1

На правах рукописи

Кармовский Владимир Викторович

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автореферат

магистерской диссертации

Москва, 2014

2

Диссертация выполнена на факультете экстремальной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета.

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

 

Кокурин Алексей Владимирович

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Практика и психологические исследования свидетельствуют о том, что негативные эмоциональные состояния, возникающие у сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей в опасных ситуациях профессиональной деятельности, значительно усложняют работу сотрудников органов внутренних дел1 и часто ведут к несчастным случаям, ранениям и гибели полицейских. Поэтому существует потребность в разработке проблем психопрофилактики указанных состояний и осуществлении мероприятий по снятию нервно-психической напряженности, переутомлений, в оказании психологической помощи сотрудникам ОВД.

Степень разработанности темы исследования. В ряде научных работ по экстремальной психологии указывается на связь негативных эмоциональных состояний со снижением эффективности деятельности индивидов в экстремальных ситуациях (Ф. Д. Горбов, М. И. Дьяченко, В. И. Лебедев, Н. И. Наенко, Л. А. Китаев-Смык, И. О. Котенев, М. А. Котик, Л. В. Кулаков, К. К. Платонов, М. П. Коробейников, В. Л. Марищук, О. В. Овчинникова, Н. В. Самоукина, В. Н. Смирнов, А. М. Столяренко, Д. В. Сочивко, С. И. Съедин, В. Н. Сухов, В. В. Суворова, В. М. Поздняков, А. И. Ушатиков и др.). Применительно к изучению негативных эмоциональных состояний при выполнении служебных задач сотрудниками ОВД в экстремальных, в том числе опасных для жизни и здоровья ситуациях ряд исследований проведен Н. В. Андреевым, Я. Я. Белик, А. В. Будановым, И. О. Котеневым, И. Б. Лебедевым, М. И. Марьиным, В. М. Мельниковым, А. И. Папкиным, А. В. Пищелко А. П. Самоновым, А. М. Столяренко, В. Н. Смирновым и др. В последнее время появились специальные психологические исследования особенностей проявления различных негативных эмоциональных состояний у сотрудников органов внутренних дел при действиях в экстремальных, опасных ситуациях оперативно-служебной деятельности и их профилактики (А. И. Папкин, Д. Ю. Кузнецов). Изучение указанной проблемы и знакомство с предложенными средствами и методами психологической профилактики негативных эмоциональных состояний у полицейских представляют большой интерес в научном и прикладном отношении, что и определило выбор темы магистерского исследования.

Объект исследования: деятельность сотрудников полиции в опасных для жизни и здоровья ситуациях профессиональной деятельности.

Предмет исследования: средства и методы психопрофилактики негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции в экстремальных, опасных ситуациях деятельности.

4

Цель исследования: изучение проблематики психопрофилактики негативных эмоциональных состояний сотрудников ОВД при действиях в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Задачи исследования:

— проанализировать результаты современных исследований проблемы проявлений негативных эмоциональных состояний у людей в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях деятельности и разработать теоретико-методологическую программу организации исследования;

— провести психологическое изучение особенностей проявлений негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции в экстремальных, опасных ситуациях деятельности;

— на основе изученной литературы предложить комплекс рекомендаций и предложений, а также средств и методов психопрофилактики негативных эмоциональных состояний у сотрудников ОВД в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях деятельности.

Гипотезы исследования.

1) Негативные эмоциональные состояния сотрудников ОВД проявляются в опасных для жизни и здоровья, экстремальных ситуациях деятельности, под воздействием типичных стрессоров и могут служить основанием для классификации сотрудников по критерию влияния их эмоциональных переживаний на эффективность служебной деятельности.

2) Негативные эмоциональные состояния могут провоцировать наступление несчастных случаев, ранений и гибели личного состава и снижать уровень личной безопасности сотрудников ОВД, что позволяет в определенной степени относить эти психические состояния к виктимным.

3) С использованием специальных средств и методов, включающих специальное тренинговое обучение, можно вести профилактику негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции, что повысит эффективность действий в опасных для их жизни и здоровья ситуациях.

Методологическая база, методы и организация исследования.

