Аверьянова Е. В. Сравнительный анализ формирования ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. пед. ун-т. — М., 2014. — 26 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=239713.
1

На правах рукописи

АВЕРЬЯНОВА
Елена Владимировна

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Специальность 19.00.10 — коррекционная психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2014

2

Работа выполнена на кафедре клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

Валявко Светлана Михайловна

Официальные оппоненты:

Семенова Лидия Эдуардовна

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры классической и практической психологии Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Староверова Марина Семеновна,

кандидат психологических наук, заведующая отделением психологической реабилитации «Российский реабилитационный центр «Детство» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Ведущая организация:

Восточно-Сибирская государственная академия образования

Защита состоится 29 мая 2014 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «___» апреля 2014 г.

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

3

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. С самого своего зарождения в глубокой древности в представлениях о ценностях обнаруживается связь с социальными, политическими, нравственными, религиозными, эстетическими и общественными отношениями в целом (Сократ, Платон, Демокрит, Кант и др.). Проблема ценностей обостряется в эпохи девальвации и дискредитации общественных традиций и устоев. В последние десятилетия вопросы ценностных ориентаций в российском обществе приобрели особую социальную значимость (Г. М. Андреева, В. И. Ильин, Е. А. Репринцева, А. А. Пелипенко, И. П. Смирнов и др.).

Многие ученые отмечают, что изменение жизненных приоритетов взрослого населения закономерно ведет к некоторой трансформации ценностных ориентаций личности и социальных групп в связи с адаптацией к новой социальной ситуации (В. В. Абраменкова, В. И. Ильин, Е. И. Исакович и др.).

Особую значимость сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании семьи, которая не готова к интенсивному динамичному приспособлению к существующей объективной действительности, так как в условиях переоценки родителями ценностей современная ситуация отражается в эмоциональной и поведенческой сферах детей (Г. Э. Бреслав, Н. А. Горлова, С. А. Козлова, В. Г. Морогин, П. Райнер, Е. О. Смирнова, Е. В. Субботский, Д. И. Фельдштейн, Д. В. Шатров, С. Eurich и др). Система поддержки семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроена в специальной психологии (Т. А. Басилова, Н. Л. Белопольская, И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева и др.), однако вопросы влияния ценностных ориентаций близких взрослых на формирование ценностных ориентаций детей с нарушениями речевого развития остаются недостаточно изученными, кроме того, структура ценностной сферы этих детей и её онтогенез ранее не рассматривались.

В специальной психологии является общепризнанным наличие как общих, так и специфических закономерностей развития. Конкретные проявления общих и специфических закономерностей, выделенных Г. Я. Трошиным (1915), Л. С. Выготским (1983), Ж. И. Шиф (1965), В. И. Лубовским (1971,1978) и определяющих особенности развития всех психических функций у детей с ограниченными возможностями до сих пор нуждаются в изучении применительно к каждому типу дизонтогенеза. До настоящего момента разные типы изучены неравномерно, как и разные стороны психической деятельности внутри каждого типа. Сравнительно с другими дефектами меньше изучены нарушения речевого развития. Особенно это относится к дошкольному возрасту и в наибольшей мере к развитию личности дошкольника. Изучение детей этой категории представляет особый интерес и создает особые возможности, так как данный тип нарушенного развития объединяет несколько групп нарушений разной природы (разных по происхождению и различных по сущности): у детей с общим недоразвитием речи (далее по тексту ОНР) нарушено формирование фонетико-фонематической стороны речи, словаря и грамматического строя, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) — преимущественно дифференциация и произношение звуков и в меньшей мере страдает формирование лексико-грамматического строя, у заикающихся — только возможности использования речи в общении, а сами составляющие речи сформированы в соответствии с

4

возрастом. Сравнительное изучение становления личности детей с ОНР, ФФН, заиканием и нормальной речью помимо данных, характеризующих собственно их личностное развитие, должно показать роль речи в формировании личности в этом возрасте.

Недостаточность теоретической проработки в сочетании с потребностями современной психолого-педагогической практики определяет значимость и особую актуальность изучения проблемы формирования ценностных ориентаций детей вообще, и, в частности, с недостатками речи — наиболее распространенным типом нарушенного развития. Тенденция к увеличению количества таких детей (в том числе дошкольников с общим недоразвитием речи) сохраняется. Исследование формирования ценностной сферы перспективно в плане дальнейшего развития как теории, так и практики специальной психологии. Данные о ценностных ориентациях дошкольника с речевыми недостатками имеют существенное значение для понимания (и в нужных случаях коррекции) мотивации и направленности этого ребенка, дают важную информацию для характеристики его личности в целом. Эти сведения являются основополагающими, базисными для формирования его отношений к миру, деятельности, общению, коррекции дефекта, но, к сожалению, на сегодняшний день их явно не достаточно. В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 30384 от 14 ноября 2013 г.) разработана программа, в которой определены цели и задачи духовно-нравственного развития и система базовых национальных ценностей .

По нашему убеждению, формирование ценностных ориентаций у детей опосредованно речью. Преимущественно через речевое общение взрослые знакомят ребенка с тем, что хорошо или плохо, важно или не важно, ценно или не имеет ценности. Озабоченность родителей здоровьем детей, их интеллектуальным развитием нередко отвлекает внимание от проблем формирования личности ребенка с речевым дефектом. Поскольку речевое общение детей с нарушенным речевым развитием неполноценно (о чем свидетельствуют все исследования в этой области), можно предположить, что это непременно должно отразиться на формировании их личности, в частности ценностной сферы. Причем, чем значительнее выраженность, системность дефекта речи, тем существеннее это влияние. С другой точки зрения возможен «дизонтогенетический парадокс» (Е. Л. Инденбаум). Дети с менее существенными нарушениями развития испытывают большие трудности в процессе формирования личности. Это может быть связано с осознанием ими собственного дефекта.

Таким образом, важность решения проблемы определила выбор темы исследования.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей ценностных ориентаций дошкольников с нарушениями речевого развития.

Объектом исследования выступает ценностная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности формирования ценностных ориентаций детей — дошкольников, имеющих нарушения речевого развития.

5

Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволили выдвинуть следующие исследовательские гипотезы:

1.  Формирование ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с недостатками речи характеризуется как общими с нормально развивающимися детьми закономерностями, так и специфическими особенностями, зависящими от характера нарушений речевого развития, а также возраста и пола ребенка.

2.  В случае благоприятных и однотипных условий развития формирование ценностных ориентаций старших дошкольников с ОНР находится в связи с характеристикой их социального окружения и, прежде всего, ценностной сферы родителей.

Цель, объект, предмет исследования и выдвинутые гипотезы предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме формирования ценностной сферы у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием;

2. Разработать и апробировать методику диагностики ценностных ориентаций для детей старшего дошкольного возраста;

3. Выявить общие для дошкольного возраста особенности формирования ценностной сферы и специфические особенности ее формирования у детей с нарушениями речевого развития;

4. Проанализировать зависимость формирования ценностных ориентаций от пола и возраста дошкольника;

5. Исследовать сопряженность ценностных ориентаций детей с ОНР с ценностными ориентациями их родителей.

