Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Николай

01.09.2020 21:00

Доброго времени суток, дорогой читатель!

Сегодня мы продолжаем обсуждать тему применения дистанционных технологий в повседневной практике. Небольшое, но примечательное и весьма актуальное исследование недавно было опубликовано в журнал Американской психологической ассоциации: «Psychotherapist experiences with telepsychotherapy: Pre COVID-19 lessons for a post COVID-19 world» [3], авторы К. Макмаллин (K. MacMullin), П. Джерри (P. Jerry) и К. Кук (K. Cook).

В данной статье рассматривается явление «телепсихотерапии» (telepsychotherapy), оказание психологической помощи посредством телекоммуникационных технологий: видео- и телефонной связи, электронной почты и др; проводится анализ актуального состояния такой практики и обсуждаются перспективы. Сбор данных производился с помощью полуструктурированного интервью, а для их обработки исследователи обратились к акторно-сетевой теории (АСТ), позволяющей создать гетерогенную материально-семиотическую модель любого феномена путем построения связей между людьми (human actors) и объектами или идеями (nonhuman actors).

Интересно, что онтологический принцип, лежащий в основе АСТ гласит: явление следует изучать в процессе его становления, иначе, полностью сформировавшись, оно станет непроницаемо для глаз исследователя, превратится в «чёрный ящик» (black box). Поразительным образом это резонирует с идеями Л. С. Выготского, развившего аналогичную идею в экспериментально-психологическом методе [1] с той лишь разницей, что постулат относился не к психике, а к научному знанию и технологиям. По мнению авторов, в настоящий момент интересующая их практика еще не дошла до стадии «повседневности» (routine), что делает ее пригодной для изучения.

Таким образом, выявленные в ходе интервью с психотерапевтами темы соотносились с существующей литературой на предмет сходств и различий, а в дальнейшем на этой основе строилась сеть (network), описывающая телепсихотерапевтический процесс.

Авторы пишут, что технологии входят в психологическую практику незаметно и последовательно: от записи на прием по телефону или через электронную почту, до кризисного консультирования по горячей линии и полноценных сеансов в Skype и Zoom. Однако исследований, изучающих влияние технологий на на психотерапию, все еще мало. Кроме очевидных точек напряжения в работе психолога, связанных с технологической компетентностью, техническими сбоями и общением (сложности с выстраиванием психотерапевтического пространства, недостаток контекста и возможно недопонимание между клиентом и терапевтом, вопросы этика и законности, установкой дистанции и личных границ), возникают и новые вызовы: потребность в защите персональных данных и обеспечении безопасности клиента в расширенной психотерапевтической среде и, пожалуй, ключевое — доверие к цифровому образу тела, собственному профессиональному Я, технологиям и самой психотерапии.

Последний момент меня особенно заинтересовал: в статье приводится сравнение этапов интеграции телепсихотерапии со стадиями психосоциального развития Э. Эриксона [2]. Следуя эпигенетическому принципу, если в младенчестве не будет обретено чувство базового доверия, то его отсутствие (боязнь, недоверие) будет перенесено на следующие этапы. В данном случае это значит, что и психолог, и клиент, зная, что используемые для терапии технологии связи потенциально ненадежны (в этом легко убедится на собственном опыте), будут переносить это чувство на сам процесс консультирования, тем самым подрывая его.

Проведенный авторами анализ показал, что выведенные из существующих исследований и беспокоящие психотерапевтов-испытуемых темы совпадают не полностью. С одной стороны респонденты признавали наличие технических сложностей, возможные преимущества анонимности, сложности с установкой личных границ и обеспечением защиты персональных данных клиента, а также беспокойство по поводу отсутствия физического общего пространства, что было также отражено в литературе. Однако использование телекоммуникационных средств в психологической практике оказалось более распространенным, чем можно было предположить из источников (часть из которых не воспринималась испытуемыми как таковые: наприме, текстовые сообщение, электронная почта и звонки), и опрошенные психологи были уверены в своих способностях оказывать помощь, несмотря на отмеченные выше трудности.

В завершение статьи авторы дают рекомендации практикам касательно способов преодоления осужденных вызовов:

  • четко осознавать и обозначать меру своей ответственности для себя и перед клиентом, подвергать рефлексии применение технологических средств на предмет соответствия имеющейся профессиональной этики;
  • регулярно обращаться к актуальным доказательным исследованиям, в частности, по теме надежности телекоммуникационных технологий в психотерапии;
  • заимствовать и адаптировать под собственные нужды опыт коллег смежных помогающих профессий (кризисных консультантов, социальных работников и др.), сталкивающихся в своей работе с теми или иными аспектами, свойственными телепсихотерапии.

Литература:

  1. Ждан, А. Н. История психологии от Античности до наших дней: учебник / А. Н. Ждан. — Москва: Академический проект: Трикста, 2008. — 576 с.
  2. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — Санкт-Петербург: Речь, 2002. — 416 с.
  3. MacMullin, K. Psychotherapist experiences with telepsychotherapy: Pre COVID-19 lessons for a post COVID-19 world / K. MacMullin, P. Jerry, K. Cook // Journal of Psychotherapy Integration. — 2020. — Vol. 30, No. 2. — pp. 248–264.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/237.html