20 Роль психологической службы в реализации уголовно-исполнительной политики
М. Г. Дебольский — заместитель начальника
УСПВРО ФСИН России,
начальник отдела психологической службы,
кандидат психологических наук, доцент
Рассматривая проблему участия психологической службы в реализации уголовно-исполнительной политики, мы исходим из следующих теоретических предпосылок:
— уголовно-исполнительная политика — это составная часть уголовной политики государства (борьбы с преступностью);
— уголовная и уголовно-исполнительная политика нормативно закрепляются в законодательстве и отражаются в целях наказания;
— в соответствии с уголовным законодательством «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения новых преступлений» (ст. 43 УК РФ);
— психологическая служба — это структурное подразделение уголовно-исполнительной системы, основное предназначение которого состоит в том, чтобы повысить эффективность исполнения уголовных наказаний, используя современные достижения психологической науки и практики.
Проанализируем возможности психологической службы в реализации основных целей уголовно-исполнительной политики.
Цель — восстановление социальной справедливости — большинством граждан понимается как кара, принуждение, ограничение виновного в правах и свободах. В основном все солидарны с крылатой фразой киногероя: «Вор должен сидеть
21в тюрьме». Вместе с тем восстановление социальной справедливости предполагает также компенсацию материального и морального вреда, причиненного жертве преступления, а в случае гибели последней и ее родственникам.
Еще в 70-е гг. XX в. воспитательная работа с осужденными осуществлялась под лозунгом «На свободу с чистой совестью, без долгов и исполнительных листов». Практиковалось не только возмещение материального ущерба, но и написание осужденными извинительных писем пострадавшим. Эти показатели выступали важными критериями исправления осужденных, а также учитывались при определении лучших начальников отряда.
Если возмещение материального ущерба пострадавшим в определенной степени принимается во внимание при условно-досрочном освобождении осужденных и в настоящее время, то моральная компенсация как показатель восстановления социальной справедливости и исправления осужденных сейчас практически не учитывается.
В то же время в зарубежных пенитенциарных системах имеет место обратная тенденция. В 90-е гг. в Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, США и других государствах активно развивалось восстановительное правосудие. В соответствии с ним потребности и права пострадавших оказываются в центре внимания. Преступника побуждают осознать причиненный ущерб и свою ответственность за него. Поощряется прямой и опосредованный диалог между преступником и жертвой, в котором нередко принимают участие представители общественности (общины). Восстановительное правосудие осуществляется не только на этапе предварительного расследования преступления, но и после вынесения приговора судом в местах лишения свободы.
Проведенное нами исследование (М. Г. Дебольский, А. Молоствов) показывает, что большинство осужденных,
22совершивших насильственные и корыстные преступления, не сопереживают жертве, воспринимают их неперсонифицированно, приписывают виктимные черты характера и манеры поведения, не принимают на себя ответственность за причиненный пострадавшим материальный и моральный вред.
Учитывая международный опыт, а также то обстоятельство, что примирительные технологии и процедуры восстановительного правосудия основаны на закономерностях поведения людей в конфликтных ситуациях, приемах их разрешения, механизмах психологической защиты, психологи стали активно работать с осужденными в целях осознания ими вины и раскаяния в совершенном преступлении.
В психокоррекционном воздействии особо нуждаются осужденные, совершившие преступления на семейной и бытовой почве. Большинство правонарушителей этой категории после отбытия наказания вновь будет тесно контактировать или эпизодически общаться с пострадавшими (родственниками, соседями, знакомыми). Поэтому осознание осужденными вины в совершенном преступлении, компенсация жертве материального и морального урона, проведение примирительных процедур, совместных встреч правонарушителя и пострадавшего — это не только достижение цели по восстановлению социальной справедливости, но и исправление осужденных, а также профилактика новых преступлений.
С целью обеспечения социальной справедливости, учета интересов жертвы представляется актуальным развивать восстановительное правосудие на предварительном этапе судопроизводства, когда обвиняемый дает подписку о невыезде или находится в следственном изоляторе. Однако для реализации восстановительных процедур требуется изменение уголовно-процессуального законодательства (упрощенный
23допуск специалистов к работе с обвиняемым), введение в штаты судов социальных работников (психологов), которые обеспечивали бы углубленное изучение личности обвиняемого, а также восстановление социальной справедливости в плане компенсации жертве причиненного вреда.