Методологической основой исследования являются: культурно-историческая теория Л. С. Выготского (принцип культурного опросредования психики, поведения, сознания); общепсихологическая теория деятельности, представленная субъектно-деятельностной концепцией С. Л. Рубинштейна (принцип единства сознания и деятельности, принцип субъектности); концепция ценностей и личностных смыслов А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева; понятия базовых личностных оснований и прежде всего направленности личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. Э. Пробст и др.); современные представления о сущности психодиагностики в работе практического психолога (А. А. Бодалев, Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян, В. В. Столин и др.); научное положение об общих и специфических закономерностях нарушенного развития (Г. Я. Трошин, Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский и др.); характеристика структуры дефекта при ОНР (С. М. Валявко, Т. Н. Волковская, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Для достижения поставленных целей и задач в соответствии с особенностями изучения детей с нарушениями в развитии (Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, И. А. Коробейников, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский и др.), были использованы следующие методы и методики исследования: анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы; для установления искомых зависимостей и проверки исходных положений в работе собран комплекс методов, включающий как известные методы (Опросник

6

структуры ценностей С. Шварца, Тест системного профиля мотивации (ПМ), разработанный Б. Н. Рыжовым, использование анамнестических данных, методика «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций» в модификации И. П. Шаховой, проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой, статистические методы проверки достоверности результатов исследования), так и метод эксперимента с применением разработанной методики, позволяющей исследовать ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены и проанализированы базовые предпосылки формирования ценностной сферы старших дошкольников с нарушениями речевого развития. Показано, что их становление имеет как общие с нормально развивающимися детьми, так и специфические особенности. У детей с нарушениями речевого развития превалируют ценностные ориентации здоровья, общения и духовные ценности. Выявлены половозрастные особенности формирования ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста. Разработана и апробирована методика изучения ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста, позволяющая охарактеризовать наиболее актуальные ценности современных дошкольников как с нарушенным, так и с нормальным речевым развитием. Определены особенности ценностной сферы родителей дошкольников с ОНР и установлена связь познавательных ценностей родителей с формированием познавательной ценностной ориентации у детей. Полученный фактический материал о рейтинге ценностных ориентаций, предпосылках направленности личности и динамике формирования ценностных ориентаций в дошкольном возрасте вносит существенный вклад в наименее разработанный в специальной психологии раздел, касающийся особенностей онтогенеза личности при нарушениях развития. Полученные результаты могут способствовать теоретическому обоснованию дальнейших исследований по проблеме онтогенеза ценностной сферы личности детей с особыми образовательными потребностями.

Практическая значимость исследования. Разработанная методика может быть рекомендована для психологического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Полученные экспериментальные данные представляют материал о ценностных ориентациях детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, который может быть использован специалистами детских учреждений для выявления и профилактики неблагоприятных вариантов личностного развития у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста; в определении приоритетов воспитания детей в семье и образовательных учреждениях; в построении системы работы с родителями (коррекция негативных воспитательных тенденций); в планировании психолого-педагогического сопровождения детей, поступающих в школу, а также по таким направлениям, как: социальная адаптация, коррекция негативных личностных проявлений, нравственное и этическое воспитание. Кроме того, полученные в исследовании данные могут использоваться преподавателями в процессе разработки различных лекционных курсов по психологии развития, педагогической и специальной психологии, а так же в системе повышения квалификации работников компенсирующих образовательных учреждений.

7

Достоверность полученных результатов обеспечивается репрезентативностью выборки, комплексом статистических процедур и критериев.

Положения, выносимые на защиту.

1.  Формирование ценностных ориентаций дошкольников с нарушениями речевого развития подчиняется общевозрастным и половым закономерностям;

2.  Специфика нарушения речевого развития вносит качественное своеобразие в процесс формирования ценностной сферы дошкольников;

3.  Формирование ценностной сферы у детей с нарушениями речевого развития зависит от ценностных ориентаций их родителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры клинической и специальной психологии ИПССО ГБОУ ВПО МГПУ, а также на Международной научно-практической конференции: «Специальное образование: традиции и инновации» (Минск, 2010); Международном теоретико-методологическом семинаре «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии» (Москва, 2010); Научно — практической конференции с международным участием «Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» (Москва, 2010); Международной практической конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества», посвященная Году учителя (Рязань, 2010); Институтской аспирантской научно-практической конференции «Работа психологов в образовательном пространстве г. Москвы» (Москва, 2012); Санкт-Петербургском Саммите психологов «Технологии успеха» (Санкт-Петербург, 2012), Научно-практическом семинаре «Психологическое сопровождение развития детей дошкольного возраста» (Москва, 2013) и др.

Разработанная методика внедрена в практику работы ГОУ №№ 1570, 1360, 104, 1820, 67 ЮАО; №№ 1952, 632 САО и № 1372 СВАО г. Москвы.

Результаты исследования отражены в восемнадцати публикациях, из них 4 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, списка литературы (213 источников) и 11 приложений. Работа содержит 17 таблиц и 74 рисунка.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность изучаемой проблемы, определяются объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования, выдвигаются гипотезы, раскрываются методологические основы и методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, указываются положения, выносимые на защиту, формы апробации результатов.

В первой главе «Теоретическое изучение проблемы ценностей и ценностных ориентаций» раскрывается теоретический контекст исследования. Проводится историко-философский анализ развития представлений о ценностях и ценностных ориентациях, позволяющий констатировать, что ценностный мир человека во все времена стоял в ряду важнейших проблем человечества, во

8

времена каждой культурной эпохи возникал вопрос о сути ценностей (Сократ, Платон, А. Блаженный, И. Златоуст, Ф. Аквинский, Р. Бэкон, Б. Спиноза, Вольтер, Ж. — Ж. Руссо, И. Кант, Э. Дюркгейм, Н. Соровский, С. Полоцкий, М. Ломоносов, А. Радищев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, В. Тугаринов, А. Здравомыслов и др.).

Ценности выступают как важнейшие компоненты культур народов, этносов и государств, определяющие собой основные параметры жизни людей во все исторические эпохи. Обращение к истории философии позволяет выявить специфичность понятийного наполнения основных ценностных ориентиров различных исторических эпох, а также их изменение в зависимости от принадлежности к определенному возрастному или социальному слою.

В процессе анализа проблемы ценностей и ценностных ориентаций в психологии рассматриваются различные определения терминов «ценность» и «ценностные ориентации», отражены взгляды отечественных и зарубежных психологов (Г. Олпорт, В. П. Тугаринов, М. Рокич, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, В. Франкл, Ф. Е. Василюк, Б. С. Братусь, Ш. Шварц, В. Билски, Э. Фромм, Д. А. Леонтьев, П. С. Гуревич и др.); представлены разные точки зрения на природу ценностей, рассматриваются основные их классификации.

