Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н. С. ПРЯЖНИКОВ

МОТИВАЦИЯ
ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекомендовано
Советом по психологии Учебно-методического объединения
по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлению
«Психология» и психологическим специальностям

ACADEMIA

Москва
Издательский центр «Академия»
2008

2

УДК

159.9(075.8)

ББК

88.4я73

 

П858

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор факультета психологии
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
О. Г. Носкова;

доктор психологических наук, профессор
Всероссийской государственной налоговой академии
Т. А. Подольская;

доктор психологических наук, профессор,
зав. кафедрой психологии профессионального развития
Российского государственного психолого-педагогического университета
Э. Ф. Зеер

 

 

Пряжников Н. С.

П858

Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.

ISBN 978-5-7695-3572-7

В пособии представлены теоретико-методологические основы изучения мотивации, рассматриваются такие вопросы, как специфика собственно трудовой мотивации, мотивация трудовой деятельности в контексте решения управленческих задач, наиболее известные теории трудовой мотивации, типы и уровни профессиональной мотивации, развитие трудовой мотивации на разных этапах профессионализации личности. Особый акцент сделан на ценностно-смысловых и этических сторонах трудовой мотивации. Должное внимание уделено проблеме оплаты труда и ее роли в системе вознаграждения, методам стимулирования труда в организации, а также особенностям оплаты труда в России и за рубежом.

Для студентов-психологов, а также студентов, обучающихся по экономическим и юридическим специальностям. Может быть полезно всем интересующимся проблемами справедливой оценки труда и развития позитивного отношения к собственной профессиональной деятельности.

УДК 159.9(075.8)
ББК 88.4я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

 

 

© Пряжников Н. С., 2008

 

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2008

ISBN 978-5-7695-3572-7

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2008

3
 

Если хочешь понять эпоху, загляни в свой кошелек, а потом — посмотри в зеркало...

Если хочешь понять себя, загляни в кошелек и спроси себя: «Зачем тебе нужны эти деньги?»...

(Неизвестный автор)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Актуальность обращения к проблематике трудовой мотивации определяется все более возрастающим значением психологических (социально-психологических) факторов в современном производстве, среди которых мотивация играет определяющую роль. И это касается не только сферы производства, но и всей жизнедеятельности человека. Еще И. Гёте писал, что «в человеческих делах, как и в природе, внимание должно быть обращено на мотивы».

Особенность данного учебного пособия состоит в том, что в нем предпринята попытка соединить традиционные и даже формальные представления о проблематике трудовой мотивации, основанные на требованиях Госстандарта при изучении дисциплины «Мотивация трудовой деятельности»1, с новыми реалиями современной России. При этом важнейший акцент делается на ценностно-смысловой и этической сторонах трудовой мотивации, поскольку именно нерешенность этих вопросов тормозит не только развитие мотивации многих работников, но и вообще является главной помехой развития отечественного производства и всего общества.

Условно можно выделить три основных мотива специального рассмотрения проблемы трудовой мотивации:

— стремление усовершенствовать управление и трудовой процесс с учетом имеющегося опыта (отечественного и мирового) и

4

тем самым создать условия для повышения эффективности производства;

— стремление создать условия для полноценного развития человека в труде. Еще К. Маркс писал о том, что «...в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество, то есть человек в его общественных отношениях».

Действительно, для конкретного человека часто смысл самого труда заключается не в том, чтобы создавать определенные продукты (или оказывать услуги), а в том, чтобы как-то решать свои собственные проблемы, начиная от проблем жизнеобеспечения и кончая проблемами самореализации (в зависимости от мотивации конкретных людей);

— создание условий для развития общественного сознания (прежде всего через изменение отношения к труду) и на этой основе — для развития общества в целом.

Как видно из сказанного выше, значимость данной проблематики носит глобальный характер. Понятно, что в рамках данного пособия в полной мере раскрыть все вопросы, связанные с этой проблематикой не удастся. Поэтому задача автора носит двоякий характер: с одной стороны, познакомить читателя с основными традиционными подходами к исследованию трудовой мотивации, а с другой стороны, обозначить перспективные проблемы для исследований с учетом современных российских реалий. Ведь пособие в первую очередь предназначается студентам (экономистам, юристам, психологам, менеджерам и так далее), которым в ближайшем будущем придется решать вопросы, связанные с трудовой мотивацией в реальных условиях производства. Заметим, что это не только вопросы развития мотивации к труду у персонала, но и развитие собственной трудовой мотивации.

Изучение мотивации в трудовой деятельности создает условия для более осмысленного повышения качества управления на разных уровнях:

1) на уровне управления другими людьми (если сами будете руководителями);

2) на уровне помощи руководителям (если читатели в дальнейшем будут их консультантами, помощниками);

3) на уровне организации собственного профессионального поведения.

