Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

51

В. Н. Маркин

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГА

Существует известное понятие «психологическое воздействие» и новое, но быстро утверждающееся понятие «акмеологическое воздействие». Между этими понятиями и находится тема (предмет) моего

сообщения. Именно акмеологическая компетентность, на мой взгляд, выступает основанием взаимодействия двух этих воздействий. И именно акмеологическая компетентность позволяет придать традиционному (а, может быть, лучше сказать, классическому) психологу своей деятельности человековедческую направленность.

Психологическое воздействие позволяет изменить состояние человека, протекание его психических процессов и даже свойств личности. Психологическое воздействие прямо не включает в себя ограничивающих ценностных оснований (не случайно в одной узко специализированной аудитории однажды возникла шутливая, но в целом достаточно серьезная дискуссия: может ли практический психолог служить дьяволу...). Все зависит от личности субъекта психологического воздействия.

Отсюда психологическое воздействие (и стоящие за ним психологические технологии) достаточно часто используется в манипулятивных целях (политическая и коммерческая реклама, предвыборные кампании, а часто и повседневное управление).

Акмеологическое воздействие (и стоящие за ним акмеологические технологии) близко к психологическому только лишь с формальной точки зрения. Они имеют принципиальное отличие, связанное с их направленностью, сущностным ценностным кодом.

Акмеологическое воздействие — это интегративное влияние, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на оптимизацию личностного и профессионального развития человека, его самореализацию.

Этот гуманистический, акме-направленный ценностный код акмеологического воздействия заложен в методологических принципах акмеологии как науки и составляет базовое содержание акмеологической компетентности. Если хотите, это миссия акмеологии как науки, ее кредо.

Следует отметить в тоже время, что акмеологическим потенциалом может быть наполнено любое психологическое воздействие, если оно строится по акмеологическим закономерностям. Но человекомерность, человековедческое гуманистическое содержание функциональных, в том числе и психологических процессов, — это не механический, а сознательный акт, сознательная личностная и профессиональная задача, которая может быть решена лишь на основе определенной компетентности. В нашем случае — на акмеологической.

Психолог-аналитик и организационный психолог в современных условиях (движения страны к демократии, к гражданскому консенсусу, к постиндустриализму, включения психологии в работу по формированию общего и специализированного человеческого капитала и т. д.) должны, на мой взгляд, даже имея фундаментальную психологическую подготовку, быть и акмеологами. Для этого необходимо хорошо представлять специфику акмеологии, ее предмет, что подразумевает и обратное: акмеолог должен быть хорошим психологом.

Вдумаемся в одну из базовых акмеологических матриц. В частности, акмеологию, как известно, интересует не столько уровневое строение субъекта и его естественные характеристики (это знание нарабатывается в общей и дифференциальной психологии, психологии развития). Акмеологию интересует трансформация способа организации и функционирования субъекта от наличного к более оптимальному уровню.

Желательное (оптимальное) целевое состояние, качество проектируется, то есть строится модель согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и одновременно практически заданным критериям.

Применяются при этом методы диагностики, проектирования, моделирования, акмеологических технологий и др.

В итоге возникает акмеологический интеграл:

—    наличного состояния (результат диагностики);

—    оптимального («вершинного») качества — путь к акме (продукт проектирования, моделирования);

52

—    становления (то есть способа достижения «вершинного» качества (алгоритм, технологии).

На основе данного интеграла определяется стратегия необходимой акмеологической поддержки субъекта в процессе его личностного и профессионального роста на уровнях:

—    операционально-внешнем;

—    рефлексивно-внутреннем.

Практически это программа совместной работы акмеологов и организационных психологов, акмеологических и социально-психологических служб. Совместными усилиями любую форму жизнедеятельности, любой общественный (производственный) процесс, любой норматив и т. д. они могут рассмотреть (проанализировать) через функциональный и одновременно через личностно-формирующий эффект, а организацию одновременно как функциональную и как психолого-акмеологическую систему (сгусток культуры). Сделать максимально возможное для органического синтеза двух обозначенных аспектов общественной жизнедеятельности, для трансформации последней в целевой личностно-формирущий процесс.

Психологическое знание взаимодействует (на оптимальной основе) через акмеологию как науку и практику с философской антропологией, а также со всей совокупностью наук, изучающих человека (акмеология «строит» банк человеческих знаний, отобранных и адаптированных к акме-ориентированному развитию и саморазвитию человека).

В итоге именно акмеологическая культуродигма (С. Ю. Степанов) позволяет практическим психологам преодолеть манипулятивное искушение и включиться недвусмысленно и однозначно в гуманистически просчитанные общественные преобразования.

А это и есть сверхзадача акмеологического знания, акмеологической компетентности в пространстве как обществознания и человекознания, так и психологической науки и практики.

Для акмеологии, хочу повторить, обозначенный синтез с человекознанием, с гуманистической культуродигмой не желательный, а необходимый, закономерный процесс; через акмеологию обозначенная закономерность «входит» и в психологическую теорию и практику.

© Маркин В. Н., 2003

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/akm/A033-051.HTM