Методологию исследования составляют принципиальные положения отечественной психологии о единстве сознания личности и деятельности, о развитии личности в деятельности, о влиянии личностных качеств и эмоциональных состояний на деятельность, о системном подходе к изучению личности, а также специальные методологичесие положения юридической психологии о детерминации деятельности сотрудников органов правопорядка совокупностью действующих правовых норм и специфическими условиями осуществления правоохранительной деятельности (А. В. Дулов, В. Г. Деев, А. Р. Ратинов, А. М. Столяренко, А. И. Папкин, В. М. Поздняков, М. И. Еникеев, И. О. Котенев, В. В. Романов, В. Н. Смирнов, В. Н. Сухов, Д. В. Сочивко, А. И. Ушатиков, В. И. Черненилов, И. К. Шахриманьян и др.)

В процессе исследования использован комплекс методов: анализ документов и материалов из практики действий сотрудников полиции в

5

экстремальных ситуациях; данные опросов сотрудников ОВД; экспертные опросы; опубликованные в научной литературе самоотчеты сотрудников ОВД о деятельности в экстремальных условиях и переживаемых негативных эмоциях в опасных ситуациях профессиональной деятельности; фокус-интервью с сотрудниками ОВД, имеющими практику преодоления негативных эмоциональных состояний; тестирование сотрудников на основе применения Фрайбургского личностного опросника (FPI), MMPI, СМИЛ,
16 PF Кэтелла, рисуночного теста Розенцвейга.

Научная новизна исследования. На основе изученной литературы систематизирован комплекс рекомендаций и предложений, а также средств и методов психопрофилактики негативных эмоциональных состояний у сотрудников ОВД в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Негативные эмоциональные состояния у сотрудников органов внутренних дел — это переживания, вызванные различными эмоциогенными факторами, возникающими, в том числе, при действиях в опасных (экстремальных) ситуациях профессиональной деятельности, часто создающие препятствия к эффективному выполнению поставленных служебных задач и увеличивающие предрасположенность к несчастным случаям, ранению или гибели.

2. Негативные эмоциональные состояния (стресс, страх, аффект, фрустрация, понижение настроения, тревога, паника, агрессивность) характеризуются комплексностью, взаимозависимостью и переходом одного негативного состояния в другое. Эта динамика зависит от индивидуальных особенностей сотрудников, их служебной мотивации, профессиональной подготовленности и эмоциональной устойчивости.

3. Негативные эмоциональные состояния у части сотрудников ОВД могут при определенных условиях переходить в позитивные эмоциональные состояния (гнев, злость к врагу, эмоциональный подъем, эмоциональную устойчивость, повышенную толерантность, веру в свои силы, переживание за судьбу коллег и близких, сочувствие к товарищам и др.), что способствует решению стоящих оперативно-служебных задач и мобилизует на их выполнение.

4. В качестве виктимогенных факторов и предпосылок проявления негативных эмоциональных состояний у ряда сотрудников органов внутренних дел в опасных для жизни и здоровья ситуациях наиболее часто выступают восемь основных, базовых эмоциональных качеств: 1) невротичность, 2) спонтанная агрессивность, 3) депрессивность, 4) раздражительность, 5) неуравновешенность, 6) реактивная агрессивность, 7) застенчивость, 8) эмоциональная лабильность. Причем три из числа изученных негативных эмоциональных состояний обладают наиболее высоким виктимогенным потенциалом: дистрессовое состояние, состояние страха, агрессивное состояние.

5. Психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний у сотрудников ОВД включает в себя: проведение специального обучения

6

и психологического тренинга, оказание сотрудникам специальной, неотложной и реабилитационной психологической помощи.

6. Специальная психологическая программа обучения сотрудников навыкам саморегуляции и преодоления негативных эмоциональных состояний в опасных ситуациях профессиональной деятельности, должна быть обязательным составным элементом профессиональной психологической подготовки личного состава ОВД, действенным средством профилактики отрицательных эмоциональных переживаний.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что полученные результаты дают прирост знаний в области исследований негативных эмоциональных состояний сотрудников органов внутренних дел в опасных, экстремальных ситуациях деятельности, а применение разработанных рекомендаций по психодиагностике склонности к негативным переживаниям, подготовке и обучению личного состава позволяет более эффективно вырабатывать у сотрудников психотехнические умения по их саморегуляции и преодолению.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется тем, что полученные результаты дают прирост знаний в области исследований негативных эмоциональных состояний сотрудников органов внутренних дел в опасных, экстремальных ситуациях деятельности, а применение разработанных рекомендаций по психодиагностике склонности к негативным переживаниям, подготовке и обучению личного состава позволяет более эффективно вырабатывать у сотрудников психотехнические умения по их саморегуляции и преодолению.

Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем — 150 страниц, библиография включает 193 литературных источника, в том числе 26 нормативных правовых документов.

