Полина
С начала 1990-х гг. в России начали набирать популярность разнообразные религиозные секты. Психологи часто не знают, как адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, выявить причины, повлекшие вступление людей в ту или иную группу, доктрина которой провоцирует девиантное поведение, и помочь им вернуться к полноценной жизни.
В журнале "Вопросы психологии" №4 за 2004 год опубликована статья на данную тему. Автор статьи — И. П. Пронин.
М. Д. Лангоуни отмечает, что для деструктивных культов характерно в той или иной степени насилие над личностью своих членов.
Отличительные черты организации, исповедующей деструктивный культ:
- Контроль сознания — это манипуляция с использованием целенаправленного изменения поведения без информированного согласия того человека, к которому эту технику применяют (интенсивная идеологическая обработка, формирование у последователей чувства избранности и элитарности, использование трансовых техник, подавление индивидуальности, стимуляции чувства вины, подотчетности руководителям секты во всех сферах жизни и др.).
- Контроль социального окружения — регуляция норм общения членов НРД между собой, с людьми, не являющимися адептами данной секты, критиками и оппонентами культов (вплоть до предписания временного или постоянного проживания в общине единоверцев).
- Культовая зависимость подразумевает, что все прежние социальные и духовные связи человека либо разрываются, либо уходят на второй план. Религиозная секта становится единственной реальностью человека. Культовая зависимость может выражаться в: обожествлении лидера, фанатизме, побуждении к раскрытию конфиденциальной информации, в материальной зависимости от секты, а также боязни оставить группу по причине возможности преследования, шантажа и нанесения вреда со стороны секты.
Характеристики типичных ситуаций, связанных с контролем сознания.
Манипулирование личностью члена группы:
- Человек начинает лгать о своих знакомствах, контактах, изолируется от друзей и близких, видя в них врагов, "слуг сатаны" и др.;
- Заявления о том, что все другие религиозные организации, кроме той, к которой принадлежит данный индивид, мертвы и лишены духовности;
- Вовлеченный член семьи подчиняется распоряжениям своего духовного наставника и требует, чтобы его близкие в свою очередь внимали его проповедям как человека духовно более совершенного, и подчинялись ему;
- Отказ от поддержания прежний дружественных связей;
- Проведение большей части времени с группой единомышленников;
- Посещение тайных собраний, куда нет доступа посторонним;
- Переезд на территорию общины;
- Адепт секты отказывается как-либо контактировать с родственниками;
- Сокрытие информации о своем местонахождении.
Злоупотребление властью со стороны руководителей сект:
- Психологический шантаж (утверждение, что отказ от культа равносилен духовной/физической смерти и пр.);
- Угрожающие пророчества (спасутся только избранные, т.е. члены секты);
- Требование от члена культа и его родственников больших сумм денег и собственности;
- Сексуальная эксплуатация.
Личностные изменения:
- Перемены в сознании и поведении близкого человека;
- Отожествление культовой идеологии с реальностью.
Автор отмечает, что эффективность внешнего влияния зависит от того насколько человек внушаем. При работе с такими клиентами, психологу, в первую очередь, стоит отметить то, насколько человек подвержен манипулятивному воздействию. Сюда можно отнести психологические и социальные факторы, делающие индивида предрасположенным к зависимости от организаций, практикующих деструктивный культ.
Вовлеченность в секту часто сопровождается специфическим поведением и личностными изменениями.
Автор статьи предлагает психологу-консультанту предпринять следующие шаги в подобной ситуации:
- Предварительно собрать материал о психологических особенностях клиента, взаимоотношениях в семье и ее социальном уровне и т. д.;
- Получить все возможные данные о специфике секты, в которую вовлечен клиент;
- Установить взаимодействие как с самим пациентом, так и с членами его семьи;
- Если ситуация выходит за рамки компетенции психолога, переадресовать клиента к компетентным специалистам.
Пронин И. П. Работа психолога с членами новых религиозных движений // Вопросы психологии. — 2004. — №4.