63предлагает вымыть руки каждому ребенку. Для того чтобы дети усвоили последовательность операций и научились осуществлять их достаточно ловко, в хорошем темпе, требуется провести несколько занятий.
Так же постепенно воспитатель приучает детей пользоваться полотенцем: показывает и объясняет, как нужно его держать, как вытираться досуха, поощряет тех, кто начинает это делать правильно. По окончании занятия взрослый обязательно обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, какие они стали чистые, красивые.
У умственно отсталых дошкольников следует формировать и культурно-гигиенические навыки во время еды: умение самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой и т. д. Обязательно следует обращать внимание детей на то, что на столах должно быть чисто, напоминать и показывать, как надо вести себя за столом, чтобы не проливать пищу на скатерть, не мешать товарищам.
Умственно отсталые дошкольники, только что поступившие в специальное дошкольное учреждение, не умеют самостоятельно одеваться и раздеваться. Следует систематически формировать у них эти навыки. Для того чтобы детям было интересно участвовать в таких занятиях, на них можно пригласить кукол, любимых зверюшек: они будут смотреть, как дети учатся сами раздеваться или одеваться. Наибольшую трудность представляет для умственно отсталых малышей усвоение последовательности действий при одевании и раздевании. Облегчить им эту задачу помогут дидактические игры типа «Оденем куклу на прогулку», рассматривание серии сюжетных картинок, на которых изображено, как дети или куклы одеваются и раздеваются.
В ходе обучения воспитатель оказывает каждому ребенку необходимую помощь, особенно при застегивании пуговиц, завязывании шарфов, шнуровке обуви. Однако по мере овладения детьми навыками одевания и раздевания он сокращает в этом свое непосредственное участие, переходя к напоминанию о порядке выполнения действий. Очень важно, чтобы воспитатель всегда замечал даже небольшие достижения детей, хвалил за старание, радовался их успехам.
Ознакомлению детей с каждым новым видом самообслуживания и привитию соответствующих навыков обязательно должна быть посвящена целая серия занятий. Убедившись, что дошкольники хорошо уяснили последовательность в выполнении действий, освоили технику их осуществления, воспитатель всемерно стремится к тому, чтобы они использовали свои умения в ходе выполнения режимных моментов, в повседневной практике.
Расширять представления детей о различных формах самообслуживания, формировать заинтересованное отношение к труду взрослых, желание самим выполнять ту или иную работу нужно на специальных занятиях, в ходе которых они наблюдают
64за трудом в быту окружающих людей, старших детей, рассматривают иллюстрации и картины.
На втором году обучения продолжается целенаправленная систематическая работа по формированию у детей различных форм самообслуживающего труда. На протяжении первого полугодия два раза в неделю воспитатель проводит занятия, на которых знакомит детей с разнообразными видами самообслуживающего труда: правильно надевать обувь и одежду, застегивать пуговицы, крючки, молнии, завязывать платки и шарфы. Следует обязательно поощрять стремление детей оказать помощь товарищу.
Оказание взаимопомощи очень важно и в коррекционном отношении. Известно, что перенос уже усвоенного навыка в иную, даже сходную обстановку всегда очень затруднен у умственно отсталого ребенка. Ситуация, при которой ребенок должен помочь товарищу, например завязать шарф, застегнуть молнию, способствует перестройке косного стереотипа деятельности, заставляет его переосмыслить знакомые операции. Воспитатель, привлекая детей к оказанию взаимопомощи, напоминает, а если нужно, еще раз попутно объясняет и показывает, что и в какой последовательности нужно сделать. Это убеждает ребенка в его способности помочь другому, вызывает уверенность в себе и своих силах.
Начиная со второго полугодия второго года обучения одно занятие в неделю проводится по самообслуживанию, второе — по ручному труду. В процессе занятий ручным трудом особенно эффективно происходит совершенствование моторной сферы детей-олигофренов: системы зрительно-двигательных координаций, мелкой моторики рук, сочетаемости движений. Изготовление различных поделок для игры и занятий способствует развитию восприятия детей, ознакомлению с разнообразными материалами и их свойствами, умению ориентироваться на них при выборе орудий труда и т. п. Ребенка обязательно надо научить планировать предстоящую работу, намечать под руководством воспитателя ее основные этапы, ориентироваться на результат. Все это положительно влияет на развитие мышления дошкольника-олигофрена.
В последние годы в ряде специальных дошкольных учреждений наметилась тенденция преждевременного привнесения в занятия по ручному труду элементов школьного обучения. Непозволительно привлекать умственно отсталых дошкольников первых двух лет обучения к столярным и слесарным работам, которые не достигают необходимых развивающих и коррекционных целей; использование молотка, клещей, рубанка, стамески может оказаться небезопасным для малышей.