Последнее предложение принадлежит известному отечественному юристу Л. Е. Владимирову, который еще в 1901 г. писал, что «в уголовном судопроизводстве должны участвовать двое судей: традиционный судья в “черном” и судья в “белом” — психолог». Судья в «черном» должен выносить приговор преступнику на основе заключения психолога о степени криминальной зараженности обвиняемого и его раскаяния в совершенном преступлении.
Вторая цель наказания — исправление осужденных.
Участие психолога в ее достижении реализуется посредством решения следующих задач: изучения личности осужденных в карантине и разработки рекомендаций по индивидуализации и дифференциации процесса исполнения наказания; подготовки психологической характеристики на осужденных в связи с решением вопроса об условно-досрочном освобождении или изменении условий содержания; психологической коррекции личностных свойств и поведения осужденных; оказания им психологической помощи.
При изучении личности осужденных психолог обращает внимание, прежде всего, на те свойства, которые способствовали совершению преступления и позволяют прогнозировать его поведение в местах лишения свободы, а затем и после освобождения. К этим свойствам относятся: ценностные ориентации (жизненные ценности и интересы); мотивы и обстоятельства совершенного преступления; отношение к совершенному преступлению и жертве; отношение к наказанию; социальный статус и социальное окружение; личностные качества, определяющие отношение к другим людям
24(жестокость, агрессивность, доброжелательность, степень чувствительности к межличностным отношениям, отчужденность и приспособляемость к новой обстановке); эмоциональные и волевые качества; общий уровень психического развития и интеллекта (нет ли признаков психических отклонений и акцентуаций характера); психическое состояние осужденного в момент обследования, его реакции на проводимую работу; планы и намерения осужденного.
Однако разработка индивидуализированных программ исполнения наказания осложняется отсутствием научно обоснованной типологии личности осужденных с учетом их криминальной зараженности и основных психологических детерминант совершенного преступления.
В исправительных учреждениях, где в штате психологической лаборатории несколько психологов, осуществляется диагностика осужденных в связи с решением вопроса об условно-досрочном освобождении, изменении условий содержания (перевод в колонию-поселение или предоставление права передвижения без конвоя). Участие психологов в решении судьбоносных для осужденных проблем — это показатель их возросшего авторитета и доверия к ним как профессионалам.
Делая вывод о целесообразности (нецелесообразности) условно-досрочного освобождения осужденного, психолог должен обращать внимание, прежде всего, на то, какие изменения произошли в его ценностных ориентациях, уровне агрессивности и других криминально значимых свойствах, способствовавших совершению преступления, а также прогнозировать его поведение после освобождения.
Однако важно помнить, что прогноз поведения человека — это сложная проблема. Между индивидуально-психологическими свойствами, которые изучает психолог, и поведением осужденного после освобождения нет жесткой зависимости.
25Поведение человека детерминировано также социальными условиями и ситуативными факторами. Поэтому, осуществляя прогноз поведения осужденного после освобождения, важно учитывать его психологическую готовность к преодолению типичных трудностей, с которыми он может столкнуться на свободе.
Заключение психолога, прогноз поведения осужденного — это специфические инновации в уголовно-исполнительной системе, и они внедряются небезболезненно. Мы располагаем информацией о ряде случаев, когда характеристика, подготовленная психологом, вступает в противоречие с характеристикой начальника отряда; осужденный, которому отказано в условно-досрочном освобождении на основании характеристики психолога, угрожает последнему или обращается с жалобой в суд более высокой инстанции; независимые эксперты-психологи, кандидаты наук, оценивают вместе с адвокатом осужденного достоверность выводов пенитенциарного психолога и уровень его профессиональной компетентности.
Поэтому мы стремимся, во-первых, создать необходимые условия для повышения профессионального мастерства психологов; во-вторых, подготовить надежный регламент их деятельности и обеспечить правовую защищенность.
По мере развития психологической службы все больше внимания уделяется психокоррекционной работе с осужденными. Психологическая коррекция — это процесс исправительного воздействия на осужденных посредством использования специализированных психокоррекционных программ и психотехнологий, направленный на изменение их ценностных ориентаций, правосознания, социальных установок, криминально значимых качеств, психического состояния и поведения.