Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Полина

24.05.2011 10:00

Мы встретились с Викторией Соломоновной Юркевич, чтобы обсудить особенности выявления одаренности, а также проблемы, с которыми сталкиваются одаренные дети и насколько сложно одаренным детям социализироваться в нашем обществе.

Виктория Соломоновна, добрый день! Первый вопрос, который хотелось бы задать: как "распознать" одаренного ребенка, выявить его талант?

У небольшой части детей, как говорил Б. Заходер "одаренность написана на лице" или еще говорят "бог поцеловал". Когда Григорий Перельман был маленький, мама отвела его в кружок для юных математиков, подошел педагог и сказал "Этот явно наш!" Да, есть такие дети, по которым сразу заметно, что они одаренные. Они немного странные, немного нелепые, немного смешные…

Но очень много детей, по которым сразу ничего не заметно, они могут плохо учится, не любить школу, бросить ее в седьмом классе, как Иосиф Бродский, не закончить университет, как это сделал Билл Гейтс. Билл Гейтс получил Гарвардский диплом только в сорок лет.

Одаренность можно выявить по трем характеристикам: во-первых, яркий интерес к какому-либо предмету. Если у Вас каменистая почва, вряд ли Вы сможете вырастить хороший виноград…

Тот же Билл Гейтс, который не закончил университет, он уже тогда начинал создавать компьютерные программы.

Вторая характеристика — сообразительность. Детям предлагаются задачи, в которых скорее нужна сообразительность, нежели знания. Например: сколько концов у одной палки? Ребенок говорит: "Два". А сколько у двух? "Четыре". А если сломать палку пополам, сколько концов будет у двух целых палок и одной половинки? И вот тут дети различаются, кто-то понимает, что даже у маленькой палочки два конца, кто-то нет. Такой ребенок иногда может не сообразить, как правильно шнурки завязать, но в интеллектуальной сфере сообразительность выражена на высоком уровне.

Третья характеристика — ребенок сам хочет чем-либо заниматься. Бывают дети, которым предлагаешь помощь, и они сразу соглашаются, но есть и другие, которые сами хотят решить задачу, пусть не быстро, но самостоятельно.

Существуют разные виды одаренности, и некоторым детям совершенно не интересны школьные занятия. Опять же некоторые видят в обычном ребенке одаренного, другие — наоборот считают одаренного ребенка обычным, например, потому что он плохо учится в школе. Это большая проблема.

Одаренность можно выявить еще до школы?

Дети очень быстро меняются, и если в пять лет ребенок очень живой и подвижный, то в семь лет, при поступлении в школу, может резко измениться. Этому может быть масса причин: неудачная учительница, конфликты со сверстниками и другие.

Одаренность, конечно же, проще выявить, когда ребенок уже что-то умеет делать: может решить задачу, бегло читает в первом классе или работает над каким-то изобретением.

Конечно, есть дети, по которым заметно, что они одаренные уже в три года, но про большую часть детей все-таки так нельзя сказать. Альберт Эйнштейн в детстве был очень замкнутым ребенком, мало говорил…, думаю, что 99 психологов из 100, даже сказали бы, что он умственно отсталый. Только 1,5—2 процентов детей можно выявить одаренность в младшем дошкольном возрасте.

Как правильно вести себя родителям одаренного ребенка?

Одаренные дети очень разные, если ребенок гиперактивный — это одна стратегия поведения, если ребенок замкнутый — совсем другая.

Если ребенок гиперактивный, ему что-то интересно, то он полностью увлечен делом, если нет — внимание мгновенно переключается. Такой ребенок плохо себя чувствует в большом классе, ему становится скучно, когда ему не дают задания, для развития такого ребенка лучше выбирать индивидуальное обучение или школы с классами, где немного детей. Есть дети, которые не хотят ни с кем общаться. Аутичных детей надо подталкивать, поддерживать, спрашивать.

Расскажите про синдром Аспергера. Часто наблюдается связь одаренности с аутизмом и синдромом Аспергера, можно ли каким-либо образом снизить риск возникновения этих синдромов?

Синдром Аспергера — нарушение развития, иногда называемое формой высокофункционального аутизма (то есть легкой формы аутизма, при котором способность к социализации относительно сохранена). Нередко лица с синдромом Аспергера обладают нормальным либо высоким интеллектом, но отличаются нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного.

У детей с синдромом Аспергера нередко встречаются коммуникативные проблемы: они тихие, замкнутые. Синдром Аспергера и аутизм — это генетические заболевания, но с помощью среды можно компенсировать тяжелые проявления. Синдром Аспергера, также как и аутизм поддается коррекции, но для этого нужно приложить немалые усилия.

В первую очередь это задача родителей или психолога?

В первую очередь, скорректировать проявления этих синдромов, могут родители, создав благоприятные условия для общения с ребенком, а психолог может проконсультировать родителей как это правильно сделать.

Психолог с ребенком может заниматься два, максимум три раза в неделю, а развивать ребенка необходимо каждый день.

Конечно, существуют медико-психолого-социальные центры, в которые можно привести ребенка, и психологи могут оказать определенную помощь. Помощь может быть разнообразной: психолог может привить навыки саморегуляции ребенку, провести беседу с ребенком или тренинг, направленный на повышение уровня коммуникативности. Проблем у одаренных детей достаточно. Одаренные дети, как и все остальные, очень разные: веселые, угрюмые, замкнутые, агрессивные.

Расскажите про синдром Саванта, какие необычные способности присущи таким детям?

Дети с синдромом Саванта — это дети с необычными возможностями.

Есть дети, которые могут в уме умножать пятизначные цифры, и дети, которые демонстрируют феноменальную память, но многие дети, с синдромом Саванта умственно отсталые. В кинематогрофе можно найти яркий пример, демонстрирующий проявления синдрома Саванта — это фильм "Человек дождя". Главный герой психически больной человек, но он моментально умел складывать числа, у него были необычные способности.

Какова, на Ваш взгляд, вероятность, что одаренный ребенок социализируется в обществе и станет успешным?

Все зависит от типа одаренности. Очень велик процент одаренных детей, которые не хотят учиться. Одаренность — это не выигрыш, это лотерейный билет. А выиграете ли Вы по этому лотерейному билету — это еще вопрос. Тех, кто действительно смог себя реализовать мало, большинство так и не реализует себя в жизни, при этом, они очень переживают, гораздо больше, чем обычные люди. Эти люди чувствуют, что имеют большие возможности по сравнению с другими, а реализовать себя могут далеко не всегда.

Как на Ваш взгляд повлияет новая реформа образования на выявление и работу с одаренными детьми?

Единый государственный экзамен несомненно плохо повлиял на всех, в том числе и одаренных детей, весь одиннадцатый класс дети только лишь готовятся к ЕГ и толком не учатся. Предполагалось, что ЕГ — более объективный метод, чем предыдущий, к сожалению, совсем не все надежды, возложенные на него, оправдались. Проблем у ЕГ не меньше, чем достоинств. Для одаренных детей в ЕГ ничего сложного нет, а для обычных детей это, конечно, сложно.

А как вы относитесь к разделению на бакалавров и магистров в ВУЗАХ?

Мне это разделение нравится, потому что совсем не всем нужно учиться шесть лет, совсем не все готовы и хотят идти в науку. В магистратуру должны идти треть от бакалавров. Одни люди готовы глубоко изучать проблему, а другие — более поверхностно.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/otherdocs/guide/80.html