На втором году обучения программа предусматривает выработку у умственно отсталых дошкольников самых элементарных ручных умений. В качестве основного материала используется бумага. Прежде всего воспитатель знакомит детей со свойствами
65бумаги, демонстрирует способы работы с ней, показывает готовые поделки. Заинтересовав детей, он начинает их обучать изготовлению самых простых вещей: конвертов, закладок, кошельков, альбомов и т. п. На занятиях широко применяется поэлементный показ, сопряженные и отраженные действия, используются прямые и косвенные инструкции по каждому этапу работы.
На занятиях по ручному труду широко используются и разнообразные природные материалы: желуди, шишки, береста, солома. Дети собирают их на прогулках, обсуждая с воспитателем, для чего они могут пригодиться. На занятиях воспитатель демонстрирует детям готовые поделки из природных материалов, чтобы вызвать интерес к предстоящей работе. Под руководством воспитателя дети изготавливают поделки, затем каждый из них показывает товарищам свое изделие и с помощью воспитателя рассказывает о том, из чего и как он его делал. Очень важно, чтобы дети получали удовлетворение от выполненной работы, радовались результатам труда. Воспитатель непременно должен отметить старание детей, похвалить их за проявленное трудолюбие. Стимулировать стремление детей к занятиям ручным трудом можно, устраивая выставки детских работ, которые посещают все группы. Обязательно следует обращать внимание родителей на то, что их дети способны трудиться и выполнять достаточно сложные задания; время от времени нужно знакомить родителей с содержанием занятий по ручному труду, чтобы и дома дети развивали приобретенные умения и навыки.
В качестве положительного примера организации в дошкольном учреждении занятий по ручному труду можно рекомендовать опыт вспомогательного детского дома г. Шяуляя. В этом детском доме имеется специально оборудованный кабинет ручного труда, в котором в соответствии с расписанием и сеткой занятий проводятся занятия по ручному труду с детьми разных возрастных групп. Кабинет представляет собой просторную комнату, в которой стоят специально приспособленные для занятий ручным трудом столы и стулья, вдоль стен расположены стеллажи и шкафы, в которых находятся материалы и инструменты для занятий с детьми разного возраста. На открытых полках стеллажа находятся поделки, изготовленные самими детьми из бумаги, природных и бросовых материалов, дерева. Следует подчеркнуть, что воспитатели указанного детского дома широко приобщают своих воспитанников к народным литовским промыслам: учат их вязать, ткать, вышивать, плести из веревки коврики и украшения. Для этого имеются специально приспособленные детские ткацкие станочки, вязальные машинки, крючки и т. д. Особенное внимание уделяется формированию эстетического вкуса у умственно отсталого ребенка в процессе выполнения разнообразных работ. Воспитатели не просто обучают детей определенным навыкам и техническим операциям, что несомненно очень важно и значимо, но и учат их,
66как правильно в соответствии с эстетическими требованиями сочетать материалы, располагать их, использовать специфические свойства. В интерьере детского дома имеется большое количество детских работ — ковриков, салфеток, различных приспособлений для занятий и игр. Время от времени в учреждении устраиваются выставки детских работ, на которых представлены различные изделия, выполненные как самыми маленькими воспитанниками, так и выпускниками — детьми подготовительных групп.
Начиная со второго года обучения необходимо привлекать умственно отсталых дошкольников к выполнению элементарных трудовых поручений, что исподволь подготавливает детей к хозяйственно-бытовому труду. Содержание поручений может быть самым различным: поставить в шкаф карандашницу, поднять и положить на место тетрадь или книгу, собрать игрушки перед уходом на прогулку, раздать листки бумаги и карандаши и т. п. Постепенно характер трудовых поручений становится более сложным. Каждому из детей воспитатель поручает сделать что-нибудь полезное в группе: полить комнатные цветы; правильно, в нужном порядке расставить игрушки; вымыть мыльницы и поставить их на место; покормить рыбок; подмести веранду после прогулки и др. Таким образом воспитатель готовит умственно отсталых детей к дежурству, требующему выполнения целого ряда поручений. Каждый раз, после того как ребенок выполнит поручение, воспитатель должен поблагодарить его, сказать, что он хороший помощник.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Если на протяжении предшествующих двух лет с детьми проводилась всесторонняя кропотливая работа, то в старшем дошкольном возрасте они оказываются способными к выполнению более сложных обязанностей по самообслуживанию; самостоятельно и аккуратно есть, пользуясь столовыми приборами и салфеткой, правильно, в достаточно быстром темпе раздеваться и одеваться. Необходимо, чтобы дети научились убирать за собой постель (только в случае необходимости прибегая к помощи взрослого). Воспитатель приучает умственно отсталых дошкольников следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком и расческой, замечать перед зеркалом неполадки в своем внешнем облике. Необходимо сформировать привычку быть подтянутым, аккуратно и чисто одетым. Следует отметить, что у тех воспитателей, которые требовательны и внимательны к внешнему облику детей, культуре их поведения в повседневном быту, детский коллектив выглядит в целом гораздо более благоприятно, вызывает к себе всеобщее расположение. Привитые детям навыки культурного
67поведения сглаживают их интеллектуальную недостаточность, специфические личностные особенности поведения.
