Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Московский городской психолого-педагогический университет

М. В. Телегин

Теория и практика
диалогического воспитания детей
старшего дошкольного и младшего
школьного возраста

Москва
2006

2

ББК

88.8
Т31


 

 

Телегин М. В.

Т31

Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: МГППУ, 2006. — 272 с.

ISBN 5—94051—011—6

Книга знакомит читателей с теоретическими основами и важнейшими практическими аспектами диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Теория диалогического воспитания — органичный синтез творческого наследия выдающихся философов, писателей, педагогов и вершинных достижений отечественной психологии советского периода: Культурно-исторической, Деятельностной психологии, Теории учебной деятельности.

На основе теории диалогического воспитания уже созданы образовательные программы «Воспитательный диалог» и «Философия для детей», способные послужить одним из вариантов ответа на ключевой вопрос — как нам, в реалиях России начала XXI века, воспитать Человека?

Историческим, культурным прототипом полноценных мировоззренческих диалогов, согласно теории диалогического воспитания, являются сократические диалоги («Диалоги» Платона). В книге содержатся психологическая и педагогическая модели сократического диалога, обосновывается возможность организации сократических диалогов с детьми, исследуется влияние сократических диалогов на личностное и когнитивное развитие ребёнка.

Сегодня, в охваченном системным кризисом российском социуме, как никогда актуально звучат педагогические идеи Сократа, Платона, Яна Амоса Коменского («Великая дидактика»), Антония Погорельского («Чёрная курица, или Подземные жители»), В. Ф. Одоевского («Городок в табакерке»), Л. Н. Толстого («Беседы с детьми по нравственным вопросам»), В. А. Сухомлинского («Сердце отдаю детям»), М. Липмана («Философия для детей»). Проходя сквозь призму психологических концепций Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, идея о мировоззренческом диалоге, как эффективном методе воспитания, поднимается на современный научно-теоретический уровень, позволяющий проектировать конкретные формы организации воспитательного, учебного процесса.

Книга адресуется педагогам, родителям, психологам, философам, гувернёрам, студентам — всем, кто неравнодушен к проблемам воспитания детей.

ББК 88.8

 

ISBN 5—94051—011—6

© Телегин М. В., 2006
© МГППУ, 2006

3

Оглавление

 

 

РАЗДЕЛ I.

Теория диалогического воспитания и развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

8

 

ГЛАВА 1. Педагогические основания диалогического воспитания и развития детей

8

 

ГЛАВА 2. Психологические основания диалогического воспитания и развития детей (популярный очерк)

26

 

ГЛАВА 3. Психологические основания диалогического воспитания и развития детей (цитируем классиков)

52

 

ГЛАВА 4. Психологические основания диалогического воспитания и развития детей (отечественная психология — современным воспитателям)

70

 

ГЛАВА 5. Философские основания диалогического воспитания

92

 

ГЛАВА 6. Воспитательный диалог как философствование. Сократ как родоначальник полноценного философствования и полноценной философии. Время Сократа

106

 

ГЛАВА 7. Сократ. Цели философского диалога. Спор Сократа и софистов. Феноменологическое описание и психологическая модель полноценного сократического диалога

124

 

ГЛАВА 8. Представление. Спонтанное понятие. Спонтанное мировоззренческое представление. Психологические особенности спонтанных мировоззренческих представлений детей 6—9-летнего возраста (теоретический аспект)

146

4

РАЗДЕЛ II.

Практические аспекты диалогического воспитания и развития старших дошкольников и младших школьников

172

 

ГЛАВА 9. Возможность организации сократических диалогов с детьми старшего дошкольного возраста: интерес к мировоззренческой проблематике, высокий уровень развития наглядно-образного мышления старших дошкольников

172

 

ГЛАВА 10. Возможность организации сократических диалогов с детьми старшего дошкольного возраста: уровень развития восприятия, памяти, внимания, воображения и речи

192

 

ГЛАВА 11. Личностное развитие и возможность организации сократических диалогов с детьми старшего дошкольного возраста

206

 

ГЛАВА 12. Цели и задачи программ «Воспитательный диалог» и «Философия для детей». Сократический диалог как общий способ реализации образовательных целей программ диалогического воспитания. Педагогическая модель полноценного сократического диалога

224

 

ГЛАВА 13. Экспериментальное исследование актуального уровня развития спонтанных мировоззренческих представлений и влияния сократического диалога на генез мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

246

Список используемой литературы

265

5

РАЗДЕЛ I

Теория диалогического воспитания
и развития детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста

6

 

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/TTP/TTP-001.HTM