7

основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, научные гипотезы; раскрываются методологические основы и методика исследования, научная новизна; формулируются положения, выносимые на защиту; показывается теоретическое и практическое значение диссертационного исследования; приводятся данные об обоснованности и достоверности результатов исследования, их апробации и внедрении в практику органов внутренних дел.

В первой главе — «Современные научные подходы по проблеме преодоления негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции в опасных ситуациях профессиональной деятельности» — проводится анализ состояния научной разработанности проблемы негативных эмоциональных состояний, их влияния на эффективность деятельности людей в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях, формулируются исходные методологические положения исследования и разрабатывается методика исследования.

Существенным фактором исследования являлось рассмотрение различных форм проявления эмоциональности у человека. В связи с этим обстоятельством выделялись взаимосвязанные формы проявления эмоциональных явлений в виде процесса, свойства и состояния. Рассматривая переживание как процесс, следует отметить, что человек, испытывая эмоции в своем поведении, формирует у себя то или иное отношение к другим людям, предметам, явлениям, определенные мотивы своих действий, получает информацию о протекании деятельности посредством переживания успеха — неудачи (Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, Ж. Нюттен и др.). Процессуальный подход к эмоциональным явлениям позволяет зафиксировать не только факты формирования эмоций или их исчезновения, но и возможности предвосхищения их появления и развития. Психическое свойство указывает на устойчивость проявлений эмоций, их закрепленность и повторяемость в структуре личности. Здесь имеются в виду личностные эмоциональные качества: тревожность, несдержанность, раздражительность, боязнь, бесстрашие, агрессивность, раздражительность и т. д.

Эмоциональное явление может существовать как состояние, которое по определению включает в себя характеристику статичности и относительного постоянства эмоций. Термин «состояние» используется как трактовка определенного временного положения, в котором что-то или кто-то находится (Н. Д. Левитов). По мнению Н. Д. Левитова, состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов. Он выделял эмоциональные состояния: настроение, страх, гнев, аффект, страсть, фрустрацию, тревожность, агрессию. К. Изард утверждает, что эмоциональное состояние и эмоциональная черта (свойство) различаются прежде всего по продолжительности удерживания эмоций, но не по качеству переживания.

8

Эмоциональная черта относится к тенденции поведения личности в повседневной жизни, а эмоциональное состояние чаще всего длится от нескольких секунд до часов, и только эмоциональные состояния высокой интенсивности могут продолжаться более длительный период времени (дни, недели, месяц и более). У. Джемс характеризовал психическое состояние целостностью, другими авторами указывается на непрерывность психических состояний (Л. В. Куликов и др.), их устойчивость и интенсивность.

Описание детерминант эмоциональных состояний имеется в работах ряда авторов (Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, Л. В. Куликов, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, К. Изард. и др.). В. Н Мясищев подчеркивал, что психические состояния могут быть адекватны или неадекватны соответствующей деятельности и действительности. Связывая состояния с отношениями человека, он отмечал, что «состояние изменяет отношение, как отношение регулирует состояние и как нарушение отношений влечет за собой изменения состояний». Мотивационное значение эмоциональных состояний отмечается в работах К. Изарда.

Важным для понимания системы состояний является их классификация (В. А. Ганзен, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, Ю. Е. Сосновикова, В. Л. Куликов и др.). Проведенный анализ типологии психических состояний дает основания считать, что, во-первых, эмоциональные состояния — особый, отдельный вид среди других психических состояний (познавательных, волевых, мотивационных), во-вторых, эмоциональные состояния влияют на познавательную и регулирующую функции психики.

В психологии существуют описания и исследования ряда сильных, глубоких эмоциональных состояний: дистресса, аффекта, фрустрации, тревожности, агрессии, страха, паники, апатии и др. Эти эмоциональные состояния часто отрицательно сказываются на функционировании сознания и успешности деятельности человека, поэтому их относят к категории негативных эмоциональных состояний.