Как указывается в программе, занятия по труду проводятся в старшей и подготовительной группах трижды в неделю: два из них посвящаются ручному труду, одно — хозяйственно-бытовому. В группах вводятся обязательные дежурства детей. По сравнению с отдельными поручениями дежурства являются более сложной формой организации детской трудовой деятельности. Они предъявляют к умственно отсталому ребенку самые разнообразные требования: уметь сосредоточиться на выполнении задания, удержать в памяти последовательность выполнения конкретных дел, уметь договориться с товарищем о их распределении. Дежурство приучает детей к большей самостоятельности, формирует у них чувство ответственности за порученное дело.
Вводить дежурства следует постепенно. Вначале воспитатель назначает наиболее сильных, ловких детей дежурными по столовой: их работа явится своеобразным образцом для всех остальных. Перед детьми выдвигается только одна, достаточно конкретная задача: помочь няне накрыть на стол. Дежурные раздают приборы, ставят хлебницы, салфетницы. Наблюдая за тем, как дети выполняют свои обязанности, воспитатель в случае необходимости помогает им. После того как дети завершают работу, обязательно надо подчеркнуть, как необходимо все то, что они делали.
В процессе руководства дежурствами воспитатель обучает детей заранее планировать предстоящую работу, сосредоточиваться на ней, не отвлекаясь на посторонние дела. Для этого необходимо приучать детей вслух намечать этапы предстоящей работы: «Сначала нужно убрать со столов посуду, отнести ее, потом вытереть столы и разложить на них карандаши и бумагу». Наблюдая за тем, как дети осуществляют намеченные действия, воспитатель в случае необходимости поправляет их, напоминает об обязанностях дежурных. Иногда приходится наблюдать, как дети, получив ответственное задание, начинают нервничать, суетиться, забывают о конечной цели. В таких случаях взрослый должен обязательно прийти к ребенку на помощь, успокоить, наметить последовательность дел. Особенно нуждаются в поддержке и одобрении воспитателя нерешительные, пассивные дети. Трудности в поведении порой лишают их уверенности в своих силах, порождают своеобразный страх перед самостоятельной работой.
Во второй половине учебного года наряду с дежурством по столовой может быть введено дежурство по спальне, в уголке живой природы. Содержание и объем обязанностей дежурных каждый раз определяет воспитатель, исходя из индивидуальных возможностей детей, необходимости коррекционного воздействия на их психическое развитие. У одних детей дежурство может состоять в выполнении одного-двух заданий, у других — более
68сильных — из целого ряда обязанностей. Каждый раз, назначая на дежурство, воспитатель выясняет, как ребенок представляет себе последовательность работы, какие материалы и инструменты нужны для ее выполнения. В ходе дежурства происходит своеобразная смена позиции: он отвечает за порученное дело, к нему за помощью обращается взрослый. Это несомненно повышает авторитет ребенка в собственных глазах, он начинает чувствовать себя более уверенно.
Воспитанникам старшей и подготовительной групп следует прививать самостоятельность, стремление содержать свои вещи в надлежащем порядке, вовремя устранять возникший беспорядок: почистить одежду и обувь, пришить пуговицы, починить игрушки и книги. Обязательно следует объяснять умственно отсталым дошкольникам, что в каждый предмет обихода вложен большой человеческий труд.
Для того чтобы повысить у детей интерес к хозяйственно-бытовому труду, развить и укрепить в них хозяйское отношение к своему дому — детскому саду, нужно всемерно привлекать их к повседневному, не регламентированному (как на занятии) труду. Во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убрать посуду, по окончании занятий убирают пособия и материалы на место, моют кисточки и стаканчики, стирают тряпочки и т. п. Обязательно старшие дошкольники принимают участие в еженедельной уборке группового помещения: протирают мебель, моют игрушки, подметают пол и т. д. Воспитатель дает каждому из детей посильные задания и следит за ходом их выполнения, напоминая о необходимости соблюдать правило: каждой вещи — свое место.
