В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ БЫЛИ ИСПРАВЛЕНЫ ГРУБЫЕ ОПЕЧАТКИ, ДОПУЩЕННЫЕ В ОРИГИНАЛЕ.
Троицкая Л. А.
КОРРЕКЦИЯ
НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ
И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ С ЭПИЛЕПСИЕЙ
Монография
Санкт-Петербург
2007
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Троицкая. Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей с эпилепсией | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ БЫЛИ ИСПРАВЛЕНЫ ГРУБЫЕ ОПЕЧАТКИ, ДОПУЩЕННЫЕ В ОРИГИНАЛЕ.
Троицкая Л. А.
КОРРЕКЦИЯ
НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ
И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ С ЭПИЛЕПСИЕЙ
Монография
Санкт-Петербург
2007
УДК 376
Т 70
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова А. С. Спиваковская;
доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения наследственных и врожденных заболеваний у детей с нарушениями психики ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Росздрава», главный генетик РФ П. В. Новиков
Троицкая Л. А.
Т 70 Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей с эпилепсией: Монография. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 112 с. — ISBN 978-5-94777-093-3
В работе представлены результаты многолетнего наблюдения за развитием детей, страдающих эпилепсией. Автором дано описание экспериментального исследования, направленного на выявление связной системной картины состояния речевой деятельности у детей при разных формах эпилепсии. Спектр использованных методик широк и адекватен поставленным задачам. Процедура тестирования описана четко, описание ее характеризуется структурированностью и удобством рубрикаций. Анализ клинических проявлений основного заболевания, квалификация центрального дефекта в структуре речевой деятельности позволили подойти к детальной разработке методов психолого-педагогической коррекции.
Книга предназначена для дефектологов, медицинских психологов и врачей невропатологов и эпилептологов, а также для студентов, ординаторов и аспирантов медицинских и психологических вузов.
© Троицкая Л. А., 2007 | |
ISBN 978-5-94777-093-3 | © Дизайн, оформление ООО «Книжный дом», 2007 |
ВВЕДЕНИЕ
Эпилепсия известна с древнейших времен. В античной Греции эпилепсия ассоциировалась с волшебством и магией и называлась священной болезнью. Термин «священная болезнь» впервые упоминается в сочинениях Гераклита и Геродота. Считалось, что эпилепсия связана с вселением в тело духов, дьявола. Бог насылал ее на человека в наказание за неправедную жизнь. В 400 г. до н. э. Гиппократ написал первую монографию, посвященную эпилепсии, «О священной болезни». Гиппократ полагал, что эпилепсия обусловлена патологией мозга, может быть наследственной, а приступы «провоцируются солнцем, ветрами, холодом, изменяющими консистенцию мозга». В Греции и Риме была распространена точка зрения, что эпилепсия является заразной болезнью. Считалось, что эпилептик был «нечистым», любой, кто прикасался к нему, становился добычей демона. В предчувствии приступа больной убегал в пустынное место, где никто не мог его видеть, и накрывал голову. Античные авторы отмечали, что больной эпилепсией жил в обстановке стыда, презрения и горя. Упоминание об эпилепсии встречается в Евангелии от св. Марка и от св. Луки, где описано исцеление Христом мальчика от вселившегося в его тело дьявола. В X—XI вв. появился термин «падучий дьявол», а затем «падучая болезнь». Предполагалось, что эпилептические приступы не вызываются силой дьявола, а возникают, когда в теле человека нарушается внутренний баланс, и оно становится подвластным дьявольскому влиянию. В средние века отношение к эпилепсии было двойственным. С одной стороны, эпилепсия вызывала страх как заболевание, неподдающееся лечению, с другой стороны, она нередко ассоциировалась с одержимостью, трансами, наблюдавшимися у святых и пророков. В XVIII в. эпилепсию стали отождествлять с сумасшествием. Больные эпилепсией стали госпитализироваться в дома для умалишенных или отдельно от других пациентов. Изоляция больных эпилепсией продолжалась вплоть до
1850 г. В 1849, а затем в 1867 г. в Англии и Германии были организованы первые специализированные клиники для больных эпилепсией. Вторая половина XIX в. явилась наиболее продуктивной в изучении этого сложного заболевания. Она ознаменовалась работами Джексона «Учение о конвульсиях» и Говерса «Эпилепсия». Во многом материалом для работы Джексона послужили опыты по локализации функций в головном мозге, проделанные Брока, Фритчем и Гитцигом. В 1870 г. Джексон впервые описал этиологию эпилепсии, изучил семиологию эпилептических припадков и клиническое течение болезни. Его исследования легли в основу современной эпилептологии и классификации эпилепсии. В России у истоков эпилептологии стояли выдающиеся неврологи и психиатры: В. Бехтерев, А. Кожевников, В. Анфимов, А. Сухов. В течение последующих 80 лет было выполнено немало приоритетных исследований в этой области. В 1992 г. в России была восстановлена Международная противоэпилептическая лига.
