Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

29

Этнопсихология и измененные состояния сознания

А. А. Белик

1. Общая характеристика измененных состояний сознания (ИСС)

Измененные состояния сознания являются одним из проявлений этнопсихологического разнообразия культур. Наличие ИСС в том или ином виде — это естественное, нормальное явление, характерное для большинства обществ. Более того отсутствие ИСС, запрет на всякие аффективно-чувственные проявления есть признак патологии. Общество без эмоций, чувственности, без человеческих привязанностей прекрасно показано в кинофильме «Эквилибриум», толчком к созданию которого, видимо, послужил роман Е. Замятина «Мы». Общее определение ИСС одним из первых предложил Ч. Тарт в 1969 году. «Измененные состояния для данного индивида состоят в том, что он отчетливо ощущает качественные изменения в образцах (формах) психического функционирования, причем он чувствует не только количественные изменения, но также и то, что некоторое качество или качества его психических процессов — другие» [5].

Эти изменения могут касаться восприятия окружающего мира, собственного Я, ощущения своего собственного тела, времени, сужения или расширения границ Я (например, акцентированное чувство единства с людьми, природой), растворение собственного Я, сверхвнушаемость и т. д: Какие же конкретные состояния можно отнести к ИСС? Религиозный и сексуальный экстаз, ритуальный транс, сон в активной фазе, когда мы видим сны, состояния просветления, достигаемые в восточных культурах (сатори), ощущения человека в сверхкризисных ситуациях (в минуту смертельной опасности, перед возможной смертью), переживания в процессе трансцендентальной медитации, а также комплекс ощущений, названный А. Маслоу «высшими переживаниями». Кроме этого сюда можно отнести различные виды состояний, связанных с профессиональной деятельностью, например, дрессировщиков (кураж), спортсменов, спасателей. Все виды указанных состояний можно разделить (достаточно условно) на более глубокие и более легкие. В свое время З. Фрейд говорил, что «сновидения — дорога в бессознательное». По отношению к ИСС это положение справедливо также. ИСС — форма связи между нашим Я, сознательной регуляцией поведения (ЦНС) и процессами, происходящими без вмешательства сознания (системы управления вегетативной, или автономной нервной системой). Таким образом, некоторые виды ИСС можно рассматривать в качестве медиаторов между (этно) психологией

30

и функционированием внутренних биологических систем организма.

Итак, измененные состояния сознания — это не просто комплекс экзотических феноменов и различные формы особых состояний человека, а сторона его жизнедеятельности, сопутствующая ему на протяжении всей истории, в самые различные исторические эпохи. Понимание этого необходимо не только для анализа особенностей культур и осмысления разнообразных стереотипов поведения, существующих в них, но и для поведения каждого человека в обычной жизни. Выделение ИСС в особый, но в то же время неотъемлемый аспект функционирования любой культуры, поведения любого индивида предполагает признание чувств и чувственности полноценными компонентами человеческой активности. А это ведет к особому мировидению, основателем которого в Новое время был И. Кант с его критикой «чистого разума», в определенном смысле Гегель и их продолжатели в лице представителей «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер). Основная особенность подобного подхода — невозможность разума без чувств, в частности без воображения. В свою очередь это предполагает неприятие «сухого, рассудочного рационализма», одномерного количественного видения человека. Признание чувственного важнейшим аспектом деятельности человека позволяет увидеть бесконечную гамму оттенков проявления индивидуального Я и восхищаться этим. Ибо восхищение, удивление есть родовое свойство человека, без которого он невозможен как живое существо. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что понимание и осознание роли ИСС не просто согласие (или несогласие) с интерпретацией ряда фактов, это — «философия» и настрой на аффективно-чувственное видение действительности. ИСС в различных формах и с различной степенью интенсивности является проявлением жизнедеятельности человека как живого чувствующего существа, обладающего метафорическим и символическим видением действительности, образующим иную реальность. Игнорирование эмоционально-чувственного аспекта ведет к печальным последствиям. Человек «не может и не должен отрицать свои чувства, если же он отрицает их, противореча своей природе, то теперь уже он не может утверждать их иначе как отрицательным, противоречащим себе, уродливым путем» (Л. Фейербах).

Современный индустриализм с его все нарастающим и бессмысленным ростом подавляет всякие проявления эмоциональности вообще и индивидуальной чувственности в частности. Ему нужны лишь небольшие фрагменты универсального существа — Человека. И уж совсем ему чужды стремления человека реализовать огромный диапазон возможностей, заложенных в нем природой и культурой. Сила Живого в разнообразии, сила живого Человека в бесконечных формах индивидуальности, проявляемых в том числе и в интенсивных чувственных (аффективных) формах.