В трудовом воспитании детей старших групп особое значение имеет их совместный со взрослыми труд. Так, к примеру, во время смены постельного белья няня может поручить им надеть чистые наволочки, постелить простыни, заправить постели. Вероятнее всего, в ходе выполнения этих поручений у детей могут возникнуть затруднения, тогда они прибегают к помощи взрослых. Привлекая детей к совместному труду, необходимо учитывать их индивидуальные склонности, помнить о различной направленности интересов мальчиков и девочек.
Возросшие возможности умственно отсталых дошкольников позволяют привлекать их к разнообразному труду в природе: вскапыванию почвы, посеву семян, уходу за растениями. Подготовка к работам на огороде или в цветнике должна начинаться задолго до того, как воспитатель приведет туда детей. Сначала он проводит беседу о том, какие овощи и цветы будут сажать в этом году, рассказывает об элементарном уходе за ними. Перед посевом семян воспитатель приносит их в группу, показывает детям, рассказывает о том, что из каждого семечка вырастет растение. Затем кладет в блюдечко ватку, насыпает на нее несколько семян гороха, поливает их обильно водой и говорит детям, что теперь они будут каждый день наблюдать за семечком,
69ждать, когда оно набухнет и из него появится росточек. Обычно дети с большим интересом ведут наблюдения за семечком, отмечают все те изменения, которые с ним происходят, а выращенную рассаду под руководством воспитателя высаживают на заранее подготовленные грядки. Далее начинается систематический уход за растениями, проводятся наблюдения за их ростом.
В течение всего весенне-летнего периода дети регулярно участвуют во всех работах на огороде и в цветнике: под руководством воспитателя поливают цветы и овощи, пропалывают их, обрабатывают почву.
Труд в природе должен приобщить умственно отсталых дошкольников к сельскохозяйственным работам, воспитать положительное отношение к труду, уважение к людям труда. Если дошкольное учреждение находится в сельской местности, необходимо провести экскурсии на поле, на ферму, на птичник, где показать и объяснить детям основные трудовые процессы, раскрыть важность и значимость труда людей, занятых сельским хозяйством. По возможности следует показать и рассказать детям, как работают люди в поле, как сеют и выращивают хлеб, овощи. Экскурсию в сад можно совместить хотя бы с минимальным участием в общем со взрослыми труде.
В условиях городского детского сада надо дать детям самые простые и содержательные представления о том, что благодаря труду колхозников создаются те самые продукты питания, без которых человек не может обходиться. (Кое-где умственно отсталые дошкольники живут в полном неведении о том, откуда берутся самые обычные продукты питания. Искаженные поверхностные представления об окружающем приводят детей к заключениям типа: сосиски растут на дереве, а сахар делают из конфет.)
Разумеется, детям, воспитывающимся в городских условиях, сложнее представить различные виды сельскохозяйственного труда, однако и здесь имеется немало возможностей, в том числе телевидение, показ диафильмов, слайдов, хотя использование этих средств должно быть очень направленным и сопровождаться большой разъяснительной работой, так как олигофрены воспринимают увиденное очень поверхностно. Воспитатель проводит занятие, цель которого — познакомить детей с трудом колхозников на основе телевизионной передачи «Сельский час». Отключив звук, он сопровождает передачу собственным комментированием, привлекая внимание детей к тому существенному, что способствовало бы достижению цели занятия. (С содержанием телепередачи воспитатель заранее может ознакомиться в выпуске «Говорит и показывает Москва»).
Важнейшим аспектом трудового воспитания умственно отсталых дошкольников старшего возраста является формирование положительного отношения к труду взрослых. Особое внимание должно быть уделено ознакомлению с трудом людей разных
70профессий. Умственно отсталые дошкольники способны понимать, что делают люди различных специальностей, какими орудиями труда они пользуются, в чем состоит общественно полезная ценность их труда. Вместе с тем знания эти усваиваются ими только в процессе комплексной педагогической работы. Для создания у дошкольников-олигофренов содержательных и четких представлений о труде взрослых недостаточно проведения только одних экскурсий ознакомительного характера. В этом случае у детей подчас не возникает должного эмоционального отношения к труду, они не ощущают того, что любая работа требует затраты человеческих сил. В ряде случаев необходимо организовывать совместный труд детей со взрослыми. Своевременное включение умственно отсталого ребенка в посильный труд ведет к преодолению расхождения между биологическим и социальным планом развития. Это расхождение, как указывал Л. С. Выготский, составляет наиболее характерную черту развития аномального ребенка, и на максимальное сглаживание его должна быть направлена коррекционно-воспитательная работа.