Но все это важно в сочетании с другими знаниями: по менеджменту, экономике, юридическим дисциплинам, психологии, этике и т. д.

Перед специалистами стоят следующие вопросы.

1. Ради чего человек трудится? (Частый ответ: ради денег.) Но только ли деньги важны? А что стоит за деньгами, т. е. зачем нужны сами деньги?

5

2. Что стимулирует производительный, качественный (или, наоборот, не качественный) труд? Кроме того, следует разобраться, что именно считать «качественным» трудом.

3. Что заставляет человека трудиться по данной профессии, в данной организации?

4. Какую роль играет справедливость в оплате труда? (Например, вы любите свою работу, но платят вам явно меньше, чем вы того заслуживаете. Поменяете ли вы эту работу на более оплачиваемую, но явно нелюбимую?)

5. Как мобилизовать человека на качественный труд?

6. Как мобилизовать себя на качественный труд, на успешную карьеру?

Естественно, что над всеми этими вопросами стоит уже обозначенный выше вопрос: зачем мне (студенту, уже работающему специалисту, читателю) вообще изучать проблемы трудовой мотивации? Вероятно ответ на этот (последний) вопрос не будет однозначным. Скажем, студент может ответить прагматично — «надо изучать, чтобы легче подготовиться к экзамену», а может и выказать подлинный интерес — «...действительно хочу разобраться».

Можно предположить, что поиск ответа на данный вопрос — это процесс, где ответы могут быть разными в зависимости от развития отношения человека к своей учебе и будущей работе. По-настоящему интерес к проблематике трудовой мотивации формируется лишь тогда, когда человек реально сталкивается с производством.

В связи с этим задача автора пособия уточняется: с одной стороны, следует помочь студенту использовать пособие в прагматических целях (для сдачи соответствующих зачетов и экзаменов), но, с другой стороны, необходимо все-таки создать основу для серьезных размышлений по проблемам мотивации труда (в том числе и собственного). Поэтому в каких-то разделах (больше соотносимых с Госстандартом по данной специальности) автор будет излагать материал в традиционном стиле, а в разделах, касающихся ценностно-смысловой и этической проблематики, — действовать несколько «провокационно», т. е. именно провоцировать некоторые размышления, сомнения и даже желание поспорить (с сокурсниками, коллегами, преподавателями или с автором данного пособия). Этот метод будет называться «активизирующим приемом», что вполне допустимо и даже желательно как на лекциях, так и при написании учебных пособий.

Учебное пособие состоит из девяти глав.

В главе 1 рассматриваются теоретико-методологические основы исследования мотивации, важные для дальнейшего понимания собственно трудовой мотивации. Показана сложность однозначного понимания и определения мотива и мотивации.

6

В главе 2 определяется специфика собственно трудовой мотивации, основанная на психологическом понимании труда. Отдельно рассматриваются нетрадиционные подходы и перспективные направления изучения мотивации в трудовой деятельности.

В главе 3 трудовая мотивация рассматривается в контексте управленческой деятельности. Показано, что именно акцент на данной проблематике делает современное управление более эффективным в силу постоянного возрастания роли «человеческого фактора», и особенно субъективных моментов труда, как раз связанных с мотивацией работников.

В главе 4 дается описание и сравнительная характеристика наиболее известных теорий трудовой мотивации. Акцент при кратком изложении сути этих теорий делается на возможностях их использования в управленческой деятельности на современном производстве.

Глава 5 посвящена рассмотрению роли заработной платы в системе трудовой мотивации. Показана неоднозначность самого понимания зарплаты и денег (в более широком контексте), а также освещены перспективы отношения к деньгам в зависимости от уровня развития самого производства и связанного с ним общественного сознания.

В главе 6 рассматриваются принципы построения методов исследования трудовой мотивации. Здесь же рассматриваются проблема учета трудового вклада работника и проблема справедливости при оценке труда различных специалистов.

В главе 7 рассматриваются различные системы оплаты труда в России и за рубежом. Особое внимание уделяется роли рынка при определении заработной платы.

В главе 8 выделяются типы и уровни профессиональной мотивации, что может оказаться полезным для более глубокого осмысления проблем труда в условиях реальной социально-экономической ситуации современной России (с учетом ее противоречий и этической незрелости самосознания многих работников и руководителей).

В главе 9 рассматривается развитие трудовой мотивации на разных этапах жизни человека.

В заключении кратко сформулированы основные идеи пособия.

Автор надеется, что студенты, преподаватели и специалисты найдут в пособии полезный для себя материал и захотят продолжить размышления над этой сложнейшей проблематикой в неформальных ситуациях — с друзьями, коллегами. Проблемы трудовой мотивации, в том числе общественное признание труда (через зарплату), заслуживают серьезного к ним отношения.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/PMt-2008/PMt-368.htm