31

2. Мужской и женский типы транса

Различные виды ИСС могут варьироватся не только от культуре к культуре, но могут дифференцироваться по другим признакам. Например, американский антрополог Э. Бургиньон выдвинула гипотезу о двух типах ИСС: для мужчин и женщин1. Оговоримся сразу: речь не идет о 100-процентной связи каждого типа с полом. Но все же на основании имеющейся статистики о традиционных обществах индейцев Северной Америки и культур Африки можно говорить о 85—90-процентном соответствии. При рассмотрении типов трансов хорошо видно, что данная типология может быть применена для любого общества, в том числе современного, индустриального.

Итак, мужчинам свойственен (хотя и не всегда) тип транса, сопровождающийся видениями разного рода. И этот вид ИСС назовем просто «транс». Среди женщин в наибольшей степени распространен транс, связанный с длительными специфическими движениями при сопровождении ритмической музыки и с проявлением одержимости, истеричности. Женский тип ИСС получил название «транс одержимости». Предварительно заметим, что мужчины все проходят состояние транса, так как он является важнейшей составной частью инициации, посвящения во взрослого мужчину. Транс одержимости и культ одержимости существуют не для всех женщин, а в некоторых культурах для меньшинства. В самом общем виде мужской транс представляет собой поиски видений, в процессе которых участник учится трансформировать образы (от ужасных к эйфорическим), одерживает воображаемые победы, просит силы у духов... Нередко при этом происходит употребление наркотических веществ, хотя иногда обходится и без этого.

Транс одержимости — это, как правило, экстатический танец до изнеможения, символизирующий полное слияние с божеством. Для женщин практически исключено использование наркотиков. Таким образом, явно выражено различие способов вхождения в транс. У мужчин транс вызывается состоянием гипогликемии (понижением сахара в крови), обусловленным постом, сенсорной депривацией (лишением впечатлений, изоляцией), смирением и наркотиками. При этом предварительно присутствует обучение тому, чего можно ожидать и как интерпретировать образы — виде́ния. У женщины же транс одержимости вызывается дробью барабанов, особыми песнями, танцем, заражением толпы и очень редко небольшой дозой наркотиков (иногда осуществляется предварительная специальная диета).

32

Наиболее интересным при анализе двух типов транса является сравнение психологических ролей участников и символизма, образности этих ИСС. Транс (у мужчин) включает в себя взаимодействие с одной и более личностями, существом или силами (духами) через опыт видений, в то время как транс одержимости (женский) предполагает воплощение другой личности. Впадающий в транс видит, слышит, ощущает, воспринимает Другого и взаимодействует с ним; испытывающий транс одержимости становится этим Другим. Таким образом, транс — это переживание, транс одержимости — представление.

Представление совершается перед зрителями, так как транс одержимости сопровождается амнезией (потерей памяти) и требует аудитории, чтобы сохранить память о данном событии. Только зрители могут сообщить о действиях и о послании воплотившегося духа. Опыт же транса запоминается его участником. В противном случае он бы не имел смысла. Для впадающего в транс переживания в нем являются личностно-индивидуальными. В то время как участник транса одержимости включен в активное представление, исполняя роль перед зрителями, физически пассивный визионер взаимодействует с духами. Психологически пассивное тело женщины в трансе одержимости используется как средство, при помощи которого духи взаимодействуют со зрителями, пока сама она психологически отсутствует. Активный транс одержимости представлен пассивной образностью. Впадающая в транс одержимости является женой и «оседланной» духом или его сосудом. Дух входит в нее, она действительно одержима им. В трансе мужчина говорит с духами, даже сражается с ними. Он получает от них дар, будь то исцеление, особую силу или знание, оставаясь при этим самим собой. Интересно при этом, что в трансе (особенно при инициации) мужчины от чувства ужаса, беспомощности переходят к обладанию бескорыстным наслаждением, в котором синкретично представлен религиозный и сексуальный экстаз. Один из участников подобного ритуала так описывает свои ощущения: «Испытываешь желание свободно длящегося удовлетворения, секса без антагонизма, дружбы без соперничества» — и еще более образно. «Принятие yaje (галлюциноген) представляет собой «духовный коитус»....» [3].

Таким образом, в результате транса мужчины получают кроме силы, знания и особых даров специфический сексуальный опыт, совершенствуют независимость и силу своего «Я». Кроме этого у них есть могущественный покровитель в виде воображаемого духа — помощника на охоте и в боевых действиях. А что же женщины? Они тоже достигают силы, отрекаясь от своего собственного «Я», идентифицируясь с более сильным «Я» духа. Тело ее, принимая духа, совершает яркие действия. Она перестает быть собой, идентифицирует себя с более могущественным Другим. Кстати, в ритуалах подобного рода может имитироваться, а может и реально осуществляться открытое сексуальное поведение. А ряд женщин испытывают

33

оргазм во время слияния с духом (не путать с реальной физической близостью, которая нередко случается во время таких ритуалов).