На занятиях по ручному труду дети продолжают знакомиться с различными материалами и их свойствами, учатся использовать простейшие орудия при изготовлении игрушек и поделок. Для этого необходимо иметь в группе специальный набор инструментов, которыми дети постепенно учатся работать: ножницы с затупленными концами, шило с короткой колющей частью, дырокол. Воспитатель заранее подготавливает все необходимые материалы, подбирая их в зависимости от темы занятия. Хранятся эти материалы в шкафах так, чтобы дети не могли пользоваться ими вне работы.
На занятиях по ручному труду старшие дошкольники, помимо игрушек и поделок из бумаги, природных и бросовых материалов, учатся мастерить атрибуты для игр-драматизаций: делают детали костюмов для различных персонажей, раскрашивают их, наклеивают картинки, на которых изображены заяц, белка, лиса. С большим интересом дети готовят принадлежности для сюжетно-ролевых игр, обсуждают, как и в каких ситуациях их можно использовать. Для малышей воспитанники старших групп мастерят сувениры, елочные игрушки, подарки к дням рождения.
Проводя занятия по ручному труду с дошкольниками старших групп, воспитатель учит детей планированию предстоящей работы, правильному подбору нужных материалов и инструментов. Особенно требователен он к завершению детьми начатого дела. Часто из-за какой-либо неудачи ребенок теряет интерес к заданию и прекращает его выполнять. Воспитатель должен проанализировать, в чем причина трудностей: слабое владение навыком работы с инструментами или отсутствие интереса к результату. Как правило, отказ ребенка от выполнения задания обусловлен слабым владением конкретными навыками. Требуется
71неоднократное повторение с детьми одних и тех же операций, применение различных приемов. Разнообразя тематику занятий, воспитатель постепенно добивается того, что дети начинают достаточно умело пользоваться ножницами, применяют для соединения деталей различные материалы. Особого внимания требует обучение детей работе с деревом. Только при применении индивидуального подхода удается научить детей пользоваться детским молотком, клещами, сколачивать деревянные заготовки, хотя трудности моторного, двигательного характера дети испытывают на протяжении длительного времени.
При организации ручного труда не всегда соблюдается мера в отношении длительности занятий, тогда как дети с органическим поражением центральной нервной системы нуждаются в дозированных нагрузках при организации с ними занятий, требующих физического напряжения.
Рассматривая старший дошкольный возраст как период, в котором должны активно формироваться предпосылки предстоящей учебной деятельности, следует усилить внимание к трудовому воспитанию детей. Значительные коррекционные возможности, заложенные в детской трудовой деятельности, позволяют успешно решать в ходе ее формирования многообразные задачи умственного, физического и нравственного воспитания этих детей.
72 ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие | 3 |
Роль общественного дошкольного воспитания умственно отсталых детей | 4 |
Организация и содержание обучения сюжетно-ролевой игре | 10 |
| Условия, необходимые для развития игровой деятельности | — |
Содержание и методы формирования сюжетно-ролевой игры | 14 |
Особенности обучения сюжетно-ролевым играм умственно отсталых детей | 19 |
Формирование изобразительной деятельности у умственно отсталых дошкольников | 24 |
| Изобразительная деятельность и психическое развитие умственно отсталых дошкольников | — |
Организация занятий по изобразительной деятельности | 29 |
Подготовительный период в обучении изобразительной деятельности | 31 |
Обучение умственно отсталых детей предметному и сюжетному рисованию и лепке | 43 |
Трудовое воспитание умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях | 61 |
| Содержание и методы трудового воспитания умственно отсталых дошкольников на первоначальном этапе | 62 |
Основные направления работы по трудовому воспитанию умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста | 66 |
Ольга Петровна Гаврилушкина
Наталья Дмитриевна Соколова
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Зав. редакцией Г. Н. Воскресенский
Редактор В. Я. Мелкумянц
Младший редактор Н. П. Ушакова
Художник А. А. Пашков
Художественный редактор Г. С. Студеникина
Технический редактор Р. С. Невретдинова
Корректор О. В. Ивашкина
ИБ № 8826
Сдано в набор 28.12.84. Подписано к печати 18.06.85. Формат 60×901/13. Бумага мн. аппаратов. Гарнитура литерат. Печать высокая. Усл. печ. л. 4,5. Усл. кр.-отт. 4,9. Уч.-изд. л. 5,01. Тираж 9900 экз. Заказ 34. Цена 15 коп.
Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
129846 Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Областная типография, 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.