Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

109

14. Специфические особенности состояния тоски в условиях переживания внутренних вакуумов студентами1

Понятие внутреннего вакуума давно вошло в теоретико-методологический аппарат отечественной и зарубежной экзистенциально-гуманистической психологии и философии. Экзистенциальный или же внутренний вакуум человека в целом означает обесценивание жизни и потерю ее смысла, внутреннюю пустоту, зависимость от окружающего мира, тревогу в связи с потерей прежних жизненных ориентиров в условиях неограниченной внешней свободы.

Методическое обеспечение данного понятия было осуществлено автором в методике «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД) [1, 2]. Итоговые показатели методики следующие: общий интегральный индекс расхождения между Ценностью (Ц) и Доступностью (Д) по 12-ти различным жизненным сферам, означающим общечеловеческие ценности (RЦ — Д); внутренний конфликт (ВК), означающий превышение Ц над Д по какой-либо жизненной сфере на 4 и более единицы; внутренний вакуум (ВВ), означающий превышение Д над Ц также на 4 и более единицы; нейтральная зона (НЗ), означающая отсутствие значительного расхождения между Ц и Д (разница между этими показателями в 3 и менее единицы). Следует отметить, что если ВК — это состояние, когда ценностный объект малодоступен или не доступен совсем, «желаемое» не совпадает с «реальным», значимые потребности и ценности находятся в состоянии блокады, то ВВ — это, напротив, состояние, когда доступный объект не представляет интереса, может сопровождаться ощущением «внутреннего балласта», «избыточности присутствия», ненужности, никчемности, внутренней пустоты. В свою очередь, НЗ — бесконфликтное, спокойное состояние, где «желаемое» и «реальное» полностью или частично совпадают,

110

гармонически уравновешены во внутреннем мире субъекта. Состояние, когда значимые потребности в основном удовлетворены, а ценности реализованы.

Для исследования эмоциональной регуляции в условиях переживания ВК и ВВ автором была создана методика «Семь состояний», входящая в общую ценностно-ориентированную систему «Диагностика внутреннего конфликта» и позволяющая в течение 3—5 минут оценить эмоционально-личностный и психический статус конкретного случая [1, С. 35; 3]. Остановимся подробнее на ее содержании. Суть методики состоит в следующем. Испытуемому в системе оценок от 0 до 9 предлагается оценить себя по наличию у него следующих семи состояний: 1 — «Внутренний конфликт». Ощущение внутренней напряженности, разлада с самим собой; 2 — «Внутренний вакуум», ощущение внутренней пустоты, отсутствие интереса к чему-либо; 3 — «Внутренняя тревога»; 4 — «Тоска, подавленность»; 5 — «Апатия», нехватка сил, чтобы справиться с трудностями; 6 — «Внутреннее спокойствие, безмятежность»; 7 — «Внутренний комфорт», ощущение внутреннего благополучия, безопасности.

Методика включает, таким образом, пять эмоционально-отрицательных состояний (№№ 1—5 — ЭОС) и два эмоционально положительных (№№ 6—7 — ЭПС). Каждое из семи состояний рассматривается как актуальное в случае, если оценивается испытуемым в 4 или более баллов. В настоящем исследовании методика «Семь состояний» применялась в условиях переживания внутренних вакуумов (ВВ) студентами. Были использованы средние показатели по каждому из семи состояний, взятые в условиях переживания ВВ по различным жизненным сферам, в частности, по таким, как «Здоровье», «Интересная работа», «Любовь», «Материально-обеспеченная жизнь», «Свобода как независимость в поступках и действиях», «Познание», «Творчество». Все сферы, связанные с переживанием ВВ, были выявлены с помощью авторской методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД), которая открывает систему «Диагностика внутреннего конфликта». [1, С. 25; 2]

111

Цель настоящего исследования — выяснение специфических особенностей состояния «тоска, подавленность» при переживании ВВ студентами, а также дополнительная проверка этого показателя на наличие конструктной валидности для методики «Семь состояний»

Материал и методы исследования. Настоящее исследование было проведено на материале 71 студента 2-го курса Московского Городского Психолого-Педагогического Университета. Показатель «тоска, подавленность» из методики «Семь состояний», взятый в условиях переживания ВВ студентами (по методике УСЦД), исследовался на наличие корреляционных связей с показателями известных и апробированных к настоящему времени методик: MMPI, 16PF R. Cattell, «Уровень субъективного контроля» (УСК), шкала тревожности Спилбергера – Ханина, «Незаконченные предложения». Математическая обработка данных с выявлением достоверно значимых корреляций по Спирмену проводилась с помощью компьютерной версии SPSS 13.0.

Результаты исследования.

