1 На правах рукописи
Рахматуллина Евгения Алексеевна
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
19.00.13 — психология развития, акмеология
диссертация на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Научный руководитель
доктор психологических наук Б. Г. Мещеряков
Москва — 2012
2 Оглавление
Введение | 3 |
Глава 1. Подростковый возраст c точки зрения культурно-исторической психологии и теории деятельности | 10 |
1.1. Основные психологические новообразования подросткового возраста | 11 |
1.2. Развитие мотивационно-потребностной сферы подростков среднего и старшего школьного возраста | 13 |
1.3. Социальная ситуация развития современных подростков | 22 |
1.4. Проблема определения ведущей деятельности в подростковом возрасте | 24 |
Глава 2. Деятельностно-ориентированные переживания в подростковом возрасте | 38 |
2.1. Переживание как индикатор степени значимости происходящего для личности | 38 |
2.2. Деятельностно-ориентированные переживания: их психологическое значение и диагностика у подростков | 45 |
Глава 3. Разработка и апробация опросника ОДОП. Половозрастные особенности деятельностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте | 51 |
3.1. Цели и гипотезы эмпирического исследования | 51 |
3.2. Разработка и описание методики исследования | 51 |
3.3. Результаты и обсуждение | 58 |
3.3.1. Проверка внутренней согласованности шкал ОДОП | 58 |
3.3.2. Анализ «Интегрального показателя переживаний» | 60 |
3.3.3. Анализ показателя «Эмоциональный вес переживаний» | 71 |
Глава 4. Индивидуальные особенности деятельностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте | 78 |
4.1. Задачи и гипотезы | 79 |
4.2. Методика исследования | 79 |
4.3. Результаты и их обсуждение | 74 |
4.3.1. Кластерный анализ индивидуальных профилей деятельностно-ориентированных переживаний | 74 |
4.3.2. Анализ индивидуальных случаев | 88 |
Заключение | 109 |
Библиография | 111 |
Приложение 1. Опросник деятельностно-ориентированных переживаний | 118 |
Приложение 2. Внутренняя согласованность шкал ОДОП (коэффициент α Кронбаха) | 127 |
Приложение 3. Результаты проверки значимости различий средних значений ИПП для каждой деятельности между классами | 128 |
3 Введение
Исследование посвящено анализу индивидуальных и половозрастных особенностей деятельностно-ориентированных переживаний у подростков (учащихся 6—10 классов общеобразовательной школы).
Актуальность темы исследования. Подростковый возраст характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития личности. В настоящее время нет единого мнения относительно таких важнейших психологических характеристик данного возраста, как ведущая деятельность и центральные новообразования. Среди центральных новообразований подросткового возраста указывают «чувство взрослости» (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), рефлексивное самосознание, «открытие своего Я» (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), абстрактное мышление (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже), практическое сознание (В. В. Давыдов), самоопределение и потребность в нем (Л. И. Божович, М. Г. Гинзбург, Э. Эриксон), мировоззрение (Л. И. Божович, В. В. Давыдов) и многое др. Не менее разнообразны и представления о ведущей деятельности подростков. На эту роль выдвигались интимно-личностное общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно-полезная или общественно значимая деятельность (Д. И. Фельдштейн, В. В. Давыдов), учебная (А. Н. Леонтьев), социально-психологическое экспериментирование (Г. А. Цукерман), личностное самоопределение (В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков) и т. д. В связи с таким разнообразным определением ведущего типа деятельности у подростков, существует предположение, что подросток «перерос» рамки концепции нормативной и унифицированной ведущей деятельности. Критики концепции ведущей деятельности справедливо указывают на то, что в ней не разработаны эмпирические критерии диагностики ведущей деятельности, она во многом носит нормативный характер (В. И. Слободчиков) и не учитывает полиморфизма ведущей деятельности, что особенно заметно, начиная с подросткового возраста (А. В. Петровский, Б. Г. Мещеряков).
В то же время, спорная и неоднозначная проблема ведущей деятельности является частью более широкой проблемы спектра развивающих видов деятельности в подростковом возрасте, которая недостаточно изучена. Если деятельность рассматривается как движущая сила психического развития и личности, то для психологического понимания подросткового возраста и научного обеспечения практической психолого-педагогической работы необходимо прояснить, как на протяжении этого возраста формируется и изменяется иерархия деятельностей. Для изучения этой проблемы важно учитывать обе стороны — мотивационно-смысловую и операционально-техническую (Д. Б. Эльконин), из которых генетически первой и в этом смысле ведущей является мотивационно-смысловая. Данная работа нацелена на выяснение мотивационно-смысловой иерархии типичных видов
4деятельности подростка. Достижение этой цели, в свою очередь, осложняется дополнительной проблемой неразработанности методики такого исследования.
