Фанталова Е. Б. Ценностно-ориентированные конструкты во внутреннем мире человека и их значение для образовательного процесса // Актуальные проблемы современного образования: Материалы VI-ой международной научно-методической конференции. — Воронеж: Воронежский институт экономики и социального управления, 2014. — С. 13—17. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=402945.
Аннотация:
С помощью авторской методики «Уровень Соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) были выделены следующие ценностно-ориентированные конструкты личности: индекс расхождения «Ценность – Доступность» (интегральный показатель методики УСЦД), Внутренний конфликт, Внутренний вакуум, Нейтральная зона. Психологические параметры «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д) являются ключевыми в предлагаемой методике. Ц и Д не являются полярными характеристиками ценностно-мотивационной сферы. Побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в жизненных сферах во многом зависят от характера взаимосвязи Ц и Д. С помощью УСЦД выделены и обоснованы ценностно-ориентированные конструкты: «внутренний конфликт» (ВК), «внутренний вакуум» (ВВ) и «нейтральная зона» (НЗ). Состояние ВК — «разрыв» в системе «сознание – бытие», разрыв между потребностью в достижении внутренне значимых ценностей и реальной возможностью достижения. Также показано, что интегральный показатель методики, — индекс расхождения «Ц – Д», — может выступать как индикатор блокады функционирующих в личностной сфере ценностно-смысловых образований и внутренних конфликтов, указывая на степень расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть, между хочу и имею, а также между хочу и могу. Все итоговые показатели методики УСЦД нашли свое применение в различных аспектах образовательного процесса.
• Открыть карточку в Электронном каталоге:
402945