36

УДК 159.9

СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ С РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С. Г. КОЧЕРГИНА*

Московский городской психолого-педагогический университет

В статье представлены данные эмпирического исследования связи эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста с развитием интеллектуальных способностей, креативности и эмоционального интеллекта. Описан оригинальный видеотест, разработанный для диагностики эмоциональной отзывчивости на музыку. Показано, что эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием как интеллектуальных, так и эмоциональных характеристик младшего школьника. Интеллектуально одаренные дети превышают своих сверстников по показателям эмоциональной отзывчивости, креативности и эмоциональному интеллекту.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, младший школьный возраст, интеллектуальные способности, креативность, эмоциональный интеллект.

Введение

Изучению развития эмоциональной сферы ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем исследованию его интеллектуального развития. То, что Л. С. Выготский называл феноменом «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшимся у его современников и связанным с воспитанием, направленным на интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время. Еще в 1930-е гг. он указывал на необходимость рассмотрения развития аффекта и интеллекта в динамическом единстве и считал, что «единство интеллекта и аффекта обеспечивает процесс регуляции и опосредствованность нашего поведения» (в его терминологии — «изменяет наши действия»). Единство аффекта и интеллекта, по его мнению, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.

У учащихся начальных классов интенсивно развивается мышление, появляется способность к рефлексии, повышается уровень самосознания, которое проходит путь от самовосприятия к самоутверждению. Ребенок стремится познать себя, а через себя других людей и их взаимоотношения. И если у него блокировать возможность самопознания, осознания своих чувств, действий и поступков, то потребность в самоутверждении, в признании своих новых возможностей реализуется через упрямство, капризы, желание добиться своего любыми способами, нередко за счет ущемления интересов других детей. Поэтому учиться понимать чувства другого человека ребенок должен параллельно с самостоятельным анализом собственных переживаний, во власти которых он находится.

Эмоции имеют не меньшую значимость в развитии личности, чем познавательные

37

процессы. В последние десятилетия способность к пониманию своих и чужих эмоций активно изучается в рамках достаточно нового для отечественной психологии направления исследований — эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект рассматривается как способность к пониманию своих и чужих эмоций, а также управлению ими [3].

Большое значение в эмоциональном развитии ребенка принадлежит музыке. Б. М. Теплов подчеркивал, что музыка — это, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством [8, с. 431]. С этих позиций большое значение в развитии ребенка имеет эмоциональная отзывчивость на музыку.

Согласно определению, данному В. П. Анисимовым, «эмоциональная отзывчивость на музыку — это способность личности к соответствующему переживанию музыкального содержания и ценностно-смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций и мыслеобразов в процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки…» [1, с. 5]. Таким образом, эмоциональная отзывчивость на музыку как способность ребенка к переживанию и осознанию может быть развита в большей или меньшей степени.

Проблеме эмоционального развития ребенка, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной науке. Значение развития эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, А. Г. Костюка, В. А. Мясищева, В. А. Петровского, О. П. Радыновой, В. А. Сухомлинского, Т. Н. Тарановой, Г. С. Тарасова, В. Н. Шацкой и др. В то же время, несмотря на большой интерес к проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыку, основная часть исследований относится к дошкольному возрасту, а работ, посвященных младшим школьникам, крайне мало. Вопрос об особенностях развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников и ее роли в становлении личности ребенка на этом возрастном этапе остается открытым.

С целью проверки гипотезы о связи эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием как интеллектуальных, так и эмоциональных характеристик младшего школьника мы сформулировали следующие задачи:

1. Разработать методику изучения эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Выявить связь эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста с развитием эмоционального интеллекта, интеллектуальных способностей и креативности.

Методика

Для изучения эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста мы разработали две методики, каждая из которых связана с выявлением одного из двух аспектов изучаемой способности, зафиксированных в определении В. П. Анисимова:

— эмоциональная отзывчивость как способность личности к соответствующему переживанию музыкального содержания;

— эмоциональная отзывчивость как способность к осознанию (рефлексии) своих ассоциаций и мыслеобразов в процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки.

