такая точка зрения убийственна. Кажется, к таким выводам начинает приходить большинство психологов. Все настойчивее выдвигается необходимость изучать поведение как целое; искать законы, организующие это целое, руководящие отдельными реакциями, входящими в состав целого акта поведения, и придающие им смысл. В 1924 г. в МГУ были проведены эксперименты с целью вызвать такие реакции, которые бы регулировали поведение, а не только отвечали на раздражение. Сделаны выводы: 1) всякая доминантная реакция, помимо того, что является ответом на вызвавшее ее раздражение, имеет тенденцию овладеть всем поведением в целом; 2) это регулирующее действие основной реакции сказывается в двоякого рода фактах: изменениях, которые происходят в самой доминантной реакции (ускорение/замедление, усиление/ослабление) и в подчиненной реакции (подавление, перемена направления и т. д.); 3) простейшим законом структуры единства нашего поведения, по-видимому, является тенденция реакций к доминантности, т. е. к организации всего поведения в свою пользу; борьба за более или менее устойчивое господство одной реакции, основанное не на подавлении всех прочих, а на выработке некоторой результанты, равнодействующей всех борющихся реакций; 4) поведение человека организуется по принципу доминанты. Для психологии это означает не главенствующий очаг возбуждения, но господствующую тенденцию поведения.
• Открыть карточку в Электронном каталоге:
390668