Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Николай

26.01.2021 09:19

Добрый день, уважаемые читатели.

Как вы думаете, чему посвящена самая цитируемая статья из области психологии по версии Scopus? Теории? Феномену? Нет. Статистике и методологии! Сегодня поговорим о работе Рубена Барона и Дэвида Кенни «Различия переменных-модераторов и переменных-медиаторов в социально-психологических исследованиях: концептуальные, стратегические и статистические аспекты» (Reuben M. Baron, David A. Kenny. The Moderator-Mediator Variable Distinction in Social Psychological Research: Conceptual, Strategic, and Statistical Considerations).

В эксперименте чаще всего выделяют кроме основных: независимой и зависимой переменных, между которыми выявляется причинно-следственная связь; так называемые третьи: дополнительные, побочные и сопутствующие, вносящие всяческие искажения в результаты [2]. Их контроль позволяет повысить валидность исследования. Но что, если в нашу задачу входит не минимизировать, а оценить значение этих факторов относительно изучаемого феномена? В статистическом анализе для этих целей вводятся следующие понятия: модератор — переменная, влияющая на направление и/или силу взаимосвязи независимой переменной (предиктора), и зависимой (критерия); а также медиатор — переменная, опосредующая влияние стимула на поведение через различные внутренние трансформационные процессы организма (группы) [3]. То есть предполагается, что для линейной связи в первом случае введение или контроль третьей переменной изменит величину или знак коэффициента корреляции, представляя тем самым влияние среды в широком смысле, а во втором — позволит установить прямой или опосредованный характер связи между зависимой и независимой переменными, что особенно актуально при изучении психических явлений, недоступных наблюдению.

В качестве примера модерации авторы приводят следующую ситуацию. Проверяется эффективность воздействия вызывающего страх сообщения на принятие решения индивидом в сравнении рациональным, при этом известно, что для людей с низкий IQ большее влияние оказывает угрожающая информация, а при высоком IQ — наоборот. Интеллект здесь выступает в качестве модератора. В таком случае в группе с низким IQ будет наблюдаться нарастание эффективности сообщения по мере увеличения его эмоциональной компоненты, а в группе с высоким IQ выявляется обратная зависимость: их убедят только разумные доводы. Кроме интеллекта модераторами могут быть также, например, возраст, уровень тревожности, величина вознаграждения — количественные величины, или пол, раса, класс — качественные. Зависимости же при этом не обязательно линейны.

Иллюстрацией медиатора, как уже было упомянуто выше, является доступный для измерение признак, который в соответствии с теоретическим конструктом составляет внешний относительно психического процесса элемент, промежуточное звено между предиктором и критерием. Фактически это хорошо знакомая многим схема S-O-R, предложенная еще в ранних работах когнитивных психологов цепь причинно-следственных связей, объясняющая, как или почему возникает тот или иной феномен. В этом случае на первый взгляд независимая переменная влияет на зависимую, но при контроле медиатора данная связь стремиться к нулю или исчезает полностью, оставляя вместо себя последовательные корреляции между предиктором и промежуточной переменной, а также между последней и критерием.

Определение модерации и медиации производится при помощи комбинации факторного и регрессионного анализов. В настоящие время для их рассчета удобнее всего воспользоваться статистическими пакетами (например, IBM SPSS Statistics) [1]. Однако применение подобного инструментария предъявляет исследователям крайне высокие требования к их умениям грамотно составить экспериментальный план, контролировать ошибки измерения и смешение переменных, а также глубокой теоретической проработке изучаемого предмета.

В заключении Р. Барон и Д. Кенни приводят практические рекомендации [3]. Они отмечают, что исследования, в которых наблюдается неожиданно слабая или неустойчивая связь между независимой и зависимой переменными, следует дополнить анализом модератора, а при сильной корреляции желательно произвести оценку медиатора. Кроме того в работе даются примеры анализа сложных конструктов, включающих в себя как модерацию, так и медиацию.

    Литература:
  1. Гусев А. Н. Новые возможности статистической системы IBM SPSS Statistics для обработки данных психологических исследований / А. Н. Гусев // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. — 2016. — Т. 17. — С. 3—11.
  2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — М. : Юрайт, 2020. — 386 с.
  3. Baron R. M. The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerations / R. M. Baron, D. A. Kenny // Journal of Personality and Social Psychology. — 1986. — Vol. 51, No. 6. — P. 1173—1182.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: http://psychlib.ru/resource/guide/246.html