Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Екатерина

26.04.2016 03:18

Добрый день, уважаемые читатели блога. Сегодня я хочу поговорить о проблеме понимания детей. В этом нам поможет индийский фильм «Звездочки на земле» (2007) режиссера Аамира Кхана.

Фильм повествует о восьмилетнем мальчике Ишане, которому очень сложно было учиться в школе. По причине неуспеваемости его оставили на второй год в третьем классе. Но так как прогресса в успеваемости все равно не наблюдалось, директор школы порекомендовал родителям перевести ребенка в интернат для умственно отсталых детей.

С первого взгляда может показаться, что мальчик глупый, так как даже не может выполнить простые задания. Так на просьбу учителя прочитать задание, ребенок говорит, что у него танцуют буквы. Но если вглядеться глубже то становится понятно, что у Ишана богатое воображение и нестандартное мышление, он умеет видеть в обычных вещах необычное, он мечтателен, необычно подходит к решению задачи. Но больше всего ребенок любит рисовать. Его рисунки наполнены богатым смыслом, живописны. Но богатый внутренний мир Ишана не соответствовал требованиям школы.

Для амбициозного отца семейства успех в иерархии ценностей стоял на первом месте, поэтому ему сложно было смириться с мыслью, что у его ребенка умственная отсталость. Родители мальчика считали, что Ишан нарочно из наглости и вредности допускает одни и те же ошибки и прогуливает школу. Поэтому было решено отправить его не в интернат для умственно отсталых, а в интернат с проживанием для здоровых детей с целью воспитания у Ишана дисциплины и исправления его «вредного» характера.

Оказавшись в интернате против своей воли, будучи покинутым любимыми людьми (матерью, отцом, братом), испытывая сильнейший стресс, ребенок погружается в глубокую депрессию и, главное, перестает рисовать. Все учителя приходят к единому мнению, что Ишан не способен освоить программу интерната.

Но все меняется с приходом нового учителя рисования Рамы Никумбы. Рам видит, что с ребенком происходит что-то неладное. Он пытается понять причину происходящего, а найдя эту причину, он решает помочь Ишану вылезти из депрессии.

Рам находит учебные тетрадки Ишана и видит, что ребенок в каждом слове допускает ошибки. Приехав домой к родителям Ишана, учитель выясняет, что ошибки в домашних тетрадях, и ошибки в школьных тетрадях имеют нечто общее. Он понимает, что ребенок страдает дислексией. Дислексия — существенные трудности в овладении чтением (в том числе в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Учитель Рам пытается донести до сознания родителей, что ребенок просто не может понять написанное, поэтому он и не может делать те вещи, которые могут легко делать другие дети. Отец не верит такой интерпретации ситуации, тогда Рам дает ему коробку с надписью на китайском языке и требует прочитать ее. Отец мальчика, естественно, не зная языка, не может прочесть ее, но учитель продолжает кричать, настаивать и упрекать его в наглости и упертости. Только тогда отец Ишан понимает, что чувствовал его сын каждый день, сталкиваясь с непонятными ему буквами, испытывая каждый день стресс, слыша крики взрослых… и глубоко раскаивается.

Чуть позже учитель встречается с отцом мальчика и говорит с ним о заботе: «Забота очень важна. В ней заключается целительная сила. Она словно ладонь, успокаивающая боль. Ребенок чувствует себя увереннее, когда знает, что о нем кто-то заботится. Никогда не помешает просто так безо всякого повода приобнять его, поцеловать, просто для того, чтобы ему дать знать: «дитя моё, я люблю тебя. Если у тебя возникнут трудности, приходи ко мне, если ты оступился, совершил ошибку – я всегда помогу, я всегда буду рядом. Это и называется заботой. Вы согласны со мной?»

Договорившись с директором школы о том, чтобы учителя опрашивали ребенка только устно, он учит ребенка понимать текст. Интересно, что он выбирает наиболее понятный и близкий для ребенка метод: они рисуют в песочнице буквы, лепят их из пластилина, рисуют их красками, сравнивают цифру семь с носом, а считать Ишан учится, прыгая по ступенькам. Через некоторое время мальчик начинает читать, и что самое важное, начинает улыбаться. В конце фильма все учителя признают его одаренным.

«Среди людей, — говорит детям учитель, — рождались такие дарования, что им удавалось изменить курс истории. И все из-за того, что они могли смотреть на мир иначе. Их мышление было нестандартным и не все их понимали. Над ними насмехались. Но несмотря на это они продолжали идти своим путем и достигали таких высот, что весь мир им рукоплескал». Фильм получил несколько десятков номинаций и призов индийских кинопремий, а также вошел в мировой топ лучших фильмов.

Кстати говоря, дислексией страдали такие известные личности как Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, который ещё в 15 веке сделал чертеж вертолета, Ханс Кристиан Андерсен, Том Круз, Владимир Маяковский.

Этот фильм рассказывает об искреннем стремлении взрослого человека понять ребенка и помочь ему в трудной ситуации, о стремлении найти путь к сердцу маленького человечка.

Я рекомендую этот фильм к просмотру, так как он хорошо иллюстрирует внутренний мир одаренного ребенка, показывает его переживания в связи с непониманием окружающих.

  • Letter 31.05.2016 17:33
    Замечательный фильм. Благодаря Вам, Екатерина, я с удовольствием его посмотрела. Картина прекрасно иллюстрирует инклюзивный подход в образовании и заставляет задуматься о том, как бы сложилась судьба ребенка дальше, если бы не состоялась встреча ученика и Учителя.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/201.html