Описание
Бурдукова Ю. А. Особенности развития произвольного контроля поведения у глубоко недоношенных детей второго года жизни: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. — М., 2008. — 162 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=79445.
Рубрики:

 • Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Медицинская психология

 • Диссертации

Аннотация:
В работе впервые показано, что у глубоко недоношенных детей 13—14 месяцев жизни в отсутствие диагностируемых перинатальных поражений ЦНС общее психическое развитие, элементарные функции внимания, способность к поэтапному поведению соответствует типичному ходу развития в соответствии со скорректированным возрастом. Выявлено в исследовании, что сокращение внутриутробного периода per se вызывает парциальный дефицит фронтальных функций рабочей памяти уже на ранних этапах ее становления. Данное отклонение от хода типичного развития проявляется в этом возрасте даже у здоровых глубоко недоношенных детей с нормальным уровнем психического и психомоторного развития. Полученные данные являются экспериментальным подтверждением гипотезы о том, что источники дефицита рабочей памяти у детей этой группы лежат именно в преждевременном окончании гестационного периода развития, а не в возможном повреждении структур мозга вследствие внутриутробной гипоксии/ишемии. Результаты исследования показали, что еще одним последствием резкого сокращения периода пренатального развития становится аномальная латерализация моторных функций и зрительно-пространственного внимания. Также было показано, что изменения функциональной асимметрии мозга, проявляющиеся в сниженной активации корковых структур левого полушария, являются одним из основных источников дефицита зрительно-пространственного внимания к правому полуполю зрения у здоровых глубоко недоношенных младенцев. В работе также впервые было показано, что наличие постгипоксического перинатального повреждения мозга приводит у глубоко недоношенных младенцев к задержке общего психического развития, снижению эффективности навыков саморегуляции и поэтапного планирования поведения. Полученные данные вносят существенный вклад в понимание того, в каком направлении должна вестись коррекционно-развивающая работа с глубоко недоношенными детьми с поражениями ЦНС.
 • Открыть карточку в Электронном каталоге: 79445
Адрес страницы: http://psychlib.ru/mgppu/disers/BurdukovaYuA/BOR-001.HTM