Методика изучения эмоциональной отзывчивости на музыку «Видеотест». Методика изучения эмоциональной отзывчивости «Видеотест» направлена главным образом на диагностику первого аспекта эмоциональной отзывчивости — способности к переживанию музыкального содержания. Детям предлагалось разучить и исполнить незнакомую им песню или фрагмент песни, а также послушать и изобразить в движениях одно инструментальное произведение. Произведения должны

38

быть контрастными по характеру и соответствовать возрасту детей. Например, мы взяли для разучивания белорусскую народную песню «Перепелочка», а для слушания — русскую народную песню «Ах, вы сени».

Перед разучиванием песни с детьми проводилась беседа по данному произведению и осуществлялся эмоциональный настрой.

Задаваемые вопросы к песне «Перепелочка»:

1. Ребята, у вас есть дома животные? Как вы к ним относитесь?

2. Послушайте песню и подумайте, о ком она (слушают).

3. Кто такая перепелочка?

4. Как относится к ней мальчик?

5. Какое настроение передает вам песня?

Задаваемые вопросы к русской народной песне «Ах, вы сени»:

1. Ребята, послушайте музыку и подумайте, какое настроение она передает?

2. На каком музыкальном инструменте исполняется произведение?

3. Какие еще вы знаете русские народные музыкальные инструменты?

4. С каким настроением мы с вами будем исполнять эту песню?

Результаты фиксировались по специальной шкале.

Оценка результатов. Результат оценивается по 5-балльной шкале эмоциональной отзывчивости от самого низкого уровня ее проявления до самого высокого.

В процессе наблюдения за поведением детей в ходе прослушивания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

— сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);

— воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;

— проявление у ребенка интереса к слушанию музыки;

— наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания).

Самый низкий уровень — «1» балл, который выставляется в случае, если ребенок слушает и исполняет музыку равнодушно, небрежно, не старается, отвлекается. «2» балла — когда ребенок слушает произведения внимательно, проявляет интерес, но при исполнении не выражает никаких эмоций, можно заметить равнодушный взгляд. Средний уровень оценивается в «3» балла, здесь наблюдается заинтересованность ребенка при прослушивании и исполнении, старание передать образ и характер произведения, сосредоточенный взгляд. «4» балла ставится, когда ребенок при прослушивании и исполнении заинтересован, точно передает образ и характер произведения, его взгляд сосредоточен, мимика очень выразительна, все движения гармоничны исполняемому произведению. Самый высокий уровень оценивается в «5» баллов — ребенок очень сильно реагирует на музыку (при прослушивании и исполнении), можно заметить слезы на глазах или, наоборот, бурную радость, его движения точно передают характер произведения.

Для подсчета результатов суммируется общий балл по двум произведениям. От 8 до 10 баллов — высокий уровень эмоциональной отзывчивости, от 5 до 7 — средний, от 2 до 4 — низкий.

Методика изучения эмоциональной отзывчивости на музыку «Эмоциональное понимание прослушанного произведения». Методика изучения эмоциональной отзывчивости «Эмоциональное понимание прослушанного произведения» направлена главным образом на осознание, рефлексию своих ассоциаций и мыслеобразов. Детям предлагалось прослушать произведение Людвига Ван Бетховена «Сурок». После прослушивания ребятам нужно было из предложенных эмоциональных характеристик выбрать наиболее подходящие эмоции, передающие характер песни. Предложенные нами эмоциональные характеристики: задумчиво, безмятежно, активно, грустно, легко, печально, живо, весело, тоскливо, радостно, жалобно

39

скорбно, наивно, просто, беззаботно, светло, простодушно (были отобраны из художественного словаря эмоций В. Г. Ражникова [6]). Эмоциональные характеристики предлагались детям на специальных карточках с изображением данной эмоции в мимике человека.

Для оценивания была разработана специальная шкала уровней:

— Высокий уровень (3): дифференциация эмоций, установление зависимости между эмоционально-образным содержанием и средствами музыкальной выразительности.

— Средний уровень (2): недостаточная дифференциация эмоций, выделение отдельных выразительных средств.

— Низкий уровень (1): затруднения в дифференциации эмоций.

Для изучения интеллектуальной сферы детей использовались прогрессивные матрицы Равена. Полученные сырые баллы были переведены в IQ, соответствующий возрастной норме (материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики).

Исследование творческого мышления учащихся проводилось с помощью теста креативности П. Торренса в модификации Е. Туник. Был взят сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи, который представляет собой задание «Закончи рисунок». Кроме того, мы применяли опросник креативности Джонсона в модификации Е. Туник, благодаря которому можно получать данные об оценке детской креативности учителями.

Для исследования эмоционального интеллекта использовалась методика Т. Д. Марцинковской — вариант опросника для младших школьников. Ребятам предлагалось выразить свое отношение к 12 утверждениям, где каждый вопрос — это утверждение, с которым можно согласиться или нет.

Учитывая сложность и ограниченность опросных методов для изучения эмоционального интеллекта у младших школьников, в дополнение к названной методике мы модифицировали методику Е. С. Ивановой «Эмоциональное пространство личности», которая позволяет исследовать один из компонентов эмоционального интеллекта — знание эмоций. В оригинальном варианте методики взрослым предлагается большое количество эмоциональных характеристик, которые необходимо распределить по группам. Модифицируя эту методику для младших школьников, мы отобрали из художественного словаря эмоций В. Г. Ражникова наиболее понятные для данного возраста эмоциональные характеристики. Ребятам предлагалось распределить 17 эмоций на три группы: «радостно», «печально», «спокойно».

Для оценивания была разработана шкала уровней:

— Высокий уровень (3): ребенок дифференцирует эмоциональные состояния на группы, понимает их значение.

— Средний уровень (2): допускает ошибки при распределении эмоций на группы. Знает не все эмоциональные состояния.

— Низкий уровень (1): путает значения эмоций, не может распределить на группы, допускает множество ошибок.

Процедура исследования. В исследовании принимали участие 66 детей первых классов. На первом этапе исследования с помощью предложенных нами методик изучалась эмоциональная отзывчивость на музыку, затем с помощью прогрессивных матриц Равена собирались данные о развитии интеллектуальных способностей первоклассников. Последний этап был посвящен исследованию творческого мышления и эмоционального интеллекта. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы SPSS 17.

Результаты и обсуждение

Исходя из полученных результатов диагностики интеллектуальной сферы по методике Равена и для анализа полученных данных в соответствии с поставленной задачей исследования, мы выделили две группы детей.

40

В первую группу вошли дети с показателями интеллектуального развития выше среднего — интеллектуально одаренные учащиеся IQ>110 (n=27). Во вторую группу — дети (n=39), интеллектуальные показатели которых соответствуют норме (IQ<110). Проверка гипотезы о наличии различия между выделенными группами по показателю IQ с помощью t-критерия подтвердила достоверность различий с p<0,01.

Средние значения показателей эмоциональной отзывчивости (ЭО), креативности, эмоционального интеллекта в изучаемых группах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения изучаемых характеристик в разных группах

 

 

Группа

N

Среднее

Стд. отклонение

Стд. ошибка среднего

ЭО (видеотест)

1

27

  7,22*  

  1,013

0,195

2

39

  6,72*  

  1,123

0,180

ЭО (понимание)

1

27

  2,37**

  0,629

0,121

2

39

  1,74**

  0,637

0,102

Оригинальность (TTCT, t-шкала)

1

27

48,00    

  8,091

1,557

2

39

48,79    

11,910

1,907

Разработанность (TTCT, t-шкала)

1

27

50,96    

  9,665

1,860

2

39

47,54    

  8,120

1,300

Беглость (TTCT)

1

27

  9,81    

  0,622

0,120

2

39

  9,67    

  1,084

0,174

Гибкость (TTCT)

1

27

  8,33    

  1,981

0,381

2

39

  7,59    

  1,846

0,296

Креативность (по методике Джонсона)

1

27

27,37*  

  7,302

1,405

2

39

21,72*  

  7,881

1,262

Эмоц. интеллект

1

27

64,74    

11,636

2,239

2

39

60,33    

11,877

1,902

Эмоц. пространство (знание эмоц.)

