Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Николай

30.03.2021 10:33

Современные дети — большая загадка для психологов и педагогов. Мир детства претерпел за последние десятилетия существенные изменения, и вслед за этим должен поменяться взгляд специалистов на вопросы воспитания и образования. Подробнее об этом можно прочитать в книге А. Г. Асмолова «Что я думаю о детях: Образование и воспитание в меняющемся мир», которая теперь стала доступна для пользователей Электронной библиотеки. Это эссе, в котором Александр Григорьевич делится с нами своими мыслями об образовании, культуре, современных детях, о том, какие сложности возникают на пути исследования, обучения и воспитания ребенка в наше время.

Мы с вами, дорогие читатели, живем в информационную эпоху — время перемен, когда старое уже перестает работать, а новое еще не выработано. Сетевые технологии и цифровое общение формируют соответствующее сознание, нравится нам это или нет. Многовековой институт школьного образования, вершиной которого стало массовое общество, больше не поспевает не только за научно-техническим, но уже и за социальным прогрессом. Как отмечает автор, самые востребованные на рынке труда профессии еще 5–10 лет назад не существовали. Все это ставит перед образованием самый главный вызов — необходимость перейти от парадигмы «Знания, умения, навыки» к принципу «научить учится»: в мире, где количество информации растет по экспоненте, жизненно необходимой становится способность быстро сориентироваться и переучиться.

Кроме этого пересмотру подлежат и другие фундаментальные основы школы. Так, классно-урочное устройство обучения следует заменить непрерывным диалогом: с учителем (в этом случае уже скорее наставником), друг с другом, с «продвинутыми сверстниками»; а школьные предметы необходимо интегрировать в блоки, комплексы, формирующие не фрагментарную, но целостную картину мира учащихся. И, пожалуй, самое сложное, мы должны дать ребенку бо́льшую свободу выбора, своего рода право на ошибку. Без всего этого максимум потенциала школы — воспроизводство «среднего ученика» за редким исключением выдающихся деятелей, появляющихся время от времени не благодаря, а вопреки. Необходим переход от «школоцентризма» к «детоцентризму».

Технологии должны рассматриваться как союзники в этом нелегком деле. Те педагогические практики, предложенные в рамках инновационных систем обучения XX века, которые выглядели утопическими и труднореализуемыми, как, например, повсеместные индивидуальные планы и вариативность, теперь могут быть внедрены посредством все нарастающей компьютеризации. Александр Григорьевич также упоминает, что современные взрослые, в частности учителя, впервые оказались в ситуации, когда учат не только они, но и их. Уровень технологической грамотности детей несравненно выше: они буквально живут в цифровом мире.

В своих рассуждениях Асмолов уделяет немалое внимание этической стороне вопроса. Он отмечает, что в контексте воспитания одним из приоритетов является развитие культуры толерантности. Мы должны научиться сами и научить наших детей понимать ценность различий. Конфликт, ставший главным лейтмотивом XX века, привел к катастрофам невероятного масштаба. Дальнейшее развитие человечества в глобальном мире немыслимо без альтруизма и кооперации.

Не меньший вызов представляет деконструкция тоталитаризма и утилитаризма — ядра культуры полезности, как ее называет автор. Она предполагает, что человека постоянно оценивают. Эта оценка, в свою очередь, формирует феномен выученной беспомощности: зачем брать ответственность в свои руки и творить, если за тебя давно решили, что тебе нужно. Вместо этого надо взращивать культуру достоинства, в центре которой — личность. Человека следует принимать не за что-то, а просто так, признавая ценность его индивидуальности. Только в таком обществе, где люди принимают различия друг друга, уникальность и бесконечную важность бытия другого независимо от его полезности, возможены прогресс и процветание.

Это все — лишь малая часть тех рассуждений, что представлены в книге А. Г. Асмолова. Ее прочтение поможет вам приблизиться к целостному пониманию современных проблем детства и лучше разобраться в вопросах человекознания в целом.

    Литература:
  1. Асмолов А. Г. Что я думаю о детях: Образование и воспитание в меняющемся мире / А. Г. Асмолов; ред.-сост. Н. А. Пастернак. — 2-е изд., знач. доп. — М.: Федеральный институт развития образования, 2012. — 88 с.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/248.html