Полученные данные представлены в таблице 1.

112

Таблица 1. Корреляционные связи показателя «Тоска, подавленность» (методика «Семь состояний») с показателями методик: MMPI, 16PF R. Cattell, «Уровень субъективного контроля», шкала тревожности Спилбергера – Ханина, «Незаконченные предложения».

 

Наименование шкал методик, коррелирующих с показателем «Тоска, подавленность» при переживании внутренних вакуумов студентами

Показатели коэффициента корреляции Спирмена (r)

Уровень значимости (p)

MMPI:

L

–0,325

0,05

F

  0,241

0,05

K

–0,239

0,05

16PF R. Cattell:

Q4

  0,208

0,05

F1

  0,237

0,05

УСК

Ио

–0,317

0,01

Ид

–0,252

0,05

Ин

–0,319

0,01

Ип

–0,237

0,05

Им

–0,259

0,05

Шкала тревожности Спилбергера – Ханина:

РТ

0,242

0,05

ЛТ

0,234

0,05

Незаконченные предложения:

Отношение к сотрудникам

–0,253

0,05

Чувство вины

–0,217

0,05

Остановимся на них подробнее. Как видно из таблицы, наличие достоверно значимых корреляционных связей состояния «тоска, подавленность», выявленного при переживании ВВ студентами, с параметрами

113

перечисленных выше методик отмечается для каждой из них. Согласно полученным результатам, по MMPI отмечаются достоверно значимые корреляции состояния «тоска, подавленность» с оценочными шкалами L, F, K. Совокупность их с учетом имеющихся знаков указывает, что переживание данного состояния сопряжено с тенденцией к актуализации своих проблем, стремлением привлечь к ним внимание, «оголить» их, сняв защиты, ради получения «отклика» извне и возможной психологической помощи.

Положительные корреляции факторов Q4 и F1 опросника 16PF R. Cattell выявляют, что состояние «тоска, подавленность» сопряжено с повышением психической напряженности, интегральной тревожности и блокады основных базисных потребностей, а также, согласно данным опросника Спилбергера, с нарастанием реактивной и личностной тревожности (РТ и ЛТ). Совокупность отрицательных корреляций по опроснику «Уровня субъективного контроля» указывает, что состояние «тоска, подавленность» при переживании ВВ студентами сопровождается снижением локуса контроля и, соответственно, нарастанием неуверенности в себе и своих силах, избеганием ответственности за принятие решений практически во всех сферах деятельности: общей, достижений, неудач, производственной (учебной), а также в сфере межличностного общения. Корреляционные показатели по методике «Незаконченных предложений» подтверждают и дополняют проанализированные выше результаты: нарастание тоски, подавленности сопряжено с негативным отношением к коллегам по работе и учебе, сопровождающимся при этом чувством вины.

Таким образом, полученные в настоящем исследовании результаты показали следующее.

— Внутренние вакуумы у студентов, объективно выявленные по методике «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» и распознаваемые как значительное превышение доступности над

114

ценностью по ряду жизненных сфер, имеют специфическую эмоционально-личностную регуляцию на субъективном уровне переживания. Последняя раскрывается, в частности, с помощью достоверных корреляционных связей показателя «тоска, подавленность» (четвертый показатель методики «Семь состояний») с показателями таких личностных методик как MMPI, 16PF R. Cattell, Уровень субъективного контроля, Шкала тревожности Спилбергера – Ханина, Незаконченные предложения;

— Состояние «тоска, подавленность» в условиях переживания внутренних вакуумов студентами сопряжено с тенденцией к актуализации своих проблем, стремлением привлечь к ним внимание, с одной стороны, а также со снижением функционирования психологических защит и локуса контроля, с другой. Отмечается также нарастание внутренней психической напряженности, тревожности, чувства вины при негативном отношении к окружающим, блокады ведущих жизненных потребностей,

— Результаты проведенного исследования подтверждают наличие конструктной валидности для показателя «тоска, подавленность» в методике «Семь состояний»;

— Содержание полученных результатов показывает целесообразность проведения недирективной экзистенциально-гуманистической психотерапии со студентами, испытывающими состояние тоски при переживании внутренних вакуумов.

Литература

1. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: БАХРАХ-М, 2001.

2. Фанталова Е. Б. «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах»: психометрическое исследование показателей. Методика // Мир психологии. Научно-методический журнал № 2 (66). Апрель-июнь, Москва, 2011. — С. 228—243.

115

3. Фанталова Е. Б., Куприна О. А. Методика Семь состояний как вариант экспресс-психодиагностики в критических ситуациях // Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11—12 ноября 2010 г.) / под ред. Л. И. Дементий — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. — С. 170—174.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/FCv-2012/FCv-1091.htm