Наибольшее внимание ценностям личности уделяется в гуманистической психологии. А. Маслоу выделяет различные ценности самоактуализирующейся личности и считает, что они являются частью мотивационно-потребностной сферы; Г. Олпорт рассматривал ценности как смысловые образования, которые представляют собой существенную часть личности.

В концепциях отечественной психологии ценностные ориентации рассматриваются через такие понятия, как «отношения», «отражения», «установки» (Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов и др.), а их развитие через становление системы доминирующих мотивов (Л. И. Божович, В. С. Мерлин, В. С. Мухина, С. В. Гани и др.). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации входят в состав более широкого феномена направленности личности (F. Kunkel; Л. Колберг; Л. И. Божович; С. Г. Якобсон; Б. И. Додонов; М. С. Неймарк, Л. С. Славина; С. Г. Якобсон, В. Г. Щур; Е. В. Субботский и др.). Доминирующие ценностные ориентации и установки, которые являются целостными и устойчивыми смысловыми конструктами, проявляются в любой ситуации (Л. Э. Пробст; Б. Г. Ананьев; О. В. Дыбина и др.). Наряду с терминами «ценность» и «ценностные ориентации» предлагаются понятия «ценностность», «ценностное отношение», «ценностные представления и знания», «ценностное поведение» и «ценностная насыщенность» (Н. И. Непомнящая, Е. И. Головаха, Н. Б. Полковникова и др.). В своем исследовании мы используем термин «ценностные ориентации» в интерпретации, предложенной в психологическом словаре Б. Г. Мещеряковым и В. П. Зинченко, где ценностные ориентации рассматриваются как важный компонент мировоззрения личности, выражающий ее стремления в отношении тех или иных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. д.).

Современная социокультурная ситуация и её влияние на формирование ценностных ориентаций личности. Изменения, произошедшие в России в последние десятилетия, оказали существенное влияние на социокультурную

9

ситуацию. Ряд исследователей отмечают, что происходит значительная модификация «образа мира» в целом, кризис социальной идентичности, как взрослого, так и молодого поколения, многие люди меняют свои приоритеты в ценностных ориентациях, адаптируясь к новой социальной среде (Г. М. Андреева, С. Г. Кара-Мурза, А. А. Пелипенко, Е. О. Смирнова, И. П. Смирнов, Д. И. Фельдштейн и др.). Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало его крепче, сильнее, чем мы всегда гордились (В. В. Путин). На более конкретном уровне это проявило себя как принижение таких ценностей, как ценности человеческого существования, добра и др. В условиях радикальных преобразований «старые» ценности во многом оказались разрушенными, а «новые» не принятыми.

Отмечается некоторый упадок моральных ценностей и острый дефицит нравственности (Г. М. Андреева, И. Ю. Кулагина, Л. В. Преснякова, В. В. Путин, А. В. Юревич, C. Eurich и др.). Потребительская психология, утилитарно-прагматическое мышление и спекулятивно-манипуляционные модели общественного взаимодействия являются новыми «модусами жизни», которые вызывают мировоззренческие трансформации общества в целом. Некоторыми исследователями ценностные ориентации детей рассматриваются в контексте с ценностными ориентациями их родителей и семьи в целом (М. Р. Битянова, В. В. Абраменкова, В. С. Собкин, Е. М. Марич, Д. В. Шатров, Н. Б. Полковникова и др.).

Влияние институтов общества на формирование ценностных ориентаций ребенка. Согласно психологическим исследованиям (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Ж. Пиаже и др.) дошкольный период, когда воспитание ребенка осуществляется в условиях семьи и образовательных учреждений, имеет непреходящее значение в жизни человека для формирования его личности и ценностных ориентаций.

Произошедшие в России реформы внесли радикальные изменения во все функции семьи: отсутствуют однозначные идеалы и образцы для подражания, общепринятые нормы поведения; отмечаются случаи трансформации ценностных ориентаций и деформации механизмов передачи ценностей от старшего поколения к младшему (Ю. А. Гладкова, Е. И. Исакович, Е. А. Репринцева, Е. О. Смирнова, Д. В. Шатров, Н. С. Юдина и др.). Часто педагоги и родители не имеют отношения к решениям, которые принимают дети, поскольку несколько отдалились от своих детей, рожденных в «цифровую эру» (В. В. Абраменкова, М. В. Осорина, Н. Б. Полковникова, С. Eurich, Р. Rainer и др.). Кроме влияния семьи на ценностные ориентации детей, необходимо подчеркнуть роль детской субкультуры (В. В. Абраменкова, Е. И. Исакович, М. В. Осорина, Н. Б. Полковникова и др.) и формат тех ценностей, которые навязываются СМИ и компьютерными играми (П. Райнер, Е. А. Репринцева, Е. О. Смирнова, С. Eurich, J. Palfrey, U. Gasser и др.).

Состояние проблемы изучения ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием. В последнее время возрос интерес исследователей к ценностным ориентациям детей (Л. Колберг, В. С. Собкин, Е. М. Марич, А. Г. Гогоберидзе, И. А. Коробейников, Ю. С. Шевченко,

10

В. А. Корнеева, М. Г. Нестерова, А. А. Федорова, Е. А. Медведева и др.), которые нередко рассматриваются в связи с ценностными ориентациями их родителей (М. Р. Битянова, Д. В. Шатров, Г. Б. Черевач, Н. Б. Полковникова и др.). Истоки формирования ценностной сферы личности ребенка обнаруживаются в период старшего дошкольного возраста (Н. И. Непомнящая, В. Г. Морогин и др.). Исследования в области специальной психологии показывают, что дети с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и с нарушениями речевого развития) относятся к «группе риска» по развитию личностной сферы и к концу дошкольного возраста могут отставать от нормально развивающихся сверстников (Ж. И. Шиф, С. М. Валявко, В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова, Н. Ю. Зеленина, Т. Н. Волковская и др.). К сожалению, кроме констатации факта отставания, существует крайне скудная информация о его специфике.

Во второй главе «Организация и методы исследования ценностных ориентаций детей дошкольного возраста» охарактеризованы группы обследованных старших дошкольников и описаны методики, с помощью которых получен экспериментальный материал, а также статистические методы обработки данных.

Основную исследуемую группу составили старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня (по данным ПМПК, подтвержденным обследованием в детском саду), посещающие специализированные группы ДОУ в количестве 151 ребенка (г. Москва). Вторая группа состояла из 30 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) (по данным ПМПК). Дошкольники посещали массовые группы детских садов г. Москвы. Третья группа детей, которые имели заикание (по данным ПМПК), состояла из 30 дошкольников, посещающие специализированные группы ДОУ г. Москвы. Контрольную группу составили воспитанники старших групп дошкольных образовательных учреждений, имеющие нормальное речевое развитие (40 детей). Таким образом, были сформированы четыре контрастные группы с верифицированными заключениями о состоянии речи.