Итак, подводя итог этим двум видам транса, их различие можно выразить следующим образом. Физически пассивный участник транса психологически активен в ритуале. Он играет активную роль — борется, сражается, одерживает победы, в том числе сексуальные (правда, в своем воображении). Более того он участвует в трансформации образов, по существу иногда корректирует содержание фантазии (как в некоторых снах, когда мы можем вмешиваться в ход событий). Пассивность его выражается в механической неподвижности тела, расслабленности, но это не исключает статичную напряженность, связанную с работой мозга. Таким образом наблюдается парадоксальная ситуация — сверхактивность мозга при телесной неподвижности, очень похожая на течение быстрого сна (со сновидениями). В одержимом же трансе присутствует нередко максимально возможная активность тела женщины, при психологической пассивности в образно-символической сфере. Строго говоря, ее «Я» психологически отсутствует, она полностью подчинена духу. Человек в этом случае перестает быть собой, идентифицирует себя с могущественным Другим и воплощает Другого. Интересно, что, выступая в качестве этого Другого, послушная и пассивная личность может не только дать разрядку запрещенным и подавленным чувствам, но и положить начало изменениям в своей собственной жизни, в межличностных отношениях с реальными другими людьми.

Безусловно, описанные типы трансов имеют достаточно рациональные социально-психологические функции, прежде всего это компенсация, реализация в культурно-приемлемой форме деструктивно-запрещенных импульсов, желаний. Кроме этого, и что более важно, транс обеспечивает налаживание коммуникации, общения с не-родственниками, с другими. Там, где особенно активно используется транс, форма брака такова, что мужчины попадают в чужое окружение (семья жены), они должны установить контакт с родственниками жены и занять достойное место в иерархии мужчины. Далее, при переходе из одной общности в другую нарушается эндорфиновая стимуляция и ослабевает иммунитет, нарушаются межличностные связи. То же самое касается женщин в тех культурах, где особенно практикуется одержимый транс, с той лишь разницей, что они попадают после свадьбы в чужое окружение семьи мужа2. А если учесть, что в культурах с трансом одержимости до сих пор распространено многоженство, то уступчивость, послушание играют в них огромную роль. Таким образом, выбор того или иного типа транса во многом определяется точками напряжения, стресса в том или ином обществе.

34

Итак, одним из важнейших итогов охарактеризованных типов трансов является повышение уровня коммуникабельности, понимания общения, согласованности и понижение уровня конфликтности, агрессивности, враждебности. К тому же все это накладывает отпечаток на нейро (био) химический баланс внутриорганических процессов. Интересна при этом одна деталь. В обоих типах ритуалов присутствует изменение личностного «Я». И если в трансе одержимости происходит полное растворение «Я» и замена его Другим, то в трансе видений — «забывание» реального «Я» и формирование иного образа себя. При этом мужчины помнят содержание транса, а женщины нет (амнезия).

Осмысливая мужской и женский типы трансов, можно оценить их как две формы достижения гармонического состояния, преодоления десинхронности в нашей жизни. Оба они в различных культурах обеспечивают баланс активности/пассивности, подчинения/доминирования (господства), приобретения/отдавания. Что же касается предназначенности того или иного вида транса мужчинам и женщинам, то надо, видимо, прислушаться к мудрости традиции и помнить, что жизнедеятельность мужчин и женщин подчиняется различным ритмам/циклам и биологическое предназначение у них различно.

3. Функции ИСС. Психобиологичекая синхронизация и «привязанность»

Обращаясь к фундаментальным функциям ИСС как в традиционном, так и в современном обществе, можно выделить несколько важнейших направлений их воздействия, это — обеспечение улучшения коммуникации, понимания, общения и активация или поддержание соответствующих внутриорганических процессов, в том числе связанных с фунционированием эндорфинного механизма, обеспечивающего комфортное состояние и ощущение сбалансированного «Я». Наиболее фундаментальная функция ИСС состоит в преодолении эмоциональной асинхронии в группе, в межличностных взаимодействиях, а также на других уровнях (рефлексивном, биохимическом, ритмико-циклическом). Достижение в связи с этим психобиологической синхронизации является центральной задачей выживания и развития общности и индивидуального «Я». И наконец, многогранная и специфическая потребность человека в реализации всех потенциальных возможностей в качестве компенсации однообразного существования в индустриализме — стремление к изменению (хотя бы на время) своего Я — получает реализацию в различных видах экстремальных ситуаций (реальных и вымышленных). Кроме этого, стремление быть Другим, сопереживать чувства Другого есть реализация человеческого чувствам «любить и быть любимым» и реакция усталости на одинаковость, монотонность, которая противоречит важнейшему качеству живого стремлению к разнообразию.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/Evp-2006/Bei-29.htm