Проведен анализ основных психологических характеристик следующих негативных эмоциональных состояний: дистрессового состояния (В. А. Бодров, М. Борневассер, В. К. Вилюнас, Н. И. Наенко, Т. А. Немчин, Л. А. Китаев-Смык, И. О. Котенев, М. М. Коченов, В. И. Лебедев, М. И. Марьин, О. В. Овчинникова, А. В. Пищелко, В. Я. Подорога, Г. Селье, В. Н. Смирнов, А. М. Столяренко, Е. А. Тарасов, С. В. Чермянин и др.); кризисного состояния (Ф. Е. Василюк, Дж. Каплан, Э. Линдеманн и др.); аффекта (М. М. Коченов, А. Р. Лурия, Т. П. Печерникова, В. В. Гульдан, О. Д. Ситковская, и др.); состояния тревоги (тревожности) и страха (В. Ф. Березин, П. Жане, А. Кемпински, Г. Ланге, Н. Д. Левитов, К. Изард, И. В. Имедадзе, А. И. Папкин, А. О. Прохоров, Ф. Риман, П. Тиллих, К. Хорни, П. Фресс и др.); фрустрационного состояния (Ф. Е. Василюк, Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева, Н. Д. Левитов, А. М. Столяренко и др.); состояния паники (В. А. Моляко, И. И. Щиголев и др.); состояния агрессии (Л. Берковитц, С. Н. Ениколопов, К. Лоренц, А. Р. Ратинов и др).

9

Методологически важным представлялось выделение принципов психологии эмоциональных переживаний, определяющих как уровни, так и конкретные методические средства их изучения, диагностики и профилактики: дифференцированности эмоций; взаимодействия компонентов эмоций; образования эмоциональных комплексов; эмоциональной коммуникации; облегчения личностного развития с помощью эмоций и эмоциональной привязанности; взаимодействия систем; адаптивности и психопатологии; эмоционального заражения; саморегуляции (К. Изард). Изучение эмоциональных состояний возможно на трех уровнях: 1) нейрофизиологическом и психофизиологическом (Д. Дельгадо, А. Р. Лурия, Дж. Олдз, К. Прибрам, П. Симонов и др.); 2) экспрессивном (Я. Рейковский, П. Экман, В. Фрайзен и С. Томкинс и др.); 3) эмоционально-переживательном (В. В. Бойко, К. Изард, С. Розенцвейг и др.). Рассмотрены основные методы и методические средства, применяемые для изучения эмоциональных состояний на указанных выше трех уровнях. Для получения информации о переживаниях часто используют самоотчеты испытуемых, наблюдение за их поведением в различных эмоциогенных ситуациях и экспертные опросы.

Методологические исходные положения диссертационного исследования были логически связаны с сформулированными гипотезами. Имеется достаточно научных данных, которые позволяют предположить зависимость переживаемых сотрудниками ОВД негативных эмоциональных состояний в экстремальных ситуациях от ряда факторов: 1) эмоциональной предрасположенности к негативным эмоциональным переживаниям, зависящим от доминирующих у личности эмоциональных качеств и склонности к частому переживанию отрицательных эмоций; 2) уровня профессионально-психологической подготовленности к самоконтролю поведения и управлению эмоциональными состояниями; 3) особенностей экстремальных, опасных ситуаций, в которых действуют сотрудники органов внутренних дел, и специфики проявлений негативных эмоциональных состояний.

Во второй главе — «Подготовка сотрудников ОВД к саморегуляции и преодолению негативных эмоциональных состояний в опасных ситуациях профессиональной деятельности» — речь идет о профессионально-психологической подготовке сотрудников ОВД к психологической саморегуляции и о содержании программы профилактики негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции.

С учетом результатов исследования специфики проявлений негативных эмоциональных состояний сотрудников ОВД в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях специалистами предлагается программа специальной психологической подготовки сотрудников к саморегуляции эмоциональных состояний и их преодолению, формулируются предложения по оказанию специальной, неотложной и реабилитационной психологической помощи личному составу.

10

Основная цель предлагаемой в диссертации программы — организация специальной психологической подготовки посредством проведения лекций, практических занятий и тренинга сотрудников ОВД по саморегуляции своих эмоциональных переживаний при выполнении оперативно-служебных задач в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях и выработке у них умений по преодолению негативных эмоциональных состояний. К числу наиболее часто встречающихся у сотрудников органов внутренних дел негативных эмоциональных состояний относятся: дистресс, тревога, страх, фрустрация, аффект, индивидуальная паника, малоконтролируемая, реактивная агрессия.

Ожидаемые результаты от реализации программы специального обучения проявляются в повышении результатов деятельности сотрудников в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях на основе развитых умений контроля и саморегуляции негативных эмоциональных состояний.

Программа предполагает наличие разных форм обучения, различных методов обучения и состоит из 3-х разделов: 1 раздел — теоретическое обучение; 2 раздел — практическое обучение; 3 раздел — овладение психотехникой самоконтроля и регуляции негативных эмоциональных состояний на основе проведения упражнений психологического тренинга.

