Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Николай

24.05.2022 17:20

Добрый день, дорогие читатели!

Все мы так или иначе являемся участниками дорожного движения: в роли пешехода, пассажира, водителя. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы перемещение было комфортным и безопасным для всех. В осуществлении этого стремится помочь нам психология дорожного движения. Сегодня мы познакомимся с этой молодой психологической дисциплиной на примере работы Т. В. Кочетовой «Паттерны дорожного поведения водителей: данные трех стран» (The patterns of drivers' traffic behavior: evidence from three countries), недавно вышедшая в журнале Frontiers in Psychology.

Исследование рисков дорожного движения в контексте поведения водителей вызывает в последнее время большой интерес и, как отмечает автор, и преимущественно направлено на рассмотрение индивидуально-психологических (собственно поведение и его предпосылки) и социально-психологических (особенности социально-психологического климата) факторов. В то же время примечательны работы, посвященные моделям поведения и паттернам вождения, выполненные в рамках подхода К. Левина, понимавшего поведение как функцию взаимодействия личности и среды, где паттерны — единицы данного взаимодействия.

Исходя из этого представления, закономерно следует, что изучение модели рискованного дорожного поведение водителей должно выстраиваться вокруг трех аспектов:

  • содержательного — формы и границы феномена, его типология (в частности, различия между рискованным, агрессивным и опасным вождением);
  • структурного — соотнесение поведенческих паттернов с широким социальным контекстом;
  • и динамического — стабильность и изменчивость поведения во времени.

Завершает принятую автором методологическую рамку теория взаимодействия человека и среды (theory (concept) of person-environment interaction; P-E), взятая из организационной психологии. P-E подразумевает взаимосвязь потребностей и возможностей личности с возлагаемыми на них требованиями социальной и окружающей среды.

Рискованное дорожное поведение может быть определено через ведущую роль того или иного поведенческого паттерна в его отношении с другими шаблонами. Среди таковых отмечаются склонность к распитию спиртных напитков (проблеме алкоголя традиционно уделяется значительное внимание), особенности движения автомобиля в потоке и отношения к другим водителям, нелегальные уличные гонки, несоблюдение правил дорожного движения. При этом для полноты картины необходимо учитывать факторы, выходящие за пределы дорожной ситуации.

Вышеперечисленное отражено в модели оценки рискованного дорожного поведения (Traffic Risk Evaluation Model) Г. Мейнхарда, которая реализуется в рамках эстонской программы по предотвращению дорожных правонарушений. Модель состоит их двух частей: 1) опросника, включающего в себя 6 шкал, и 2) всемирно признанного теста AUDIT (The Alcohol Use Disorders Identification Test — «методика выявления расстройств, связанных с употреблением алкоголя»). Структура первого опросника следующая:

  1. Отношение к вождению в нетрезвом виде (Attitude to drunk driving);
  2. Угрозы и риски вождения; не связанные с алкоголем правонарушения (Threats and risks of driving; Non-alcohol offenses);
  3. Риски водителя (Risks as a driver);
  4. Риски пассажира (Risks as a passenger);
  5. Классические правонарушения во время дорожного движения (Classical offenses in the road traffic);
  6. Неправомерное поведение вне дорожного движения (Misconduct outside road traffic).
Для проверки кросс-культурной валидности модели было проведено пилотное исследование на выборках из Эстонии, России и Казахстана, с описательными статистиками которого можно ознакомится онлайн в дополнительных материалах к статье [3].

Если вас заинтересовала тема поведения водителей, дорогие читатели, то продолжить знакомство с ней можно в других работах Т. В. Кочетовой, где вы найдете обзор методологии исследования и зарубежных теорий [2], а также результаты пилотного исследования описанной выше методики на российской выборке [1].

    Литература:
  1. Кочетова Т. В. Методика оценки рискованного дорожного поведения водителей: апробация на российской выборке / Т. В. Кочетова, Г. Мейнхард // Социальная психология и общество. — 2020. — Т. 11, № 3. — С. 196—210. — DOI:10.17759/sps.2020110313
  2. Кочетова Т. В. Проблема исследования водительского поведения в современной зарубежной психологии / Т. В. Кочетова, А. В. Погодина, М. А. Харченко // Современная зарубежная психология. — 2020. — Т. 9, № 3. — С. 118—126. — DOI:10.17759/jmfp.2020090311
  3. Kochetova T. V. The patterns of drivers' traffic behavior: evidence from three countries / Tatiana V. Kochetova // Frontiers in psychology. — 2022, April 7. — Vol. 13. — Article ID 869029. — DOI:10.3389/fpsyg.2022.869029

  • Евгения Р. 27.10.2022 17:07
    Существует ли негласный кодекс этики водителя? Я не водитель, потому не знаю.
    СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
    • Николай 09.06.2023 16:47
      Евгения, честно, я тоже не водитель, так что не могу ответить.
      СсылкаЧтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.
Адрес страницы: https://psychlib.ru/resource/guide/258.html