ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
ВОСПРИЯТИЯ И ЗАДАЧИ ГЕНЕТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ1
Проблема ощущений и восприятий принадлежит к числу важнейших проблем в психологии. Ее изучение имеет весьма существенное теоретическое значение, поскольку в каждом сенсорном акте обнаруживается генетическая связь материального и идеального, происходит, по выражению В. И. Ленина, «превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». Вместе с тем исследование ощущений и восприятий весьма актуально в практическом отношении. Непосредственное, чувственное отражение действительности составляет основу для формирования мыслительных процессов. Поэтому разработка психологических
проблем сенсорного воспитания является необходимым условием повышения уровня умственного развития подрастающего поколения. Играя столь важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет вместе с тем весьма существенное значение для совершенствования практической деятельности субъекта, ибо, как указывал еще И. М. Сеченов (1947), «всякое целесообразное действие регулируется чувствованиями» и для его управления требуются сложные механизмы «обратной афферентации» (П. К. Анохин, 1955), «сенсорной коррекции» (Н. А. Бернштейн, 1947) и т. д.
В связи с этим изучение регуляторных функций восприятия необходимо для разработки научных основ производственного обучения, рационализации трудовых процессов, совершенствования спортивной деятельности и т. д.
Существует мнение, согласно которому современная автоматизация и механизация производства приводят якобы к снижению роли сенсорных процессов в познавательной и практической деятельности человека за счет повышения роли мыслительных, логических ее компонентов. Однако такое мнение является ложным, не соответствующим действительности.
Как показывают работы в области инженерной психологии, прогресс техники не только не умаляет значения исследования сенсорных процессов, но и ставит перед психологией восприятия новые проблемы.
Во многих современных видах деятельности от человека требуется оперативное и точное выполнение сенсорных, мыслительных и исполнительных функций. Человеку приходится работать в таких условиях, которые существенно изменяют характеристики сенсорных процессов, например зрительное восприятие в безориентирном пространстве, восприятие в условиях невесомости и пр. Важной стала проблема сенсорной и перцептивной изоляции. С другой стороны, человеку приходится работать и в условиях перегрузки источниками информации. В связи с развитием устройств отображения информации перед восприятием человека ставятся все новые и новые задачи, требующие быстрого обнаружения сигналов, их точного различения и опознавания в условиях, порой далеких от оптимальных. Таким образом, сенсорные процессы и на современном этапе развития техники играют в деятельности человека не
менее важную роль, чем процессы мыслительные. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека» (1960, стр. 50), требуют от работника высокой сенсорной культуры.
Очень важные, еще не решенные задачи ставятся перед психологией восприятия, кибернетикой и бионикой. В настоящее время довольно много сделано в плане технического моделирования некоторых логических компонентов деятельности, в то время как в области создания воспринимающих и опознающих устройств мы находимся еще в самом начале пути. Возникающие в данном случае трудности в значительной мере обусловлены тем, что еще недостаточно раскрыта структура восприятия. Более широкое представление о структуре восприятия, учитывающее разные уровни процессов переработки информации в пределах перцептивных процессов (мы будем называть эти уровни уровнями «перцептивной переработки» в отличие от «сенсорной» или «логической переработки»), поможет яснее осознать не только достоинства, но и недостатки отдельных бионических моделей, а также откроет пути создания более совершенных воспринимающих и опознающих устройств.
Итак, современность ставит перед психологией восприятия очень сложные и трудные задачи. Естественно возникает вопрос: насколько эта область психологии при нынешнем ее состоянии подготовлена к их решению?
Следует отметить, что психофизика сенсорных процессов принадлежат к числу наиболее развитых областей психологической науки. Именно в этих областях впервые были применены экспериментальные методы исследования и приемы точной математической обработки получаемых результатов. Здесь было получено наибольшее количество проверенных фактов и экспериментально обоснованных общих положений. Однако, несмотря на все бесспорные достижения, в психофизике восприятия обнаруживаются некоторые существенные пробелы, которые задерживают ее дальнейшее развитие и затрудняют решение стоящих перед ней теоретических и практических проблем.