До проведения обучения необходимо: подобрать аудиторию, удовлетворяющую цели и задачам эксперимента; подготовить учебный план занятий; скомплектовать учебную группу из числа сотрудников ОВД; провести входной контроль знаний. Важным фактором комплектования групп являлось достижение однородности ее состава, то есть включение в нее представителей одной службы, одной специальности. После окончания занятий необходимо было провести выходной контроль и сравнить его результаты с результатами, полученными при входном контроле знаний и умений обучающихся. Занятия проводятся ежедневно по 4 учебных часа в соответствии с учебным планом. Курс рассчитан на 6 дней обучения.

При реализации программы важен был входной и выходной контроль знаний и умений обучающихся. Входной и выходной контроль подготовленности обучающихся включают в себя: 1) заполнение специально подготовленной анкеты и самооценку подготовленности к саморегуляции эмоциональных состояний до и после обучения; 2) собеседование обучающихся с преподавателем при проведении как входного, так и выходного контроля их знаний и умений на основе специально подготовленных вопросов; 3) ответы на задания тестового опросника как при входном, так и при выходном контроле.

В третьей главе — «Специальная, неотложная (экстренная) и реабилитационная психологическая помощь сотрудникам органов внутренних дел по преодолению негативных эмоциональных состояний и их последствий» — речь идет о системной психологической помощи сотрудникам полиции для преодоления негативных эмоциональных состояний.

11

Кроме специальной программы обучения сформулированы предложения по оказанию сотрудникам ОВД необходимой психологической помощи до, в период и после деятельности в опасных ситуациях профессиональной деятельности, что является важным элементом профилактики наступления негативных эмоциональных состояний.

Предварительная подготовка сотрудников к саморегуляции негативных эмоциональных состояний на основе их специального обучения дополняется оказанием сотрудникам различных форм психологической помощи, для совершенствования которых в диссертации сформулирован ряд предложений и рекомендаций.

Так, специальная психологическая помощь ориентирована на целенаправленную и активную работу со всеми сотрудниками с акцентированием внимания на лиц, имеющих высокий уровень предрасположенности к частому переживанию негативных эмоциональных состояний, а также лиц, включенных в «группу риска». Важным элементом специальной помощи является разбор конкретных ситуаций выполнения служебных задач в опасных ситуациях деятельности и ошибок в действиях сотрудников — жертв несчастных случаев, связанных с переживаемыми ими эмоциональными состояниями. Эта работа может проводиться как в рамках проведения занятий в системе профессиональной подготовки, так и на служебных (оперативных) совещаниях.

Специальная психологическая помощь имеет своей целью снижение склонности к переживанию отрицательных эмоций и повышение уровня надежности действий сотрудников при выполнении служебных задач в опасных ситуациях деятельности. Эта помощь может осуществляться непосредственными начальниками и командирами подразделений органов внутренних дел, практическими психологами и коллегами по работе. Специальная психологическая помощь реализуется: перед выполнением сотрудниками задач в опасных ситуациях, при выполнении и после выполнения поставленных задач.

Неотложная (экстренная) психологическая помощь оказывается сотрудникам в остром стрессовом состоянии (ОСР — острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой эмоцио­нальную и когнитивную дезорганизацию. Цели и задачи экс­тренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психиче­ских нарушений; повышение адаптационных возможностей; психотерапию возникших пограничных нервно-психических расстройств. Экстренная психологическая помощь основана на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, терапию в очаге экстремальной ситуации.

Реабилитационная психологическая помощь включена в общую систему реабилитационных мероприятий и оказания психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел. Ее основной задачей является снятие психологической травмы, связанной с ранениями, телесными повреждениями и эффектов, являющихся следствием пережитой опасности и отрицательных эмоциональных состояний. При этом показано использование известных

12

методов кризисной интервенции и дебрифинга, часто применяемых в реабилитационно-психологической практике.

В заключении представлены основные выводы проведенного исследования, сформулированы предложения по профилактике и преодолению негативных эмоциональных состояний у сотрудников ОВД при выполнении служебных задач в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях, предложены перспективные направления дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы.

Основные выводы:

1. Под негативными эмоциональными состояниями понимаются переживания сотрудников органов внутренних дел, вызванные различными эмоциогенными факторами при действиях в опасных ситуациях профессиональной деятельности, создающие препятствия к эффективному выполнению поставленных служебных задач и увеличивающие предрасположенность к несчастным случаям, ранению или гибели.