Для исследования динамики изменения структуры ценностной сферы детей в период прохождения старшего дошкольного детства в течение двух лет (2009—2011гг.) с помощью сконструированной методики ИЦОД проводилось лонгитюдное изучение детей с общим недоразвитием речи. В исследовании приняли участие 33 ребенка. Дошкольники обследовались дважды: в начале старшей группы (средний возраст детей 5 лет 1 месяц) и на выпуске в школу (средний возраст детей 6 лет 8 месяцев). Возрастной диапазон обследуемых детей с 4 лет 5 месяцев до 7 лет 1 месяца. Состояние речевой функции детей квалифицировалось психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) как «общее недоразвитие речи» и относилось к III-му уровню (по Р. Е. Левиной).

Параллельно с обследованием детей проводилось обследование родителей детей с ОНР, группа которых состояла из 85 человек. Средний возраст родителей соответствует приблизительно 34 годам, что по международной классификации (В. Квинн, 2000) рассматривается как молодость. На момент обследования 63% родителей имели высшее образование и 37% — среднее и среднее специальное. По жилищным условиям выборка распределилась следующим образом: 30% проживали с родителями одного из супругов, 45% — имеют отдельные квартиры и

11

25% — снимают квартиры. По социальному положению группа родителей была представлена 45% — рабочих и 55% — служащих.

Таким образом, в исследовании приняли участие 284 дошкольника и 85 родителей.

В целях исследования проблемы нами были выбраны и использованы с определенной доработкой следующие диагностические методики: Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой и парциально методика «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций» И. П. Шаховой (в той её части, которая изучает ценностные ориентации). Однако, указанные выше методики, предназначенные для исследования ценностных ориентаций детей, не дают оценки многих актуальных ценностей из существующего спектра, поэтому они были привлечены, в основном, для сопоставления совпадающих компонентов.

Для реализации сформулированной цели исследования и поставленных задач, а также в связи с отсутствием методов исследования ценностных ориентаций у дошкольников была разработана специальная диагностическая методика. Пытаясь найти удобный и надежный метод, который мог бы быть взят за основу создания нового теста для исследования ценностных ориентаций дошкольников с проблемами в общении, мы исходили из ряда теоретических соображений. Вербальное выражение своих эмоций, ценностей, установок является наиболее трудным для многих детей дошкольников, в силу несформированности саморефлексии (К. Бремс, 2002), особенно для детей с нарушениями речевого развития из-за их дефекта. Несмотря на ограниченность речевых средств, ребенок с нарушенным развитием речевой функции и трудностями в общении должен иметь возможность при тестировании отвечать, причем сам выбирать тактику этих ответов — жестом, однословно, словосочетанием, предложением.

Традиционно исследователи использовали картинки для диагностики детей. Для изучения ценностных ориентаций это применялось начиная с Н. И. Непомнящей (1975), методика которой так и называлась «Картинки предметные». На наш взгляд, изображение предметов — это единственная возможность представить содержательно ценностную сферу. Такой подход является общепринятым. В отличие от методик, рассмотренных выше, мы остановили свой выбор на предъявлении фотографических изображений хорошо знакомых современным дошкольникам предметов, что релевантно особенностям восприятия детей исследуемого возраста. Опыт конструирования, диагностическая процедура, апробация и результаты испытания теста описаны нами ранее (2011, 2012). Сконструированная методика получила название ИЦОД (исследование ценностных ориентаций детей). Диагностическая цель — изучение ценностных ориентаций детей дошкольного возраста как с нарушенным, так и с нормальным речевым развитием.

В исследовании при помощи методики ИЦОД получен не только разброс оценок ценностных ориентаций по исследуемым группам, но и некоторые существенные различия на уровне достоверной значимости. Кроме того, обнаружены существенные различия между детьми 5 и 7 лет, выявлены и достоверные различия между мальчиками и девочками, что свидетельствует в

12

пользу диагностической (конкурентной) валидности предложенной методики Полученное распределение эмпирических данных также указывает на высокую дискриминативность методики (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, 2003).

Известный авторитет в области конструирования тестов П. Клайн (1994) утверждал, что «тест называется валидным, если он измеряет то, для чего он предназначен». Далее, говоря о валидности по содержанию он пишет, что «тест является очевидно валидным, если о нем складывается впечатление, что измеряет именно то, что подразумевается, особенно с точки зрения испытуемых» (П. Клайн, 1994). При проведении ИЦОД дети, выбирая фотографии, непротиворечиво объясняли свой выбор. Следовательно, можно говорить о содержательной валидности предлагаемого инструментария.

Оценка эмпирической и критериальной валидности требует наличия других эффективных тестов для измерения аналогичных параметров (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, 2003). Как отмечалось выше, в существующих диагностических методиках для изучения ценностных ориентаций дошкольников не приведены данные по их валидности. Кроме того, стимульный материал предъявляется на разном содержательном уровне (визуальном, вербальном, понятийном), что исключает возможность их сопоставления, а процедуры проведения тестов также различаются (индивидуальная, групповая).

При сравнении полученных результатов с последующими через 6 месяцев были обнаружены совпадения, что свидетельствует в пользу ретестовой надежности. Установление прогностической валидности, по нашему мнению, элиминируется пониманием ценностных ориентаций как динамических личностных конструктов, зависящих от возраста.

Методики для исследования ценностных ориентаций взрослых.

Вопрос о влиянии родителей и других значимых взрослых на формирование ценностной сферы детей старшего дошкольного возраста остается малоизученным. В связи с этим были использованы методики, направленные на исследование ценностных ориентаций родителей (законных опекунов): Тест системного профиля мотивации (ПМ), разработанный Б. Н. Рыжовым; Опросник изучение ценностей С. Шварца, т. к. перечень предложенных в них ценностей максимально совпадает с исследуемыми нами ценностями детей.

Методы статистического анализа результатов исследования.

Обработка данных осуществлялась при помощи статистической программы «Statistica 6.0». Для анализа полученных результатов, в связи с тем, что полученные данные удовлетворяют требованиям шкалы порядка, в исследовании применялись методы непараметрической статистики.

Для сравнения средних значений применялся t-критерий Стьюдента. Все различия считались достоверными при уровне значимости р≤0,05

Для нахождения значимых различий между группами по всем исследуемым показателям был использован критерий U Манна — Уитни (критерий для выявления различий в уровне исследуемого признака для независимых групп).

Для выявления значимых связей использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена (R), который позволяет определить степень и направление корреляционной связи между двумя признаками.

13

В третьей главе «Экспериментально-психологическое исследование ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста» представлено описание экспериментальных данных, их анализ и интерпретация.

Результаты, полученные с помощью методики ИЦОД, позволили выявить, что для всех групп детей старшего дошкольного возраста характерна гедонистическая направленность личности. Гедонизм рассматривается нами как простой инструментальный (по Л. Кольбергу), т. е. удовлетворение собственных потребностей определяет, что является хорошим и рассматривается как основное движущее начало человека. Т.е., для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимым является получение удовольствия и наслаждения от жизни, что, по нашему мнению, естественно для детей изучаемого возраста (по данным И. С. Леоновой (2008) «гедонизм» остается главной ценностной ориентаций детей и в возрасте 8—9 лет).