Любая деятельность требует определенных условий для своей реализации, как внутреннего, так и внешнего порядка. Ограничения и затруднения для осуществления деятельности могут порождать негативные (тревожные и фрустрирующие) переживания, интенсивность которых зависит от значимости данной деятельности для субъекта, т. е., в конечном счете, от силы его потребности в деятельности и её результатах. Такие переживания получили название деятельностно-ориентированных (Мещеряков Б. Г., Кирпиченкова Ю. К., 2005). Они отражают неудовлетворенность, беспокойство в связи с дефицитами внутренних и внешних условий реализации значимых для личности видов деятельности и поэтому, анализируя профили деятельностно-ориентированных переживаний, можно получить информацию о мотивационно-смысловой иерархии этих видов деятельности и осуществить исследование ее возрастной динамики и межиндивидуальной вариативности, что особенно актуально для подросткового возраста.
Таким образом, в рамках диссертационного исследования взаимосвязанно решались две фундаментальные и актуальные проблемы: разрабатывалась опросная методика, позволяющая через анализ переживаний установить мотивационно-смысловую значимость наиболее важных в подростковом возрасте видов деятельности, а также проследить возрастную динамику и оценить индивидуальную вариативность мотивационной иерархии данного спектра деятельностей.
Особую значимость и актуальность данная работа имеет в связи с тем, что со времени проведения классических исследований подросткового возраста на основе деятельностной концепции произошли грандиозные изменения в социально-политической и экономической сферах российского общества, что не могло радикально не изменить макро и микросреду социализации современных подростков. По существу, сейчас требуется провести новые широкомасштабные исследования социальной ситуации развития подростков, типичных для них видов деятельности, их мотивационно-смысловой иерархии и ее субвозрастной динамики.
В отличие от традиционных исследований переживаний подростков, в которых переживания рассматриваются в связи с многочисленными жизненными событиями и проблемными областями, в данной работе исследовались только переживания, связанные с рядом деятельностей, которые, как принято считать, имеют большое значение для психического развития подростков.
5 Объект исследования — мотивационно-смысловая иерархия деятельностей как часть эмоционально-потребностной сферы подростков среднего и старшего школьного возраста.
Предмет исследования — структура, возрастная динамика и индивидуальная вариативность деятельностно-ориентированных переживаний в среднем и старшем школьном возрасте.
Цель исследования — установить возрастную динамику и индивидуальную вариативность мотивационно-смысловой иерархии деятельностей подростков среднего и старшего школьного возраста, с помощью методики, позволяющей через анализ переживаний выяснить мотивационно-смысловую значимость разных видов деятельности.
Общая гипотеза
Групповые и индивидуальные профили деятельностно-ориентированных переживаний подростков среднего и старшего школьного возраста являются многомодальными (многовершинными) и отражают картину полиморфизма ведущих психологических потребностей. Исследование деятельностно-ориентированных переживаний позволит выявить иерархическую структуру спектра значимых деятельностей данного возраста.
Частные гипотезы
1. Возрастная динамика деятельностно-ориентированных переживаний показывает перестройку в иерархии потребностей при переходе от среднего к старшему школьному возрасту.
2. Существуют значительные индивидуальные различия частоты и интенсивности деятельностно-ориентированных переживаний у подростков среднего и старшего школьного возраста.
Задачи исследования
1. Анализ отечественных и зарубежных исследований в области психологии развития, посвященных изучению подросткового и раннего юношеского возраста.
2. Теоретическое обоснование понятия деятельностно-ориентированных переживаний.
3. Разработка и апробация методики для изучения характеристик деятельностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте.
4. Проведение исследования на выборке учащихся среднего (6—8 классы) и старшего школьного возраста (9—10 классы).
5. Анализ и описание полученных результатов с точки зрения деятельностного подхода к развитию.
6 Методологическая основа исследования
В изучении переживаний и мотивационно-смысловой иерархии деятельностей подростков данная диссертация опирается на методологические подходы отечественной психологии (культурно-историческая концепция Л. С. Выготского; деятельностный подход к возрастному развитию А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и их последователей), в том числе на принцип единства аффекта и интеллекта, представления о переживании как о единице анализа личности и среды и индикаторе степени значимости происходящего для личности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), представления о связи между потребностями и переживаниями в критические периоды развития личности (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Ф. Е. Василюк).
Методы, методики и организация исследования:
1. Опросник деятельностно-ориентированных переживаний (ОДОП), разработанный при участии и под руководством Б. Г. Мещерякова.
2. Дополнительные методики для качественного анализа индивидуальной вариативности деятельностно-ориентированных переживаний у подростков (экспертный анализ, структурированная беседа).
3. Методы статистического анализа полученных данных (t-критерий; корреляционный анализ; дисперсионный анализ; кластерный анализ индивидуальных профилей деятельностно-ориентированных переживаний).
Эмпирическая часть исследования проводилась в 2008—2011 гг. В ней приняли участие учащиеся среднего и старшего школьного возраста четырех общеобразовательных школ г. Москвы, всего 338 человек (198 мальчиков и 140 девочек).
Для проверки надежности и внешней валидности полученных в диссертационном исследовании результатов использовались данные близкого по методологии исследования (под руководством Б. Г. Мещерякова), проведенного в общеобразовательных школах г. Дубны.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается научно-методологической обоснованностью исследования, использованием методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, а также статистической обработкой эмпирических данных.