418 Е. Б. Фанталова
Методика «Свободный выбор ценностей» как возможный диагностический инструментарий в психологическом консультировании и психотерапии
Методика «Свободный выбор ценностей» является составной частью ценностно-ориентированной системы автора «Диагностика внутреннего конфликта» (ДВК). Одновременно она же является продолжением первой методики системы ДВК, а именно, методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД), позволяющей выявить такие показатели, как внутренний конфликт, внутренний вакуум, нейтральная зона, общий индекс расхождения Ценности (Ц) к Доступности (Д) по 12-ти понятиям – ценностям, отражающим основные жизненные сферы личности. Однако, в силу и ограниченного количества ценностей при их попарном ранжировании и методике УСЦД, автором позднее была создана методика, целью которой был наиболее полный охват «ценностного ядра» личности при значительном увеличении списка предлагаемых ценностей и упрощении процедуры их выбора и ранжирования по Ц и Д. Этой методикой и стал «Свободный выбор ценностей». При создании ее было задействовано три методических приема: увеличение длины ценностного ряда до 73 наименований, обеспечение возможности «свободного выбора» этих ценностей с последующим ограничением всего ряда до 10-ти ценностных наименований и возможное (при желании заполняющего методику) дополнение предлагаемого списка своими, очень значимыми, но отсутствующими в нем ценностями (73 ценности «Свободного выбора» можно дополнить до 80 ценностных наименований). Работая над созданием списка «Свободного выбора ценностей», мы имели ввиду, что он должен быть представлен в виде разнопорядковых ценностей, охватывающих самые разные стороны человеческого бытия. Рубрики ценностного ряда и соответствующие им примеры следующие: «Абсолютные ценности как отношения к жизненным проявлениям и объектам, к поставленной цели или к чему-то очень желательному» (например, «Любовь к Родине», «Любовь к детям», «Вера в Бога», «Любовь к природе»); «Ценности как характерологические и личностные качества» (например, «Общительность», «Искренность», «Дружелюбие», «Чувство юмора»); «Ценности как материальные и житейские блага» (например, «Деньги», «Досуг», «Уют»); «Ценности как занятия определенной деятельностью» (например, «Игры», «Спорт», «Общение»); «Ценности как интересы к чему-либо» (например, «Интерес к музыке», «Интерес к живописи», «Интерес к театру»). Согласно инструкции, заполняющий
419методику должен выбрать самые значимые для него понятия-ценности и проранжировать каждое по Ц и Д по 10-балльной шкале оценок. Например: «Чувство юмора» Ц=10, Д=5 (Ц–Д=5, внутренний конфликт). «Целеустремленность» Ц=8, Д=6 (Ц–Д=2, нейтральная зона). На последнем этапе ему следует оставить только десять ценностей, которые составляют, так называемую, основную ценностную десятку, искомое ценностное ядро личности.
Приведем конкретный пример данных методики «Свободный выбор ценностей», использованный нами в психологическом консультировании при актуализации психологических проблем больного в условиях текущего психосоматического заболевания (бронхиальная астма).
Художник А. В., 29 лет, образование — среднее специальное.
№ 5 «Искренность» (Ц=10, Д=7); № 10 «Доброта» (Ц=9, Д=3, внутренний конфликт); № 18 «Духовность» (Ц=10, Д=4, внутренний конфликт); № 25 «Терпение» (Ц=9, Д=4, внутренний конфликт); № 26 «Вера в Бога» (Ц=10, Д=6, внутренний конфликт); № 30 «Понимание других людей» (Ц=8, Д=4); № 34 «Любовь к ближнему» (Ц=10, Д=9); № 70 «Отсутствие тщеславия» (Ц=10, Д=3, внутренний конфликт); № 72 «Снисходительность к слабостям других» (Ц=10, Д=6, внутренний конфликт); № 74 Наличие смысла в жизни (Ц=10, Д=9).
Показательно, что в десятке представленных в данном примере самых значимых ценностей, шесть из них указывают на наличие их недовлетворенности в жизни, сопровождаемой внутренними конфликтами (превышение ценности над доступностью на 4 и более единиц). Содержательное обобщение имеющихся внутренних конфликтов и соответствующих им ценностей указывает на наличие дискомфорта экзистенциального плана, неудовлетворенности духовных потребностей, отражающих христианское миропонимание. Интересно также и то, что данный человек, опираясь на выбранные им неудовлетворенные ценности, не теряет смысла жизни. Напротив, он рассматривает его как особую ценность, которую ставит как дополнительную в списке (№ 74) и оставляет в своей индивидуальной десятке.
В заключении нами предлагается возможный план беседы в условиях индивидуального психологического консультирования после получения данных по методике «Свободный выбор ценностей:
1. Расскажите пожалуйста, с чем связан для Вас именно такой выбор ценностей, которые Вы оставили в десятке, как наиболее значимые для Вас,
2. Расскажите подробнее о тех ценностях, которые для Вас наиболее трудно достижимы. С чем это связано?
4203. Расскажите о нескольких ценностях, которые Вы не поставили в десятку, но, тем не менее, они для Вас тоже значимы и важны.
4. Расскажите о тех ценностях списка, которые Вы никогда бы не выбрали. Почему?