Дети всех групп с нарушением речевого развития, на 2-е место ставят ценность «здоровье». Особенно значима она для заикающихся дошкольников и детей с общим недоразвитием речи. Возможно, это связано с речевыми дефектами, а также с отношением родителей к детям, имеющим такие недостатки. Чем сложнее структура нарушения речевого развития ребенка, тем больше внимания уделяется родителями теме здоровья, они чаще обсуждают эту тему в присутствии детей. Основные ценностные ориентации ребенка дошкольного возраста сконцентрированы вокруг семьи и здоровья.

Группа детей с нормальным речевым развитием достоверно чаще других групп детей выбирает ценность «игра» (р≤0,05). Причем, 40% дошкольников этой группы выделяют ее как самую важную. Однако, только 14% детей с ОНР ставят ее на первые места. Вместе с тем, 33% детей с заиканием и 32% детей с ОНР считают ценность «игры» не важной и выбирают её в последнюю очередь. Таким образом, нашим исследованием выявлено, что ценностная ориентация на игру и игрушки является наиболее значимой для детей с нормальным речевым развитием, в то время, как у детей с речевыми недостатками она на 3—4 месте (из 6).

Из анализа полученных результатов следует, что ценность «общение» наиболее актуальна именно для заикающихся детей и для детей с ОНР. Причем, только дошкольники с ОНР поставили данную ценность на третье место. Несмотря на то, что заикание — это нарушение коммуникативной функции речи и приводит к затруднению общения, также как и системное недоразвитие речевой функции при ОНР, результаты нашего исследования убедительно доказывают, что для этих детей ценность общения очень актуальна. Дети с ФФН в силу относительно легкой коммуникации с окружающими не испытывают дискомфорта в ситуации общения, поэтому данная ценность для них менее значима.

В последнюю очередь дети выбирают «познавательные» и «духовные» ценности. Возможно, это связано с реалиями возраста, ведущей деятельностью которого является игра. Вместе с тем, можно констатировать, что «познавательные» ценности наиболее актуальны для детей с заиканием и с фонетико-фонематическим недоразвитием (27% дошкольников, имеющих заикание и 23% детей с ФФН отметили данную ценность как очень важную).

14

Однако дошкольники с нормальным речевым развитием значимо чаще ставили ее на последние места (р≤0,05).

В отношении «духовных» ценностей обнаружены следующие особенности: для дошкольников с общим недоразвитием речи и заиканием «духовные» ценности оказываются более значимыми, чем для детей с ФФН и нормальным речевым развитием. Так, 27% детей, имеющих заикание, чаще других детей отмечают «духовные» ценности как очень важные (р≤0,05). Вместе с тем, 68% дошкольников с нормальным речевым развитием ставят эту ценность на последнее место, тем самым отмечая ее незначимость (риc. 1—4).

Рис. 1 Ценностные ориентации детей дошкольного возраста с ОНР

Рис. 2 Ценностные ориентации детей дошкольного возраста с ФФН

15

Рис. 3 Ценностные ориентации детей дошкольного возраста с заиканием

Рис. 4 Ценностные ориентации детей дошкольного возраста
с нормальным речевым развитием

Мы подчеркиваем, что не у всех детей превалирует гедонистическая направленность личности. Среди обследуемых дошкольников выделяются также дети, которые имеют другую ценностную иерархию. Так, 15% обследуемых дошкольников всех групп считают «общение» очень важным и выбирают данную ценность в первую очередь, 8% детей считают «познавательные» ценности

16

наиболее приоритетными, а более 10% всех дошкольников в первую очередь выбирают «духовные» ценности, что свидетельствует о приоритете данной ценности в данном возрастном этапе формирующейся личности.

Анализ возрастных особенностей формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста изучаемых групп с помощью методики ИЦОД позволил выявить снижение значимости ценности «общение» для всех групп детей к 7 годам. О тенденции снижения роли игры к школьному возрасту пишут и другие исследователи (Е. Е. Кравцова, 2013; Л. А. Парамонова, 2009). Вместе с тем, отмечается повышение значимости ценностей «здоровье» и «гедонизм».

Как показывают некоторые современные исследования (Ш. Берн, 2001; С. Бем, 2004; Н. Л. Белопольская, 2009; Л. Э. Семенова, 2010), половая принадлежность индивида оказывается самой значимой социальной категорией, задающей направление и содержание личностного развития. В терминах пола ребенок впервые осмысливает свое «Я», свою индивидуальность. Изучая ценностные ориентации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, было выявлено, что «познавательные» ценности и ценность «здоровье» имеют большее значение для мальчиков. Гедонистические ценности также являются более важными для мальчиков практически всех рассматриваемых групп дошкольников.

Для девочек старшего дошкольного возраста ценность «игра» является более актуальной, чем для мальчиков. «Духовные» ценности более значимы для мальчиков с нарушенным речевым развитием, чем для нормально развивающихся. По результатам исследования выявлено, что девочки с ФФН и нормальным речевым развитием придают большее значение общению, чем их сверстницы из других групп.

При сравнительном анализе совпадающих ценностных ориентаций было выявлено, что ценность «игра» у дошкольников с нормальным речевым развитием по методикам ИЦОД и «Домики» (О. А. Ореховой) имеет равные ранги и занимает одно из лидирующих позиций, в отличие от дошкольников с речевым дизонтогенезом. Значимость общения по методикам ИЦОД и «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций» (И. П. Шаховой) также примерно одинакова.

Динамика ценностных ориентаций детей в период дошкольного детства. На сегодняшний день практически отсутствуют данные о том, изменяются ли показатели ценностных ориентаций детей в период прохождения дошкольного детства. В связи с этим была поставлена задача: проследить, как изменяются ценностные приоритеты у старших дошкольников.

Для выявления значимых различий был использован критерий U — Манна Уитни. В результате подсчетов мы выяснили, что в базовых предпосылках формирования ценностной сферы детей с ОНР статистически значимых различий по возрастам (5 и 7 лет) не обнаружено. Вместе с тем, просматриваются тенденции к тому, что в более старшем возрасте дети начинают отдавать предпочтение ценностям «здоровье» и «игра», перед другими ценностями. Полученные данные отражены в таблице 1.

17

Таблица 1

Динамика ценностных ориентаций детей с ОНР 5 и 7 лет

Динамика 5 и 7лет

RankSum 5 лет

RankSum 7 лет

U

Z

p-level

Z

p-level

здоровье

1001,000

1210,000

440,0000

1,34016

0,180195

−1,34694

0,178002

игра

1076,000

1135,000

515,0000

0,37832

0,705192

−0,37954

0,704284

познавательные

1205,500

1005,500

444,5000

1,28245

0,199687

1,29502

0,195313

гедонизм

1115,500

1095,500

534,5000

0,12824

0,897955

0,12895

0,897401

общение

1142,500

1068,500

507,5000

0,47451

0,635140

0,47641

0,633784

духовные

1172,000

1039,000

478,0000

0,85283

0,393756

0,85965

0,389985

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи наблюдается определенная динамика ценностных приоритетов. Ценностная сфера родителей старших дошкольников, имеющих нарушения речевого развития . С помощью опросника С. Шварца (1992) было выявлено, что для родителей детей с ОНР приоритетной ценностью является «безопасность» (70%), что, возможно, связано с общей нестабильной ситуацией в стране. Второе место занимает ценность «доброта» (65,7%). Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми, сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах. Третье место (с небольшой разницей в баллах) разделили ценности «стимуляция» (35,7%), т. е. необходимость разнообразия и глубоких переживаний для поддержания оптимального уровня активности и «власть» (34,3%), которая заключается в достижении социального статуса и престижа, контроля или доминирования над людьми или средствами. Наименьшую значимость, по данным исследования, имеет ценность «гедонизм» (32,6%), который рассматривается как удовольствие и наслаждение жизнью. Полученные результаты представлены на рисунке 5.

