ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ СЕКТОР ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ | МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ |
Труды Исследовательского центра
ОДИННАДЦАТЫЙ
СИМПОЗИУМ
КВАЛИМЕТРИЯ
В ОБРАЗОВАНИИ:
методология, методика, практика
(г. Москва, 16—17 марта 2006 г.)
СТАНОВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
на разных уровнях образовательной системы
(дескрипторная характеристика
как база оценивания)
Под научной редакцией профессора И. А. Зимней
Москва 2006
УДК | 378 |
Авторы:
И. А. Зимняя, О. Ф. Алексеева, Б. Н. Боденко, А. М. Князев,
Т. А. Кривченко, М. Д. Лаптева, И. А. Мазаева, Н. А. Морозова
СТАНОВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (дескрипторная характеристика как база оценивания) / Под науч. ред. профессора И. А. Зимней: Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16—17 марта 2006 года. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 82 с.
ISBN 5-7563-0297-2
В брошюре впервые предлагается рассмотрение процесса становления ключевых социальных компетентностей в системе непрерывного образования для каждого из его уровней. Покомпонентное представление социальных компетентностей посредством основных дескрипторов позволяет, с одной стороны, дать достаточно полную и системную картину этого процесса, а с другой — наметить основные подходы к созданию базы критериального оценивания сформированности социальных компетентностей по предлагаемым дескрипторным характеристикам.
Брошюра адресована педагогам, разработчикам требований ГОС общего и высшего профессионального образования, а также всем исследователям в области образовательного процесса.
Текст представлен в авторской редакции.
ISBN 5-7563-0297-2 | ББК 74.202 |
© Авторы, 2006. © И. А. Зимняя (научная редакция), 2006. © Исследовательский центр |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
1. СТАНОВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ | 7 |
1.1. Ключевые социальные компетентности как личностные качества человека | 7 |
1.2. Компонентный состав социальных компетентностей: дескрипторное представление | 9 |
1.3. Характеристика становления компетентности в процессе образования | 10 |
1.4. Уровневость в оценке становления социальных компетентностей | 11 |
2. КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ КАК ОБЪЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ В ИХ ДЕСКРИПТОРНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ | 13 |
2.1. Общее содержание ключевых социальных компетентностей | 13 |
2.2. Поуровневое (возрастное) представление становления компонентов ключевых социальных компетентностей | 14 |
2.2.1. Компетентность здоровьесбережения | 16 |
2.2.2. Компетентность гражданственности | 23 |
2.2.3. Компетентность социального взаимодействия | 29 |
2.2.4. Компетентность общения на родном языке (Коммуникативная компетентность) | 48 |
2.2.5. Иноязычная коммуникативная компетентность | 56 |
2.2.6. Информационно-технологическая компетентность | 64 |
2.3. О влиянии социальных институтов на становление социальных компетентностей | 74 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 76 |
ЛИТЕРАТУРА | 77 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема использования компетентностного подхода в системе непрерывного образования России в настоящее время всесторонне изучается, интерпретируется как в плане самой сущности этого явления, сферы его применения, так и особенностей его реализации на разных уровнях, ступенях и профилях образования (В. И. Байденко, А. М. Кондаков, Н. А. Селезнева, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов и Д. А. Махотин, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.). Вместе с тем остается практически не исследуемым процесс становления как образовательных, учебных, так и социальных компетентностей, где последние трактуются в широком и в узком смысле слова. В то же время развернутое представление этого процесса может способствовать выработке более точных критериев его оценивания. Представляемая в данной брошюре трактовка становления социальных компетентностей потребовала специальной фокусировки внимания читателя на нашем понимании категории «компетентность» в контраверсии «компетенции», определения понятия социальной и, что особенно важно, ключевой компетентности.
Оценивание любого формируемого в образовательном процессе личностного качества обучающегося является, как известно, достаточно сложным процессом в силу как его многофакторной обусловленности, так и не всегда достаточной расчлененности на компоненты оценивания. Более того, формируемые в образовании личностные качества (в рассматриваемом нами случае — социальные компетентности), как правило, не оцениваются сопоставительно на разных уровнях образования, в процессе их становления.
На основе выполненных нами ранее многолетних исследований (в частности, в контексте исследовательских проектов Анализ основных положений ключевых социальных компетенций в текстах ГОС ВПО и средствах оценки подготовленности выпускников высших учебных заведений. — М., ИЦ ПКПС, 2003; Разработка критериев оценки уровня социальной компетентности воспитанников и обучающихся образовательных учреждений. — М., ИЦ ПКПС, 2003; Разработка модели модуля «воспитание» в вузовской системе обеспечения качества и управления
качеством образования — М., ИЦ ПКПС, 2004; Формирование ключевых компетентностей в процессе обучения в школе — М., ИЦ ПКПС, 2004; Роль социальных институтов воспитания (семья, школа, дополнительное образование, общественные организации) в формировании жизненного самоопределения обучающегося — М., ИЦ ПКПС, 2004; Научно-методическое обеспечение формирования и оценки социально-профессиональных компетнентностей учащейся молодежи (старших профильных классов общеобразовательной школы, среднего и высшего профессионального образования). — М., ИЦ ПКПС, 2005; Учебно-методическое обеспечение модуля «воспитание» в вузовской системе обеспечения качества и управления качеством образования. — М., ИЦ ПКПС, 2005) были выделены пять основных ключевых социальных компетентностей. Особенно важно, что был определен состав входящих в них таких пяти компонентов, как: а) готовность к проявлению компетентности (т. е. мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация, по К. А. Абульхановой-Славской, субъектных сил; б) владение знанием предметного содержания компетентности (т. е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т. е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный); д) эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности. Это позволило представить формирование компетентностей на всех уровнях непрерывного образования сукцессивно, то есть покомпонентно развернуто во времени, с фиксацией каждого уровня на выходе.
Соответственно, были предложены основные дескрипторы — термины описания этого процесса, дальнейшее еще более конкретизированное представление которых может быть использовано при разработке систем оценочных суждений о сформированности ключевых социальных компетентностей на каждом уровне образования, начиная с «преддошкольного».
Данная брошюра содержит материал, который может представлять интерес как для тех, кто использует компетентностный подход, так и для тех, кто организует его внедрение, разрабатывает системы оценок эффективности этого процесса.
Проф. И. А. Зимняя