Эпилепсия — это хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными непровоцируемыми приступами нарушений двигательных, чувствительных, вегетативных, мыслительных или психических функций, возникающих из-за чрезмерных нейронных разрядов.
Частота эпилепсии в популяции высока и достигает 0,5—0,75%, среди детского населения это заболевание встречается еще чаше — до 1%. У 70% населения эпилепсия дебютирует в детском и подростковом возрасте, являясь одним из основных заболеваний в детской неврологии.
В клиническом симптомокомплексе этого заболевания превалируют нарушения центральной нервной системы прежде всего церебральные расстройства: умственная отсталость (от легкой дебильности до имбецильности), нарушения статико-моторного развития, наличие судорожного синдрома, эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость, расторможенность, речевые нарушения.
ГЛАВА 1
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ
С ЭПИЛЕПСИЕЙ
Изменения эмоционального состояния детей больных эпилепсией проявляются с раннего возраста, так как эмоции представляют собой сложные психологические образования, включенные во все виды психической деятельности и базирующиеся на различных потребностях. Одной из важнейших характеристик эмоций является их взаимосвязь с познавательной деятельностью. В любой познавательной деятельности (гностической, мнестической, интеллектуальной и др.) эмоции являются мотивирующим, побудительным компонентом, а также контролирующим и регулирующим ее протекания в соответствии с потребностями и задачами, на которые эмоции направлены.
По критерию длительности эмоциональных явлений выделяют: эмоциональный фон (или эмоциональное состояние) и эмоциональное реагирование. Эти две категории эмоциональных явлений подчиняются различным закономерностям.
Эмоциональные состояния отражают глобальное отношение человека к окружающей действительности, к себе самому и связаны с его личностными характерологическими особенностями.
Эмоциональное реагирование — это кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер.
Значимыми параметрами эмоций являются их знак и интенсивность. Положительные и отрицательные эмоции всегда имеют определенную интенсивность.
Важнейшим аспектом эмоциональных состояний является их осознание и самооценка. Осознание собственных эмоций (их
когнитивная самооценка) выполняет не только функцию регуляции деятельности и поведения в целом, но и саморегуляцию, направленную на коррекцию собственных личностных качеств. Осознание эмоций непосредственно связано с возможностью произвольной регуляции.
Таким образом, эмоции как сложные психологические образования характеризуются знаком, интенсивностью, длительностью, реактивностью (быстротой возникновения или изменения эмоции), связью с потребностями и задачами, степенью осознания и произвольности.
Мозговая организация эмоциональных процессов
Эмоциональные процессы имеют сложную мозговую организацию. По данным различных авторов они представляют собой совокупность корково-подкорковых взаимодействий. К ней относится лимбическая система с отделами новой коры (медиабазальные отделы лобной и височной коры). Эволюционно более старые формации: межуточной, старой и древней корой, с гиппокампом, с миндалевидным ядром, подкорковыми узлами больших полушарий, подбугровой областью и гипофизом, зрительным бугром, с сетчатой формацией стволовых отделов мозга. Эти морфологические структуры обеспечивают протекание эмоциональных процессов.
Межполушарная асимметрия эмоций
В последние годы клиницисты большое внимание уделяют анализу эмоциональных нарушений с точки зрения межполушарной асимметрии.
Многочисленные нейропсихологические и психофизиологические исследования отмечают преимущественную связь левого
• Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Медицинская психология