1

27

  2,22**

  0,506

0,097

2

39

  1,72**

  0,510

0,082

Примечание: * достоверные различия с p<0,05; ** достоверные различия с p<0,01

Как видно из полученных данных, представленных в таблице 1, интеллектуально одаренные дети превышают своих сверстников по показателям эмоциональной отзывчивости, креативности (только по методике Джонсона), эмоционального интеллекта. С помощью методики Торренса различий в проявлениях креативности в исследуемых группах не обнаружено.

Наблюдения за поведением интеллектуально одаренных первоклассников показывают, что одаренные дети, в отличие от своих сверстников, склонны к более яркому выражению эмоций. При этом высокая

41

эмоциональная отзывчивость на музыку может проявляться по-разному. У одних детей наблюдается глубокая сосредоточенность, «внутреннее» переживание при прослушивании музыки, в то время как у других — яркое выражение своих эмоций. В любом случае они более тонко дифференцируют эмоциональную палитру чувств. Следовательно, интеллектуально одаренные первоклассники проявляют высокую эмоциональную чувствительность, более тонко переживают музыку и эмоциональнее других детей реагируют на нее. Способность к дифференциации эмоций у них также более развита.

Для более тщательного рассмотрения вопроса о связи эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием когнитивных и эмоциональных характеристик у первоклассников мы провели корреляционный анализ. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2.

В результате корреляционного анализа были обнаружены слабые, но достоверные связи эмоциональной отзывчивости с интеллектом, показателями креативности по Торренсу (оригинальностью, беглостью), с креативностью по методике Джонсона, а также одним из аспектов эмоционального интеллекта — знанием эмоций.

Таблица 2

Коэффициенты корреляций показателей когнитивных и эмоциональных характеристик учащихся первых классов (n=66)

 

 

ЭО (ви­део­тест)

ЭО (по­ни­ма­ние)

IQ (Ра­вен)

Ори­ги­наль­ность

Раз­ра­бо­тан­ность

Бег­лость

Гиб­кость

Кре­атив­ность (Джон­сон)

Эмоц. ин­тел­лект

Эмоц. про­стран­ство

ЭО (видеотест)

1

0,478**

0,338**

0,316**

0,171

0,298*

0,207

0,462**

–0,026

0,289*

ЭО (понимание)

0,478**

1

0,392**

0,048

0,180

0,119

0,342**

0,366**

0,016

0,584**

IQ (Равен)

0,338**

0,392**

1

0,087

0,309*

0,287*

0,161

0,501**

0,152

0,430**

Оригинальность (TTCT)

0,316**

0,048

0,087

1

0,410**

0,452**

0,474**

0,292*

–0,190

0,053

Разработанность (TTCT)

0,171

0,180

0,309*

0,410**

1

0,504**

0,212

0,313*

–0,052

0,165

Беглость (TTCT)

0,289*

0,119

0,287*

0,452**

0,504**

1

0,392**

0,396**

–0,090

0,197

Гибкость (TTCT)

0,207

0,342**

0,161

0,474**

0,212

0,392**

1

0,166

–0,197

0,248*

Креативность (Джонсон)

0,462**

0,366**

0,501**

0,292*

0,313*

0,396**

0,166

1

0,097

0,362**

Эмоц. интеллект

–0,026

–0,016

0,152

–0,190

–0,052

–0,090

–0,197

0,097

1

0,180

Эмоц. пространство личности

0,289

0,584**

0,430**

0,053

0,165

0,197

0,248*

0,362**

0,180

1

42

Достоверной связи эмоциональной отзывчивости с эмоциональным интеллектом, измеряемым с помощью методики Т. Д. Марцинковской, не было обнаружено, что может быть обусловлено спецификой этой методики, носящей опросный характер, возможно, вызывающей затруднения у первоклассников. В то же время знание эмоций (по методике «Эмоциональное пространство личности») связано с эмоциональной отзывчивостью (по методике «Понимание», r=0,58). Чем большими знаниями об эмоциях обладают первоклассники, тем большую способность к дифференциации эмоций, установлению связи между эмоционально-образным содержанием и средствами музыкальной выразительности они обнаруживают при прослушивании музыки.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о связи эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста с развитием интеллектуальных способностей, креативностью и таким компонентом эмоционального интеллекта, как понимание эмоций.

Заключение

Все чаще появляются данные о том, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В то же время известно, что способность понимать другого человека, чувствовать себя частичкой единого мира и одновременно творчески проявлять себя в этом мире — это то, что может принести художественное развитие, способствующее воспитанию целостности личности. В. А. Сухомлинский, например, подчеркивал мысль о том, что без понимания и переживания музыки, без глубокой потребности слушать музыку и получать от нее наслаждение невозможно познание мира чувств, которое возвеличивает, возносит, облагораживает.

Полученные нами данные эмпирического исследования свидетельствуют о том, что эмоциональная отзывчивость на музыку у современных первоклассников тесно связана с развитием интеллекта, креативности и эмоционального интеллекта. То есть, гипотеза нашего исследования о связи эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием как интеллектуальных, так и эмоциональных характеристик младших школьников подтвердилась.

Обнаруженная в исследовании связь эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием интеллекта, креативности и эмоционального интеллекта первоклассников может иметь большое практическое значение. Так, например, полученные данные позволяют нам сделать предположение о том, что в младшем школьном возрасте специальные программы развития эмоциональной отзывчивости на музыку будут обладать значительным развивающим эффектом, способствуя в то же время решению актуальных задач воспитания целостной личности.

Литература

1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры // Музыкальная палитра. — 2006. — № 4. — с. 5—6.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1982.

3. Люсин Д. В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты / Г. А. Емельянов (ред.). Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. — М.: смысл, 2000.

4. Марцинковская Т. Д., Авдулова Т. П., Изотова Е. И. Социализация детей и подростков / Методический комплекс. — М.: МПГУ, 2009. — 100 с.

5. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. — Л.: Музыка, 1970. — 340 с.

6. Ражников В. Г. Словарь художественных настроений. — М.: 2007.

7. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1985. — 270 с.

8. Теплов Б. М. О музыкальном переживании / К 35-летию научной деятельности Д. Н. Узнадзе. — Тбилиси, 1945. — С. 427—447.

43

RELATIONSHIP OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS TO MUSIC WITH THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES AND CREATIVITY IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

S. G. KOCHERGINA

Moscow State University of Psychology and Education

The paper presents an empirical study on the relation of emotional responsiveness to music for children of primary school age with the development of intellectual abilities, creativity and emotional intelligence. We describe an original videotest developed for the diagnosis of emotional responsiveness to music. It is shown that emotional responsiveness to music is associated with the development of both intellectual and emotional characteristics of primary school children. Intellectually gifted children higher than their peers on indicators of emotional responsiveness, creativity and emotional intelligence.

Keywords: emotional responsiveness, primary school age, intellectual ability, creativity, emotional intelligence.

Сноски

Сноски к стр. 36

* Для корреспонденции: Кочергина Светлана Григорьевна, аспирант, факультет психологии образования МГППУ Тел.: +7 (905) 702-71-88 E-mail: sveta160184@mail.ru.

Адрес страницы: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/TEP012012/KSe-036.htm
Описание
Кочергина С. Г. Связь эмоциональной отзывчивости на музыку с развитием интеллектуальных способностей и креативности у детей младшего школьного возраста / Теоретическая и экспериментальная психология. — 2012. — Т. 5, № 1. — С. 36—43. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=234044.
Рубрики:

 • Детская психология → Возрастные особенности

 • Научная литература

Аннотация:
В статье представлены данные эмпирического исследования связи эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста с развитием интеллектуальных способностей, креативности и эмоционального интеллекта. Описан оригинальный видеотест, разработанный для диагностики эмоциональной отзывчивости на музыку. Показано, что эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием как интеллектуальных, так и эмоциональных характеристик младшего школьника. Интеллектуально одаренные дети превышают своих сверстников по показателям эмоциональной отзывчивости, креативности и эмоциональному интеллекту.
 • Открыть карточку в Электронном каталоге: 234044
Перейти на страницу
Произведение расположено на страницах 36–43
Перейти на страницу:
Распечатать со страницы
Произведение расположено на страницах 36–43
Перечислите необходимые страницы и диапазоны страниц через запятую. Диапазон страниц обозначается первой и последней страницами диапазона через дефис. Если результирующий набор страниц превышает 10% документа, то лишние страницы отбросятся
С какой страницы распечатать: