Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Рис.

открытая книга —
открытое сознание —
открытое общество —

2

ИНСТИТУТ
• ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО •

Учебная литература по гуманитарным и социальным
дисциплинам для высшей школы готовится и издается
при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса)
в рамках программы «Высшее образование»

Редакционный совет:

В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский,
В. Д. Шадриков

3

ИНСТИТУТ
• ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО •

В. П. ЗИНЧЕНКО

Посох
Осипа Мандельштама
и Трубка Мамардашвили

К началам
органической психологии

НОВАЯ ШКОЛА

Москва
1997

4

ББК

88я73
З63

УДК

159.92:378


 

 

Зинченко В. П.

З63

Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. — М.: Новая школа, 1997. — 336 с.

ISBN 5-7301-0297-6

Автор рассматривает проблематику психологии, в особенности психологии развития сквозь призму поэтического наследия О. Э. Мандельштама и философского наследия М. К. Мамардашвили. Неклассичность и органичность культурно-исторической психологии и ее дочернего направления — психологической теории деятельности усматривается в объективности порождаемых человеком аффективно-смысловых образований и участии продуктов творчества в создании духовной атмосферы. Подробно изложена гипотеза автора о геноме культурного и духовного развития человека. Визуализирована двойная спираль культурно-генетического кода и представления о хронотопе сознательной и бессознательной жизни.

Предназначена для преподавателей психологии, аспирантов и студентов старших курсов факультетов и отделений психологии университетов и педагогических вузов.

ББК 88я73

Рецензенты:

академик РАО Донцов А. И.
академик РАО Мунипов В. М.

 

 

© В. П. Зинченко, 1997

 

© Н. Ю. Спомиор, компьютерная графика рисунков, 1997

ISBN 5-7301-0297-6

© Издательство “Новая школа”, 1997

5

Рис.

К началам
органической
психологии

Рис.

6

Оглавление

 

К читателю

9

Введение

12

Глава 1. От классической к органической психологии

18

Глава 2. Пролегомены к поэтической антропологии

40

2.1. “Назад к душе”: значение и смысл поэтической антропологии

40

2.2. “Посох мой, моя свобода” (О. Мандельштам)

58

2.3. “Духовность — это не болезнь” (М. Мамардашвили)

75

Глава 3. Геном развития человека

103

3.1. Проблемы функциональных органов индивида

103

3.2. О структурном представлении и уровнях анализа деятельности

125

3.3. Внешняя и внутренняя формы действия, переосмысление понятий интериоризации и экстериоризации

136

3.4. Вертикаль духовного развития

148

3.5. Проблема поступка и свободного действия

183

3.6. От поступка к личности и Духочеловеку

205

3.7. Культура как идеальная форма и ее роль в человеческом развитии

226

3.8. Еще раз о внешней и внутренней формах. Проблемы их трансформации и обратимости

245

Глава 4. Культурно-историческая психология в поисках духовности

264

4.1. Об опыте религиозно-философского исследования духовности

264

4.2. Медиаторы духовного роста и хронотоп

275

4.3. М. К. Мамардашвили открывает Декарта психологам

286

4.4. О духовном слое сознания

318

Послесловие

326

Литература

328

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/ZPM/ZPM-001.HTM