В силу ряда причин внимание психологов и физиологов было долгое время сосредоточено на изучении сенсорных эффектов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то время как самый процесс восприятия
и его роль в практической деятельности субъекта оставались за пределами исследования. Такого рода подход к проблеме получил наиболее ясное выражение в широко распространенной «рецепторной» концепции восприятия, согласно которой сенсорный образ якобы возникает в результате воздействия внешних агентов на пассивно воспринимающие органы чувств. Господство рецепторной концепции приводило к ряду отрицательных последствий.
Во-первых, игнорируя деятельность субъекта, психолог лишался всякой возможности понять, каким путем сенсорный образ приводится в соответствие с объективной действительностью, и неизбежно оказывался в плену всякого рода агностических и субъективно-идеалистических теорий.
Во-вторых, изучая лишь результаты сенсорного процесса, психология неизбежно приходила к тому, что теоретическое обобщение получаемых данных происходило в форме субстанциональных, а не операциональных понятий, т. е. понятий о неких идеальных вещах (ощущениях, перцептивных образах, гештальтах), происхождение и функционирование которых оставалось неизвестным. Подобного рода концептуализация рассматриваемых явлений затрудняла разработку таких практических проблем, как проблема способов управления процессом восприятия в целях его совершенствования и развития или же проблема технического моделирования этого процесса, ибо рациональная система управления необходимо требует знания особенностей управляемой деятельности, а техническому моделированию подлежат перцептивные процессы, обеспечивающие получение определенного отражательного эффекта.
Таким образом, проблема перцептивных действий, проблема их генезиса, структуры и функций имеет первостепенное теоретическое и практическое значение.
Эта проблема не является новой для психологии. Хотя, как мы уже указывали, со времен возникновения экспериментальной психологии и психофизиологии органов чувств большинство исследований восприятия проходило в русле рецепторной теории, на протяжении всей истории психологической науки вопрос об «активности» восприятия неоднократно ставился и решался по-разному в зависимости от
уровня развития самой психологии и философских взглядов ее представителей.
Неоднократно обсуждалась природа этого процесса. Является ли восприятие активным процессом или оно представляет собой зеркальное, пассивное отражение воздействий, падающих на органы чувств? Если восприятие активно, то какова природа этой активности? Такого рода проблемы ставились в ходе исторического развития учения о восприятии и не потеряли своего значения до настоящего времени. Более подробное изложение истории изучения восприятия можно найти у таких авторов, как Б. Г. Ананьев (1960), М. Г. Ярошевский (1961), Н. В. Ермаков (1959), Ф. Олпорт (1956) и др. Здесь будут затронуты лишь некоторые стороны истории вопроса, представляющие наибольший интерес с точки зрения целей данного исследования.
Противопоставление «активности» и «пассивности» восприятия возникло в рамках философии задолго до того, как психология выделилась в самостоятельную область знания. Теории «истечения» атомов и «втекания» их в органы чувств (Эпикур, Эмпедокл, Демокрит) Аристотель противопоставил теорию, согласно которой помимо «действия чувственно воспринимаемого объекта существует действие ощущающей способности». О последнем действии Евклид писал более конкретно: «Зрение осуществляется с помощью лучей, исходящих из глаз и как бы ощупывающих предметы, подобно тому как слепой познает форму предметов путем ощупывания их руками или палкой». В эпоху средневековья также обсуждаются эти две точки зрения. Р. Бэкон стремился примирить их, говоря, что зрение одновременно и активно и пассивно. Глаз, по Бэкону, посылает свою зрительную способность к рассматриваемому предмету, а эта последняя, восприняв образ вещи, возвращается с ним в глаз.
В эпоху Возрождения снова выдвигается положение о пассивности восприятия. Принцип камеры-обскуры (Леонардо да Винчи) надолго входит в психологию и физиологию зрения. Вместо камеры-обскуры глаз затем сравнивают с фотоаппаратом, а еще позднее — с киноаппаратом, посылающим в мозг серии моментальных снимков. Такие сравнения можно найти и в современной литературе о зрении.
В более близкое к нам время проблема активности и пассивности восприятия утрачивает свою первоначально