На основе проведенного исследования установлено, что существует закономерная связь эмоциональных состояний с эмоциональными процессами и эмоциональными свойствами индивидов. К числу основных детерминант негативных эмоциональных состояний относятся различные эмоциогенные факторы, оказывающие воздействие на сотрудников при выполнении служебных обязанностей в опасных (экстремальных, стрессовых) ситуациях профессиональной деятельности. Наибольшее значение здесь имеет фактор: «опасность для жизни и здоровья».

2. Исследования эмоциональных состояний проводятся на трех уровнях: а) нейрофизиологическом и психофизиологическом; б) экспрессивном и в) переживательном. Для проведения изучения негативных эмоциональных состояний в рамках настоящего исследования следует учитывать имеющиеся апробированные методы: самоотчеты испытуемых; экспертные оценки; использование при самоотчетах шкал определений; личностные опросники.

Выделяют восемь основных групп сотрудников ОВД, имеющих личностные характеристики (эмоциональные качества), которые часто выступают в качестве предпосылок проявления негативных эмоциональных состояний у сотрудников ОВД в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях деятельности (один и тот же сотрудник может относиться к одной типологической группе или нескольким). Первая группа — это лица, имеющие высокий уровень невротизации личности, психосоматические нарушения; они характеризуются как нервные, болезненные, психосоматически нарушенные, с трудом находящие выход из затруднительных ситуаций, склонные к дистимическим переживаниям. Вторую группу образуют сотрудники, часто проявляющие спонтанную агрессивность, конфликтогенность, неуживчивость, необдуманные реакции. Это индивиды, склонные к проявлению агрессивных состояний и агрессивных действий. Третья группа — это сотрудники, нуждающиеся в оказании психологической помощи, у которых

13

обнаруживается депрессивный синдром. Характерными для депрессивного синдрома являются следующие признаки: высокий уровень тревожности, неуверенность в себе, склонность к болезненным переживаниям и самообвинениям, замкнутость, сосредоточенность на неудачах и мрачных сторонах жизни. В четвертую группу сотрудников следует включить лиц, имеющих высокие оценки по шкале «раздражительность». Это эмоционально неустойчивые лица, склонные к аффективному реагированию, реактивности в поведении, нетерпимости, не обладающие умениями регулировать свои эмоциональные переживания. Пятую группу образуют сотрудники ОВД, демонстрирующие недостаточную уравновешенность в своем поведении, низкую устойчивость личности к стрессу, раздраженность, склонность к колебаниям, трудности с выбором оптимального решения в экстремальной ситуации. В шестую группу следует включить сотрудников ОВД, получивших высокие оценки по шкале «реактивная агрессивность», которые свидетельствуют о крайне агрессивном отношении человека к социальному окружению, частом переживании состояния агрессии, выраженном стремлении к доминированию, подавлению другого человека, склонности к проявлению агрессивных действий. Седьмую группу образуют сотрудники ОВД, предрасположенные к стрессовому реагированию на обычные, штатные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу, застенчивые, неуверенные в себе, тревожные, имеющие трудности в социальных контактах. Восьмая группа состоит из сотрудников ОВД, показавших высокие оценки по шкале «эмоциональная лабильность», указывающие на эмоциональную неустойчивость этих лиц, резкий переход от одного эмоционального состояния к другому, повышенную возбудимость, раздражительность, недостаточную эмоциональную саморегуляцию, депрессивность.

3. В настоящее время на практике уровень общей профессионально-психологической подготовленности может быть оценен как «средний», а уровень подготовленности сотрудников ОВД к саморегуляции эмоциональных состояний как «низкий», не позволяющий эффективно решать служебные задачи в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях.

4. Результатами исследования подтверждено, что негативные эмоциональные состояния характеризуются комплексностью, взаимозависимостью и переходом одного негативного состояния в другое (а также сменой негативного состояния положительным переживанием). Комплексность выражается в том, что в период времени выполнения служебных задач в опасной для жизни и здоровья ситуации возникает не одно эмоциональное состояние, а несколько, которые сменяют друг друга. Вначале возникает дистрессовое состояние (именно поэтому большинство опрошенных отметили, что чувствовали себя «ощущающими угрозу», то есть видевшими в конкретной ситуации разнообразные стрессоры). Дистресс является ведущим, фоновым эмоциональным состоянием, которое периодически сменяется на иные негативные состояния, ярко отражающие динамику изменения параметров