Рис. 5 Ценности родителей детей — дошкольников с ОНР, полученные по результатам опросника С. Шварца

18

Ценностная сфера взрослых с несомненностью отражается в их мотивации. При помощи Теста системного профиля мотивации (ПМ), разработанного Б. Н. Рыжовым (2009) были получены следующие результаты: 71% опрошенных (60 человек) в качестве основной отметили репродуктивную мотивацию, которая характеризуется как психическое состояние личности, побуждающее к достижению личных целей различного характера через рождение определенного числа детей.

На втором-третьем месте значатся «альтруизм» и «самосохранение». Ранги различаются недостоверно (65,8% -55 человек и 64,6% — 54 человека). При альтруистической направленности личности системой ценностных ориентаций являются интересы другого человека или социальной общности, а при «самосохранении» направлены на достижение индивидуальной устойчивости человека во взаимоотношениях со средой.

Четвертое и пятое место разделили витальная мотивация (54% — 45 человек) и «самоуважение» (53% — 44 человека). «Нравственность» (51% — 43 человека) и познавательная мотивация (50% — 42 человека) занимают, соответственно, шестое и седьмое место. На последнем месте расположилась «самоактуализация» (41,5% — 35 человек). Полученные данные представлены на рисунке 6.

Риc. 6 Ценности родителей детей дошкольного возраста с ОНР, полученные по результатам опросника Б. Н. Рыжова

19

Данные нашего исследования сопоставимы с результатами исследования Б. Н. Рыжова (2012), проведенного на большой выборке респондентов такого же возраста, имеющих детей без нарушений развития. Наиболее актуальна репродуктивная мотивация, после нее мотивация самосохранения и альтруизм. По данным этого исследования современным родителям свойственно формирование особой эмоциональной связи с ребенком, повышение статуса детства в обществе, « детоцентризм» как основа репродуктивной мотивации нового типа. Таким образом, мотивация родителей детей с ОНР, которая свидетельствует о их ценностных ориентациях, не отличается от аналогичной родителей детей без нарушений в развитии.

Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций детей с нарушениями речевого развития и их родителей. Для выявления взаимосвязи особенностей ценностной сферы родителей и детей был проведен корреляционный анализ с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, который показал наличие значимой связи познавательных ценностей родителей и детей (р≤0,05). С нашей точки зрения, этот факт можно рассматривать как общую закономерность влияния семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций в дошкольном возрасте. Между другими ценностями значимых отношений не выявлено.

Ценностное отношение родителей к интеллектуальному развитию ребенка связано с лидирующей позицией когнитивной сферы в системе ценностных ориентации родителей. Этот факт может объяснить внимание родителей к раннему и последовательному развитию данной сферы у ребенка задолго до его поступления в школу. Равнодушное же отношение родителей к развитию этого качества у ребенка вступает в противоречие с возрастающими требованиями социума к развитию интеллекта в период подготовки детей к школе. Противоречие проявляется в неадекватной оценке родителями соответствия интеллектуального статуса ребенка социально желательному, что может вызывать значительное изменение ценностного отношения родителей к познавательному развитию ребенка, увеличивает их требовательность и строгость, которые призваны, по мнению родителей, стимулировать развитие интеллектуальной сферы дошкольника.

Таблица 2

Взаимосвязь ценностных ориентаций детей с ОНР и их родителей.

Сравнение родителей и детей

Valid

Spearman

t(N-2)

p-level

Познавательные

72

−0,248192

−2,14360

0,035541

Здоровье

69

0,011054

0,09048

0,928172

Духовные

52

−0,097600

−0,69344

0,491240

Гедонизм

53

−0,024381

−174170

0,862422

Наличие корреляции частично подтверждает положение о влиянии ценностных ориентаций родителей на формирование ценностных ориентаций дошкольников. Однако следует отметить, что дети не всегда «копируют» родительскую структуру ценностей, поэтому ценность, доминирующая у

20

родителя, может впоследствии отвергаться ребенком и наоборот. Очевидно, имеют значения возрастные и психические особенности детей.

Анализ ценностных ориентаций старших дошкольников, полученный с помощью методики «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций» модифицированной И. П. Шаховой. Анализ полученных нами данных позволяет отметить, что доминирующими у всех групп исследуемых детей старшего дошкольного возраста являются ценности «умный», «хорошо занимается» и «красивый» (терминология И. П. Шаховой). Заметим, что дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи чаще отмечают эти ценности как наиболее важные (р≤0,05). Согласно исследованиям М. С. Шелемеховой (2005) жизненно важными интеллектуальными ценностями детей в норме реально значимыми и в период с 8 до 10 лет, также остаются эти ценности.

Дети с нормальным речевым развитием и с ОНР достоверно чаще выбирают ценность «красивый». Так, более 30% дошкольников этих групп выделяют её как самую важную. Вместе с тем, более 40% детей, имеющих заикание, считают эту ценность не значимой (р≤0,05).Также дошкольники с ОНР и с нормальным речевым развитием значимо чаще, чем дети других групп, выделяют ценность «веселый». Вместе с тем, более половины (57%) детей с ФФН считают эту ценность не важной (р≤0,05).

Дошкольники с заиканием, по сравнению с другими группами детей, достоверно чаще выбирают ценность «общительный» (р≤0,05), причем, 50% детей выделяют её как самую важную. По сравнению с другими изученными группами детей, дошкольники с заиканием чаще выбирают ценность «сильный», поскольку группа заикающихся состоит преимущественно из мальчиков (р≤0,05). Возможно, это связано с тем, что дети этой категории имеют огромное желание общаться, для них это важно и значимо, но сверстники и окружающие не всегда могут их понять. Когда невозможно договориться словами, аргументом становится физическая сила. Таким образом, желание детей быть сильными вполне понятно. Так, согласно неопубликованным данным исследования С. М. Валявко и Ю. Ю. Аксеновой, проведенного на мальчиках с ОНР, ценность силы и позиционирование себя как сильного человека, а так же неуспешность в коммуникативной деятельности, могут служить причиной проявления агрессии в среде сверстников. В пользу этого соображения говорит тот факт, что 40% детей с нормальным речевым развитием и ФФН (т. е. без выраженных проблем в общении) отмечают силу как не приоритетную ценность.

Сравнение возрастных особенностей формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста всех изучаемых групп, с помощью методики «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций», модифицированной И. П. Шаховой (1998), позволяет нам сделать вывод, что для детей старшего дошкольного возраста к 7 годам повышается значимость ценности «хорошо занимается» и отмечается снижение значимости ценности «сильный».

У дошкольников с нарушенным речевым развитием к 7 годам значимость ценности «здоровье» повышается, а у детей с нормальным речевым развитием, наоборот, снижается.

21

В результате исследования было установлено, что ценность «общительный» наиболее актуальна для заикающихся детей и для детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Отмечается понижение значимости ценности «красивый», в то время как у детей с нормальным речевым развитием наблюдается тенденция к повышению значимости данной ценности. А. А. Федорова (2006) также отмечала возрастание значимости ценности «красивый» у детей с нормальным речевым развитием к 7 годам. Возможно, это связано с тем, что в рамках учебной деятельности детей начинают знакомить с эталонами красоты и прекрасного.

Ценность «веселый» теряет свои позиции у всех групп детей, кроме дошкольников с ФФН, у которых значимость данной ценности повышается.

Наблюдается повышение важности ценности «умный» у детей с ФФН и заиканием, в то время, как у детей с ОНР она снижается, а у дошкольников с нормальным речевым развитием остается на прежнем уровне.

Рассматривая ценностные ориентации у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы: ценность «сильный» имеет большее значение для мальчиков. В то время, как девочки всех исследуемых групп более важными отмечают ценности «общительный» и «красивый». Для мальчиков с общим недоразвитием речи и заиканием ценность «здоровья» является более важной. В тоже время, как показало исследование, для мальчиков с ФФН и нормальным речевым развитием более актуальной является ценность «хорошо заниматься».

Анализ экспериментальных данных, полученных с помощью проективного теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», разработанного О. А. Ореховой. Полученные результаты о ценностном отношении детей старшего дошкольного возраста к нравственным и социальным категориям, позволяют сделать следующие выводы: доминирующим у всех групп дошкольников является «счастье». Мы считаем, что слова «счастье», «комфорт», «удовольствие» и т. д., принадлежат к одному семантическому полю, поэтому выбирая «счастье», дошкольники тем самым выбирают комфорт и получение удовольствия.

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ценность «дружба» достоверно более актуальна, чем для дошкольников других исследуемых групп. Так, более половины (70%) дошкольников с ФФН считают «дружбу» очень важной (р≤0,05). У детей с ОНР и с заиканием значимость этой категории повышается. к 7 годам.

Ценности «доброта» и «общение» значимо чаще выбираются детьми с нормальным речевым развитием. Более половины (53%) детей этой группы отмечают их, как очень важные (р≤0,05). Исследование, проведенное И. С. Леоновой (2008) на младших школьниках с нормальным речевым развитием, выявило, что дети данного возраста в большей степени ориентируются на такие ценности, как «добро» и «дружба». Результаты поисковой части эксперимента Е. А. Медведевой (2007, 2009) показали, что 55% детей с недостатками речевого развития имеют низкий уровень развития социокультурных составляющих личности, в том числе и ценностных ориентаций. Наше исследование свидетельствует, что эти ценности имеют минимальное значение для детей с

22

заиканием. Более трети (33%) дошкольников этой группы считают их незначимыми (р≤0,05).

Для детей с общим недоразвитием речи «природа» по рейтингу является более значимой, чем для детей других групп. Так, 39% детей с ОНР отмечают её как очень важную (р≤0,05).

При анализе результатов ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к различным видам деятельности были получены следующие данные: все дети, имеющие нарушение речевого развития, в первую очередь выделяют «рисование». На наш взгляд, рисование обладает определенным терапевтическим эффектом, а у части детей является ресурсом успешности. В то время, как дети с нормальным речевым развитием выделяют на первое место «игру», у детей с речевыми недостатками игра находится на 3 месте (из 5), что очевидно обусловлено ретардацией их игровой деятельности.

Также дети с нарушенным речевым развитием значимо чаще выбирают «счёт» (р≤0,05), в то время как почти половина (47%) дошкольников с нормальным речевым развитием, считают его не важным, выбирая в последнюю очередь (р≤0,05). Чтение как деятельность имеет большое значение для детей с общим недоразвитием речи и для детей с заиканием, более трети дошкольников (37%-40%) выбирают его как наиболее важное.

Сравнение возрастных особенностей формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста всех рассматриваемых групп с помощью методики «Домики» позволило сделать следующие выводы: у всех групп детей с нарушениями речевого развития к 7 годам повышается значимость таких видов деятельности, как пение и игра, в то время, как у дошкольников с нормальным речевым развитием, по данным исследования, они теряют свои позиции.

Результаты исследования показали, что для детей всех групп, кроме дошкольников с заиканием, к 7 годам чтение становится более значимым, чем в 5 лет, что является закономерным следствием процесса их обучения. Следует отметить, что только у детей с нормальным речевым развитием к концу дошкольного возраста игра теряет свои позиции, в связи со сменой ведущей деятельности.

Из литературных данных известно о положительной динамике нравственной сферы личности в дошкольном возрасте. Так, в 4 года нравственная сфера не сформирована. Поведение ребенка полностью зависит от чувств и переживаний. Возраст 5 лет является проблемным в силу противоречий между нравственными чувствами и интенсивно формирующимся нравственным сознанием ребенка. В 6—7 лет появляется ситуативное единство отдельных компонентов структуры нравственной сферы личности. Как показало наше исследование, у детей с ФФН и нормальным речевым развитием к 7 годам отмечается повышение значимости «доброты». Для дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием к 7 годам ценности «счастье» и «общение» становятся более приоритетными.

Проведенное исследование ценностных ориентаций мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы в отношении нравственных и социальных категорий: «общение» наиболее актуально для мальчиков всех групп, имеющих нарушения речевого развития. Вместе с тем, стоит отметить, что для девочек более важной является «дружба», в

23

которой, несоменно, также практически все девочки отмечают особую значимость ценностей «доброта» и «счастье». Как отмечают в своих исследованиях Н. В. Мельникова (2009) и А. А. Максутова (2012), девочки опережают мальчиков в развитии нравственных чувств и формировании нравственного поведения, уровень развития представлений о нравственных нормах значимо выше у девочек, чем у мальчиков, что нашло свое подтверждение и в нашей работе.

В отношении актуальных видов деятельности были выявлены следующие особенности: так, для девочек всех рассматриваемых групп «рисование», «чтение» и «игра» являются более важными, чем для мальчиков, в то время, как для мальчиков наиболее значимым является «счет».

В приложении представлен проект программы по формированию ценностных ориентаций у старших дошкольников с ОНР.

В заключении подведены итоги проведенного исследования и сформулированы основные выводы:

1.  Анализ и обобщение теоретических положений и практического опыта отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению ценностных ориентаций у детей, показали, что, несмотря на безусловную актуальность проблематики и её практическую значимость, отсутствуют данные о формировании ценностных ориентаций старших дошкольников с нарушениями речевого развития и соответствующий психодиагностический инструментарий. Это затрудняет определение содержания психологического сопровождения этих детей.

2.  Для выявления особенностей формирования ценностной сферы старших дошкольников разработана и апробирована методика диагностики ценностных ориентаций (ИЦОД), учитывающая специфику речевого и личностного онтогенеза дошкольников с нарушениями речевого развития.

3.  Формирование ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с недостатками речи характеризуется как общими с нормально развивающимися, так и специфическими закономерностями, зависящими от возраста, пола и структуры речевого дефекта ребенка.

4.  Проведенный анализ данных исследования показывает, что для детей старшего дошкольного возраста характерна гедонистическая направленность личности, где гедонизм носит инструментальный характер. Наиболее низкий рейтинг имеют духовные ценности.

5.  Существуют определенные различия в формировании ценностных ориентаций между группами детей дошкольного возраста, имеющими разный характер и природу речевых недостатков.

6.  Обнаружены некоторые различия в ценностных ориентациях мальчиков и девочек. Ценность силы имеет большее значение для мальчиков, в то время как для девочек более важна общительность и красота.

7.  В рамках лонгитюдного исследования выявлены тенденции к изменениям иерархического соподчинения ценностных ориентаций старших дошкольников, что позволяет рассматривать данный возрастной период как сензитивный для целенаправленного формирования этой составляющей личностного развития.

24

8.  Определены особенности ценностной сферы родителей дошкольников с ОНР. Наиболее значимыми оказались ценности безопасности и доброты, обнаружено доминирование репродуктивной мотивации. Выявлена взаимосвязь между познавательными ценностными ориентациями родителей и формированием ценности познания у детей дошкольного возраста.

Таким образом, в диссертационном исследовании решены поставленные задачи, достигнута цель исследования, получены значимые теоретические и научно-практические результаты, подтверждающие правомерность выдвинутых гипотез и эффективность разработанной методики.

Основное содержание диссертации и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации:

1. Аверьянова, Е. В. Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Экспериментальная психология. — 2012. — Т. 5. — № 2. — С. 83—96.

2. Аверьянова, Е. В. Особенности формирования ценностной сферы личности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития [Текст] / Е. В. Аверьянова // Дефектология. — 2012. — № 4. — С. 73—81.

3. Аверьянова, Е. В. Ценностные ориентации у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития и их родителей [Текст] / Е. В. Аверьянова // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. — М.: МГПУ, 2012. — № 5 (I). — С. 91—96.

4. Аверьянова, Е. В. Половозрастные особенности формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным речевым развитием [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. — М.: МГПУ, 2012. — № 6 (II). — С. 72—79.

Монография

5. Аверьянова, Е. В. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормативным речевым развитием [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова. — М.: Буки-Веди, 2013. — 144 с.

В изданиях по материалам конференций, круглых столов и сборниках научных трудов.

6.  Аверьянова, Е. В. К вопросу об изучении ценностных ориентации детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Специальное образование: традиции и инновации: II Международная научно-практическая конференция. — Минск: БГПУ. 2010. — С. 38—40.

7.  Аверьянова, Е. В. О генезисе понятия «ценность» и изучение ценностных ориентаций детей с ОНР старшего дошкольного возраста [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: Материалы второго международного теоретико-методологического семинара. — М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010. — Т. 1. — С. 29—34.

25

8.  Аверьянова, Е. В. О теоретическом изучении проблемы ценностных ориентаций у детей [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы VII Международной научной конференции. — М.: МАНПО, 2010. — С. 126—128.

9.  Аверьянова, Е. В. Современное состояние проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Международная практическая конференция, посвященная Году учителя. — Рязань, 2010. — С. 239—249.

10.  Аверьянова, Е. В. О создании методики исследования ценностных ориентаций дошкольников [Текст] / Е. В. Аверьянова // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных статей. — М.: Издательство «Спутник+», 2010. — С. 10—18.

11.  Аверьянова, Е. В. Кризисное общество: изменение системы ценностных ориентаций [Текст] / Е. В. Аверьянова // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практике: 5 Международная научно-практическая конференция. — Казань, 2011. — С. 10—14.

12.  Аверьянова, Е. В. Обзор методик по исследованию ценностных ориентаций детей дошкольного возраста [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Современные подходы к организации и содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных трудов. — Иркутск: Изд-во Вост. — Сиб. госуд. академии образования, 2011. — С. 79—83.

13.  Аверьянова, Е. В. Прогнозирование успешной адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям логопедического детского сада [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Из опыта работы специальных психологов и педагогов: Сборник статей. — М.: Издательство «Спутник+», 2012. — С. 5—7.

14. Аверьянова, Е. В. Динамика структуры ценностной сферы детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья». — М., 2012. — С. 57—59.

15.  Аверьянова, Е. В. О ценностных ориентациях родителей детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития [Текст] / Е. В. Аверьянова // Студенческий гений — 2012: сборник статей по материалам Х Международной практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — Н. Новгород, 2012. — С. 8—13.

16.  Аверьянова, Е. В. Человек сдавшийся [Текст] / Е. В. Аверьянова // Мама, папа, я. — 2013. — № 3. — С. 4—7.

26

17.  Аверьянова, Е. В. Чего мы хотим от жизни? [Текст] / Е. В. Аверьянова // Мама, папа, я. — 2013. — № 5. — С. 28—30.

18. Аверьянова, Е. В. Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / С. М. Валявко, Е. В. Аверьянова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — № 1(59). — С. 66—70.

Печатные работы автора по теме исследования составляют 6,16 п. л.

Адрес страницы: http://psychlib.ru/mgppu/disers/AverianovaEV/ASa-a-026.htm
Описание
Аверьянова Е. В. Сравнительный анализ формирования ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. пед. ун-т. — М., 2014. — 26 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=239713.
Рубрики:

 • Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Другие виды отраслевой психологии

 • Диссертации

Аннотация:
Для выявления особенностей формирования ценностной сферы старших дошкольников разработана и апробирована методика диагностики ценностных ориентаций, учитывающая специфику речевого и личностного онтогенеза дошкольников с нарушениями речевого развития. В лонгитюдном исследовании выявлены тенденции к изменениям иерархического соподчинения ценностных ориентаций старших дошкольников, что позволяет рассматривать данный возрастной период как сензитивный для целенаправленного формирования этой составляющей личностного развития. Описан гендерный аспект проблемы. Ценность силы имеет большее значение для мальчиков, для девочек более важны общительность и красота. Выявлены особенности ценностной сферы родителей таких детей: наиболее значимы ценности безопасности и доброты, доминирует репродуктивная мотивация. Показана взаимосвязь познавательных ценностных ориентаций родителей и формирования ценности познания у детей дошкольного возраста.
 • Открыть карточку в Электронном каталоге: 239713
Перейти на страницу
Произведение расположено на страницах 1–26
Перейти на страницу:
Распечатать со страницы
Произведение расположено на страницах 1–26
С какой страницы распечатать: