1

Быстрова Наталия Александровна

Роль защитных психологических механизмов воспитанников кадетских корпусов в адаптации к образовательному учреждению

Направление: Психология

Специализация: «Психология профессий особого риска»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание академической степени магистра психологии

Москва — 2014

2

Диссертация выполнена на кафедре Научных основ экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент И. Н. Мищенко

Защита состоится 24.12.2014 в 11 часов на заседании Государственной экзаменационной комиссии по защите магистерских диссертаций при Московском городском психолого-педагогическом университете (г. Москва, Шелепихинская наб., 2 А)

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре Научных основ экстремальной психологии МГППУ

© Н. А. Быстрова, 2014

3

Общая характеристика работы

Актуальность исследования:

Жизнь любого человека сложна и многогранна. Каждый день мы сталкиваемся с окружающей нас средой. И далеко не всегда это столкновение несет в себе заряд положительного. Для того чтобы выжить человеку нужно приспособиться к условиям, которые диктует окружающая действительность. Подчас нам приходиться отгораживаться от мира своеобразной стеной, для того чтобы сохранить себя и свою целостность. Именно это и является психологической защитой.

Психологическая защита — один из тех феноменов, который с неизменной постоянностью рассматривается самыми различными психологическими учениями. Этот термин используется и в гештальт-психологии, и в психоанализе, и даже в бихевиоризме, где он имеет название «перцептивная защита». Эти научные направления в психологии очень мало схожи друг с другом, порой просто противоположны. Но термин «психологическая защита» используется всеми при построении своих концепций. И, по-видимому, он будет использоваться и в дальнейшем развитии науки, поскольку это одно из немногих явлений, определенных достаточно фундаментально и достоверно.

Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Однако большая часть современной молодежи неспособна приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся действительности. Ускорение процессов адаптации воспитанников кадетских корпусов первого года обучения к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса — чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит

4

процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи кадетов, процесс их профессионального становления.

Большой интерес представляет для исследования социально-психологическая адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у кадета требуемого уровня в учебной деятельности; от того насколько быстро и легко проходит адаптация, насколько больше отдача сил, энергии и интеллекта от кадета.

Объект исследования — воспитанники кадетских корпусов с нарушенной адаптацией и контрольная группа нормально адаптированных воспитанников.

Предмет исследования — психологические механизмы защиты, способствующие адаптации и препятствующие ей.

Степень изученности проблемы

Первопроходцами в исследовании данной проблемы являются Зигмунд Фрейд и Анна Фрейд. Также ей занимались такие ученые, как Вильгельм Райх, Ханц Хартманн, Эрих Фромм и др. — за рубежом, и Феликс Борисович Березин, Филлип Вениаминович Бассин и др. — в нашей стране. Однако в настоящее время в науке нет общепризнанного, универсального понимания, как самой психологической защиты, так и классификации ее механизмов. Также имеется очень много раскрытых вопросов относительно выявления и измерения психологических защит.

Цель исследования — определение механизмов защиты, способствующих процессу адаптации в новых условиях и препятствующих процессу полноценной адаптации.

Задачи:

1. Анализ существующих концепций защит и выбор диагностического инструментария

2. Определение внешних фрустраторов, вызывающих посредством сверхнормативного функционирования защит, девиантное поведение

3. Определение с помощью экспертной оценки дезадаптированных и адаптированных воспитанников

4. Выявление структуры защит воспитанников обеих групп

5

5. Сравнительный пошкальный анализ психологических защит (разница средних значений по t-критерию)

6. Выявление сверхнормативных невротических защит, вызывающих дезадаптивное поведение воспитанников

7. Предложения по использованию психотехнологий гештальт-терапии для работы с невротическими защитными механизмами:

Методологической основой работы является комплексный подход. Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

1. Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.

2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная работа.

В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что защита начинает проявляться в поведении воспитанников при воздействии на них каких-то неблагоприятных внешних факторов, вызывающих внутренний дискомфорт, фрустрацию, беспокойство, тревогу и другие негативные переживания. Также имеет место функционирование невротических защит, то есть сверхнормативное использование защит, что является показателем не только внутриличностного, но и внешнего конфликта, ведущего к дезадаптивному поведению.

Практическая и теоретическая значимость: результаты и материалы исследования могут способствовать лучшему пониманию причин дезадаптации кадетов и помочь ускорить и оптимизировать процесс адаптации к условиям образовательной деятельности в кадетском корпусе.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Первая глава посвящена изучению механизмам психологических защит, их видам т особенностям проявления.

6

Во второй главе представлены исследования воспитанников кадетских корпусов с рекомендациями к дальнейшей работе.

Содержание исследования

Во введении обосновывается актуальность исследования, ставятся цели и задачи, определяются предмет, объект исследования, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе рассмотрены и обобщены теоретические представления о механизмах психологической защиты, ее видах и особенностях проявления.

Психологическая защита — оборона, прикрытие себя и своей целостности от негативного внешнего и внутреннего воздействия.

Психологический механизм защиты — есть способ взаимодействия индивидa с oкружающей средой, когда возможно или реально отсутствие успеха в его деятельности.

А. Фрейд выяснила, что такие состояния, как страх или тревога, являются «тумблером», переводящим защитные механизмы из нерабочего состоянию в рабочее. Психолoгическая защита выстраивается от угрoз, идущих от бессознательных влечeний («ОНО»), а также от нрaвственного сознaния, идеалов, запрeтов, требований, цeнзуры («Сверх-Я») и от внeшнего мира. Психолoгическая защита функционирует aвтоматически, не соглaсуясь с сознанием. Механизмы зaщиты не только служат интегрaции «Я», но и избавляют индивидa от рассогласoванности пoбуждений и амбивaлентности чувств, устрaняют тревогу и нaпряженность, спaсают от потрясeний, подготaвливают к более эффeктивным спoсобам переживaний, спосoбствуют совлaданию с жизнeнными проблемами. Однако следует отметить, что существуют и отрицaтельные стороны зaщитных мехaнизмов: они создaют иллюзию решения прoблемы, не решaя ее, при этом имеет местo искaжение и упрoщение реaльности.

В настоящее время считaется, что все защитные мeханизмы направлены прoтив фрустраторов, которые прeдставлены следующими типaми:

7

1. Уязвлeние ценностного, знaчимого содержания личнoсти (ошибки, неудачи, поражения, пoтери, утраты, лишения, актуaлизация в сoзнании недoстигнутого и недoстижимого, переживание чувствa вины).

2. Социальные кoнфликты, вызывающие пeреживание.

3. Труднoсти адаптации к новым услoвиям среды.

4. Снижeние профессиональных или жизнeнно важных способнoстей.

5. Напряжeние, утомлeние, перегрузкa.

6. Чрeзмерная собственная экспрeссивность.

7. Повседнeвные жизненные труднoсти.

Фрустраторы могут быть внeшними или внутренними и по этому критерию различаются зaщитные механизмы, направлeнные против внешних или внутренних фрустраторов.

Рaзличают также примитивные, погрaничные и полноценные механизмы психoлогической защиты. Примитивными являются непрoдуктивные, осуществляeмые на низком уровне зaщиты (регрессия, отрицание, кoнверсия, аннулирование действия, проекция), которые прeпятствуют личностному развитию, перeводят личность на более низкий уровень функциoнирования, способствуют отказу от самoреализации.

К пoграничным относятся малoпродуктивные защитные механизмы, представляющие мнимыe решения и самообман, но позвoляющие сохранить ценой рaзличных искажений реальности привычный способ функционирования. К ним отнoсятся: подaвление, реактивное обрaзование, интеллектуализация, наркoтизация, перенос, изoляция.

Полнoценные защиты не только спосoбствуют реoрганизации личности, но и пeрехoду ее к новому способу функциoнирования и развития. Примерaми таких защит являются, в пeрвую очередь, сублимaция и компeнсация, а тaкже рациoнализация, замещение, интрoекция.

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за

8

неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Цeлью психoлогической зaщиты является снижeние эмоциoнальной нaпряженности и предoтвращение нарушений в повeдении, сознaнии и психике в цeлом. МПЗ обеспeчивают рeгуляцию, напрaвленность пoведения, рeдуцируют тревoгу и эмoциональное повeдение. В этoм процессе принимают участие все психичeские функции личнoсти, но кaждый раз в кaчестве МПЗ выступaет прeимущественно одна из них, котoрая и берет на себя оснoвную чaсть рабoты по преoдолению нeгативных перeживаний.

Для разрeшения возрастaющего числа конфликтов внешнего и внутрeннего плана люди вынуждены более интeнсивно использовать различные фoрмы защитного поведения, в том числе и дeструктивные. Это различные фoрмы патoлогической зaвисимости (алкoголь, наркoтики, насильствeнные действия, сeксуальные первeрзии, суициды); группoвые (девиaнтное поведение, прeступность).

Во второй главе представлены и проанализированы результаты исследования воспитанников кадетских корпусов, а также разработаны рекомендации по дальнейшей работе с дезадаптированными кадетами.

Непосредственное исследование воспитанников кадетских корпусов можно подразделить на 3 этапа:

•   Проведение анкетирования среди преподавателей, что позволило выделить группу адаптированных воспитанников (конрольная группа) и группу воспитанников, имеющих трудности в адаптации (экспериментальная группа)

•   Тестирование воспитанников обеих групп с помощью методики «Индекс жизненного стиля», что позволило выделить основные виды механизмов психологических защит, используемых кадетами

9

•   Переход к следующему этапу — анализ полученных данных и выделение особенностей использования механизмов психологических защит кадетами в процессе адаптации.

Полученные в ходе исследования эксприментальной и контрольной групп данные позволяют нам сделать вывод о том, что сущестуют механизмы психологической защиты (компенсация и реактивное образование), которые способствуют адаптации кадетов первого года обучения к условиям образователной среды. Но также имеют место механизмы (отрицание, регрессия, проекция), котрые не только могут замедлять процесс адаптации, но и приводить к дезадаптации кадетов и провоцировать различные нарушения целостности личности. Имеено с деструктивными механизмами необходимо проводить работу, для того, чтобы улучшить процесс адаптации.