14

опасной ситуации деятельности и характера их переживаний. Динамика отрицательных эмоциональных состояний сотрудников ОВД в опасных ситуациях профессиональной деятельности, как показывают данные исследования, развивается от состояний дистресса к состояниям тревоги и страха (причем состояние тревоги предшествует страху). Нередки и проявления состояния паники, которым порой предшествует состояние фрустрации. Состояния агрессии и аффекта стоят несколько обособленно и более непосредственно связаны с конкретными действиями и поведенческими реакциями на сложившуюся ситуацию. Установлено, что при подтверждении, в основном, общепринятого вывода об отрицательном влиянии негативных эмоциональных состояний сотрудников ОВД на эффективность служебной деятельности, в опасных ситуациях нередко наблюдаются факты их перехода в позитивные состояния (гнев, злость к врагу, эмоциональный подъем, эмоциональная устойчивость, повышенная толерантность, вера в свои силы, переживание за коллег и близких, сочувствие к товарищам и др.), способствующие решению стоящих оперативно-служебных задач и мобилизующие на их выполнение.

5. Специалистами установлены типовые опасные для жизни и здоровья ситуации в деятельности сотрудников органов внутренних дел, вызывающие у них негативные эмоциональные состояния (пронумерованы по частоте упоминания): 1) задержание правонарушителей; 2) огневой контакт с преступниками, участие в перестрелке; 3) силовое единоборство с преступниками, применение к ним физической силы и спецсредств; 4) участие в антитеррористических операциях; 5) несение службы в составе подразделения блокпоста; 6) нападение криминальных элементов на сотрудников с целью завладения огнестрельным оружием или из-за мести; 7) конвоирование арестованных и задержанных; 8) сопровождение отдельных машин и колонн с грузом; 9) действия в состава подразделения по ликвидации засады бандитов; 10) раскрытие преступлений методом личного сыска; 11) участие в спасении людей при стихийных бедствиях и тушении пожаров; 12) пресечение агрессивных действий толпы и др.

6. Полученные эмпирические данные подтверждают, что негативными эмоциональными состояниями, которые переживают сотрудники при действиях в опасных для жизни и здоровья ситуациях, являются: стресс, страх, аффект, фрустрация, понижение настроения, тревога, паника, агрессивность.

7. В ходе исследования установлены 15 основных характеристик личности, определяющих эмоциональное поведение и присущих эмоциональным состояниям сотрудников ОВД в опасных для жизни и здоровья ситуациях: ощущающий угрозу, тревожный, возбужденный, волнующийся, недовольный, озабоченный, агрессивный, незащищенный, опасающийся, боязливый, импульсивный, испуганный, злой, жестокий, беспокойный.

8. Специалистами предложена типология поведения сотрудников органов внутренних дел, обусловленная влиянием негативных эмоциональных состояний при действиях в экстремальных ситуациях: а) по степени влияния на

15

деятельность — не испытывающие особых затруднений, затрудняющиеся с выполнением служебных задач, уходящие (отказывающиеся) от исполнения служебных задач; б) по внешним поведенческим характеристикам — прогрессивные, толерантные, напряженно-тревожные, агрессивно-хаотические, заторможенные; в) по степени следования установленным правилам действий — соблюдающие основные инструкции, недисциплинированные, отказывающиеся от следования установленным правилам служебного поведения, открыто нарушающие приказы и инструкции; г) по особенностям взаимодействия с другими сотрудниками — создающие прикрытие, ждущие прикрытия, создающие и ждущие прикрытия, отказывающиеся от взаимодействия; д) по степени (уровню) проявления негативных переживаний — резистентные, боязливые, проявляющие панические реакции.

9. Существуют восемь основных базовых эмоциональных личностных качеств, часто выступающих в качестве главных виктимогенных факторов и предпосылок проявления негативных эмоциональных состояний у сотрудников органов внутренних дел: 1) невротичность, 2) спонтанная агрессивность, 3) депрессивность, 4) раздражительность, 5) неуравновешенность, 6) реактивная агрессивность, 7) застенчивость, 8) эмоциональная лабильность. По полученным нами данным, основными негативными эмоциональными состояниями, обладающими виктимогенным потенциалом, являются: дистрессовое состояние, состояние страха, агрессивное состояние. Состоянию страха часто предшествует состояние тревоги. Полученные в исследовании результаты позволяют сделать вывод о значительном виктимном потенциале негативных эмоциональных состояний для сотрудников органов внутренних дел, что вызывает необходимость разработки мероприятий по совершенствованию психологической подготовки личного состава, формированию умений по саморегуляции эмоциональных состояний в опасных для жизни и деятельности ситуациях, развитию устойчивости к влиянию отрицательных эмоциональных состояний на поведение и деятельность сотрудника.

10. Специалистами разработана специальная психологическая программа обучения сотрудников умениям саморегуляции и преодоления негативных эмоциональных состояний в опасных ситуациях профессиональной деятельности, являющуюся важным составным элементом психологической подготовки личного состава ОВД. Данная программа включает в себя три раздела: теоретическое обучение, практическое обучение и тренинг. Подготовлены материалы для обеспечения входного и выходного контроля, замера изменений в специальной психологической подготовленности сотрудников к саморегуляции эмоциональных состояний и преодоления негативных переживаний при действиях в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация данной программы позволяет существенно повысить профессионально-психологическую подготовленность сотрудников ОВД к саморегуляции переживаний и преодолению негативных эмоциональных состояний в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

16

11. Основными элементами психологической профилактики сотрудников ОВД являются: психологическое обучение и тренинги, оказание специальной, неотложной и реабилитационной психологической помощи.

Специальная психологическая помощь ориентирована на целенаправленную и активную работу со всеми сотрудниками с акцентированием внимания на имеющих высокий уровень предрасположенности к частому переживанию негативных эмоциональных состояний, а также включенных в «группу риска».

Экстренная (неотложная) психологическая помощь оказывается людям, находящимся в остром стрессовом состоянии или в ином негативном эмоциональном состоянии. Эти состояния часто вызывают эмоцио­нальную и когнитивную дезорганизацию сознания личности. Цели и задачи экс­тренной психологической помощи включают профилактику острых стрессовых и панических реакций, психогенных нервно-психиче­ских нарушений; повышение адаптационных возможностей; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений.

Реабилитационная психологическая помощь включена в общую систему реабилитационных мероприятий и оказания психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел. Ее основной задачей является снятие психологической травмы, связанной с ранениями, телесными повреждениями, и эффектов, являющихся следствием пережитой опасности и отрицательных эмоциональных состояний. Рассмотрены методы кризисной интервенции и дебрифинга, применяемые в реабилитационно-психологической практике.

Предложения:

— с сотрудниками, обнаруживающими склонность к проявлению негативных эмоциональных состояний при действиях в экстремальных, опасных условиях деятельности, в обязательном порядке проводить разработанный в рамках диссертации курс специальной психологической подготовки к саморегуляции и преодолению отрицательных эмоциональных состояний;

— в деятельности практических психологов ОВД использовать комплекс методов, предлагаемых в диссертации, для диагностики особенностей эмоциональной сферы сотрудников ОВД.

Сноски

Сноски к стр. 3

1Далее может использоваться аббревиатура ОВД.

Адрес страницы: http://psychlib.ru/mgppu/studworks/KarmovskiyVV_2014/KPn-ma-016.htm
Описание
Кармовский В. В. Психопрофилактика негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции в опасных ситуациях профессиональной деятельности: Автореф. магист. дис.: Направление 030300.68 "Психология". Магистерская программа "Психология профессий особого риска" / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. — М., 2014. — 26 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=229806.
Рубрики:

 • Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Другие виды отраслевой психологии

 • Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Медицинская психология

 • Работы студентов

Аннотация:
Разработана специальная психологическая программа обучения сотрудников умениям саморегуляции и преодоления негативных эмоциональных состояний в опасных ситуациях профессиональной деятельности. Специальная психологическая помощь направлена на снижение склонности к переживанию отрицательных эмоций и повышение уровня надежности действий. Задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых стрессовых и панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Задачей реабилитационной психологической помощи является снятие психологической травмы, связанной с ранениями, телесными повреждениями, и эффектов, являющихся следствием пережитой опасности и отрицательных эмоциональных состояний. Рассмотрены методы кризисной интервенции и дебрифинга, применяемые в реабилитационно-психологической практике.
 • Открыть карточку в Электронном каталоге: 229806
Перейти на страницу
Произведение расположено на страницах 1–16
Перейти на страницу:
Распечатать со страницы
Произведение расположено на страницах 1–16
Перечислите необходимые страницы и диапазоны страниц через запятую. Диапазон страниц обозначается первой и последней страницами диапазона через дефис. Если результирующий набор страниц превышает 10% документа, то лишние страницы отбросятся
С какой страницы распечатать: