Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

17.10.2011 23:00

С начала 1990-х гг. в России начали набирать популярность разнообразные религиозные секты. Психологи часто не знают, как адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, выявить причины, повлекшие вступление людей в ту или иную группу, доктрина которой провоцирует девиантное поведение, и помочь им вернуться к полноценной жизни.

В журнале "Вопросы психологии" №4 за 2004 год опубликована статья на данную тему. Автор статьи — И. П. Пронин.

М. Д. Лангоуни отмечает, что для деструктивных культов характерно в той или иной степени насилие над личностью своих членов.

Отличительные черты организации, исповедующей деструктивный культ:

  1. Контроль сознания — это манипуляция с использованием целенаправленного изменения поведения без информированного согласия того человека, к которому эту технику применяют (интенсивная идеологическая обработка, формирование у последователей чувства избранности и элитарности, использование трансовых техник, подавление индивидуальности, стимуляции чувства вины, подотчетности руководителям секты во всех сферах жизни и др.).
  2. Контроль социального окружения — регуляция норм общения членов НРД между собой, с людьми, не являющимися адептами данной секты, критиками и оппонентами культов (вплоть до предписания временного или постоянного проживания в общине единоверцев).
  3. Культовая зависимость подразумевает, что все прежние социальные и духовные связи человека либо разрываются, либо уходят на второй план. Религиозная секта становится единственной реальностью человека. Культовая зависимость может выражаться в: обожествлении лидера, фанатизме, побуждении к раскрытию конфиденциальной информации, в материальной зависимости от секты, а также боязни оставить группу по причине возможности преследования, шантажа и нанесения вреда со стороны секты.

Характеристики типичных ситуаций, связанных с контролем сознания.

Манипулирование личностью члена группы:

  • Человек начинает лгать о своих знакомствах, контактах, изолируется от друзей и близких, видя в них врагов, "слуг сатаны" и др.;
  • Заявления о том, что все другие религиозные организации, кроме той, к которой принадлежит данный индивид, мертвы и лишены духовности;
  • Вовлеченный член семьи подчиняется распоряжениям своего духовного наставника и требует, чтобы его близкие в свою очередь внимали его проповедям как человека духовно более совершенного, и подчинялись ему;
  • Отказ от поддержания прежний дружественных связей;
  • Проведение большей части времени с группой единомышленников;
  • Посещение тайных собраний, куда нет доступа посторонним;
  • Переезд на территорию общины;
  • Адепт секты отказывается как-либо контактировать с родственниками;
  • Сокрытие информации о своем местонахождении.

Злоупотребление властью со стороны руководителей сект:

  • Психологический шантаж (утверждение, что отказ от культа равносилен духовной/физической смерти и пр.);
  • Угрожающие пророчества (спасутся только избранные, т.е. члены секты);
  • Требование от члена культа и его родственников больших сумм денег и собственности;
  • Сексуальная эксплуатация.

Личностные изменения:

  • Перемены в сознании и поведении близкого человека;
  • Отожествление культовой идеологии с реальностью.

Автор отмечает, что эффективность внешнего влияния зависит от того насколько человек внушаем. При работе с такими клиентами, психологу, в первую очередь, стоит отметить то, насколько человек подвержен манипулятивному воздействию. Сюда можно отнести психологические и социальные факторы, делающие индивида предрасположенным к зависимости от организаций, практикующих деструктивный культ.

Вовлеченность в секту часто сопровождается специфическим поведением и личностными изменениями.

Автор статьи предлагает психологу-консультанту предпринять следующие шаги в подобной ситуации:

  1. Предварительно собрать материал о психологических особенностях клиента, взаимоотношениях в семье и ее социальном уровне и т. д.;
  2. Получить все возможные данные о специфике секты, в которую вовлечен клиент;
  3. Установить взаимодействие как с самим пациентом, так и с членами его семьи;
  4. Если ситуация выходит за рамки компетенции психолога, переадресовать клиента к компетентным специалистам.

Пронин И. П. Работа психолога с членами новых религиозных движений // Вопросы психологии. — 2004. — №4.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/102.html