Екатерина

10.04.2018 10:45

Непослушание может быть как временным симптомом возрастного кризиса, так и длительным нарушением поведения.

В данном обзоре рассмотрим непослушание с точки зрения стабильного нарушения поведения.

Детский психолог А. Бучкова в статье «Непослушание: в чем причины и что можно сделать?» объясняет причины непослушного поведения ребенка и предлагает родителям рекомендации по его коррекции.

Прежде всего, считает автор статьи, нужно задаться вопросом: а какая причина стоит за непослушанием ребенка? Это может быть усталость, перевозбуждение, стрессовая ситуация, отрицательные эмоции, например, злость, обида, или это может быть проявлением черты характера. На сегодняшний день одной из частых причин неповиновения является подражание любимому герою игр или мультфильмов, поэтому важно проанализировать, что смотрит и в какие игры играет ребенок.

Если не получается выяснить причину или родитель в ней сомневается, то стоит поговорить с ребенком, выслушать его и постараться поставить себя на его место. В любом случае это будет полезно, так как ребенку будет приятно, что родитель стремиться понять ребенка и посмотреть на ситуацию его глазами, в этом случае велика вероятность, что ребенок пойдет на встречу родителям. Главное при этом проявлять уважение, несмотря на ошибки и проступки ребенка, ведь он тоже имеет право их совершать.

Однако может оказаться так, что ребенок все равно будет сопротивляться. В этом случае родителям придется запастись терпением и продолжать постепенно мягко формировать нужные поведенческие привычки, избегая давления на него, так как это может только ухудшить ситуацию, делая небольшие уступки. В среднем на это уходит 30–40 дней. Если действия ребенка причиняют вред окружающим, то они должны сразу запрещаться, нужно донести до ребенка, что он отвечает за свои поступки и должен все исправить или возместить ущерб, например, помочь убрать или починить то, что сломал, или отказаться от покупки новой игрушки, так как деньги уйдут на покупку сломанной. Но такие вещи доступны пониманию ребенка только после трех лет.

Очень важно соблюдать единство не только требований и правил поведения всеми взрослыми в семье, но и держаться единого похода к вопросу наказания. Таким образом, правила уже должны существовать в семье и ребенок должен о них знать. Суть наказания — демонстрация того, что правила нарушены.

Самыми неблагоприятными способами наказания с точки зрения А. Бучковой являются физическое воздействие, лишение родительской любви, унижение.

Если родители все-таки решили наказать ребенка, то автор статьи предлагает придерживаться следующих принципов.

1. Проанализировать поведение ребенка, поискать мотив действий, дать возможность ребенку объясниться, родителям при необходимости признать свою неправоту. «Привычка анализировать поступки поможет задерживать вашу реакцию на них, проявлять отрицательные эмоции, даст время выбрать наиболее адекватную ситуации формулу воздействия на малыша» [1].

2. В ходе беседы ребенку нужно объяснить, с чем связано недовольство родителей и что ждут от него в дальнейшем.

3. Требования и правила должны быть доступны уровню развития ребенка.

4. Избегать обсуждения проступка ребенка с привлечением других членов семьи, лучше поговорить с ним тет-а-тет. При этом оценивается не ребенок в целом, а действие.

5. Наказание должно быть своевременным, не нужно откладывать на потом.

6. Наказание не должно быть чрезмерным.

7. Нужно избегать крика, чрезмерной эмоциональности и повелительного тона.

8. Предложение выбрать наказание самому ребенку может быть эффективным.

9. Предложение альтернативного способа поведения, например: нельзя рисовать на стенах, но можно на асфальте мелом.

10. Наказывать ребенка родители должны таким образом, чтобы у него не сформировалось чувство вины.

11. Иногда можно «не заметить» проступок ребенка, закрыть на него глаза, но не в случае нарушения правил безопасности.

Исправить нежелательное поведение помогут психотерапевтические сказки про непослушных детей или сочинение таких сказок совместно с ребенком.

Родители, не учитывая возрастных особенностей ребенка, сами провоцируют его на непослушание. Отрывая ребенка от любимого занятия, важно помнить, что процессы торможения у него еще не совершенны, поэтому, важно заранее предупреждать, что скоро игра будет закончена: «еще два хода в игре, и идем обедать», «досмотришь эту серию до конца и идешь обедать».

Автор статьи рекомендует учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка, так как лучше родителей его не знает никто, использовать юмор и творчество.

Литература

Бучкова, А. Непослушание : в чем причины и что можно сделать? //Дошкольное воспитание. – 2017. – №9. – С. 70–76.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: http://psychlib.ru/otherdocs/guide/220.html