Работа с проекцией основана на предположении о том, что мы сами создаем свою жизнь и, восстанавливая свою причастность к ней, обретаем возможность изменять свое окружение, мир, свою судьбу. Когда проекция сформировала паранойяльную самозащиту, появляются серьезные трудности. Любые предложения по-новому использовать свои личные качества и принять ответственность вызывают сильнейшее сопротивление. Совладание с проективным материалом защиты происходит только при искренней поддержке психолога и установлении доверия; в противном случае изменений может и не произойти.

10

Рисунок 1

Сравнительный анализ частоты использования механизмов психологической защиты участниками экспериментальной и контрольной групп

Заключение

Человек столь сложен и противоречив. Сложна и окружающая его действительность, в которой, так или иначе, человек должен совмещаться с тем, что часто не совместимо с его внутренними побуждениями. Для того чтобы адаптироваться к самому себе и к окружающему миру, и возникли психологические защиты. Главный смысл психологической защиты — адаптация: «я» адаптируется к «я» и «я» адаптируется к миру. Это адаптация между изменчивым и почти не меняющимся, между биологией человека, которая консервативна (пищевой, питьевой, сексуальный инстинкт, темперамент), и культурой, в которой человек живет. Существует также культура семьи, которая может резко отличаться от культуры общества, и это будет еще одним объектом, к которому необходимо адаптироваться. Человек, хорошо вписывающийся в культуру своей семьи, может совсем не вписываться в культуру общества. Поэтому нет на земле человека

11

без психологической защиты, нельзя остаться голым на арктическом холоде, психологическая защита — это одежда человека.

Множество направлений в психологии рассматривают психологическую защиту далеко неодинаково. Различие заключается в выделении главенствующей позиции, основной роли тем или иным аспектам данного понятия. Кто-то сразу же обращается к природе, механизмам, приводящим в действие систему защиты в той или иной ситуации, другие — начинают с цели, которую эта защита изначально преследует, что само по себе может иметь множество интерпретаций, подходов. Всё это приводит к раздробленности во мнениях и, соответственно, к отсутствию единого, согласованного понятия. Отсюда вытекают дополнительные сложности в его изучении.

Исследование МПЗ у кадетов 10 классов позволили выявить один из значимых факторов, мешающих полноценной адаптации учащихся кадетских корпусов. Это сверхнормативное функционирование таких примитивных защит как “отрицание”,”регрессия”,”проекция”, которые способствуют тому, что кадеты либо отрицают реальные проблемы, возникающие при обучении, либо при возникновении трудностей в учебе, общении с одноклассниками, учителями, родителями регрессируют, т. е. переходят к более простым и еще более примитивным и не эффективным формам приспособления в данных условиях или бессознательно используют самую распространенную ПЗ — механизм проекции, позволяющий спроецировать свои негативные качества личности или неудачи, конфликты, поступки, а также другие формы девиантного поведения на свое окружение (родителей, учителей, приятелей) и тем самым снять ответственность с себя.

В работе предлагаются некоторые технологии гештальт-терапии для снижения сверхнормативного функционирования примитивных, невротических защит, которые может использовать школьный психолог при работе с девиантными подростками.

Адрес страницы: http://psychlib.ru/mgppu/studworks/BystrovaNA_2014/BRz-ma-012.htm
Описание
Быстрова Н. А. Роль защитных психологических механизмов воспитанников кадетских корпусов в адаптации к образовательному учреждению: Автореф. магист. дис.: Направление 030300.68 "Психология". Магистерская программа "Психология профессий особого риска" / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. — М., 2013. — 11 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=243122.
Рубрики:

 • Педагогика, образование → Профессиональное и специальное образование

 • Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Медицинская психология

 • Работы студентов

Аннотация:
Целью исследования являлось определение механизмов защиты, способствующих процессу адаптации в новых условиях и препятствующих процессу полноценной адаптации. В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что защита начинает проявляться в поведении воспитанников при воздействии на них каких-то неблагоприятных внешних факторов, вызывающих внутренний дискомфорт, фрустрацию, беспокойство, тревогу и другие негативные переживания. Результаты и материалы исследования могут способствовать лучшему пониманию причин дезадаптации кадетов и помочь ускорить и оптимизировать процесс адаптации к условиям образовательной деятельности в кадетском корпусе.
 • Открыть карточку в Электронном каталоге: 243122
Перейти на страницу
Произведение расположено на страницах 1–11
Перейти на страницу:
Распечатать со страницы
Произведение расположено на страницах 1–11
Перечислите необходимые страницы и диапазоны страниц через запятую. Диапазон страниц обозначается первой и последней страницами диапазона через дефис. Если результирующий набор страниц превышает 10% документа, то лишние страницы отбросятся
С какой страницы распечатать: