В. Н. Маркин
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГА
Существует известное понятие «психологическое воздействие» и новое, но быстро утверждающееся понятие «акмеологическое воздействие». Между этими понятиями и находится тема (предмет) моего
сообщения. Именно акмеологическая компетентность, на мой взгляд, выступает основанием взаимодействия двух этих воздействий. И именно акмеологическая компетентность позволяет придать традиционному (а, может быть, лучше сказать, классическому) психологу своей деятельности человековедческую направленность.
Психологическое воздействие позволяет изменить состояние человека, протекание его психических процессов и даже свойств личности. Психологическое воздействие прямо не включает в себя ограничивающих ценностных оснований (не случайно в одной узко специализированной аудитории однажды возникла шутливая, но в целом достаточно серьезная дискуссия: может ли практический психолог служить дьяволу...). Все зависит от личности субъекта психологического воздействия.
Отсюда психологическое воздействие (и стоящие за ним психологические технологии) достаточно часто используется в манипулятивных целях (политическая и коммерческая реклама, предвыборные кампании, а часто и повседневное управление).
Акмеологическое воздействие (и стоящие за ним акмеологические технологии) близко к психологическому только лишь с формальной точки зрения. Они имеют принципиальное отличие, связанное с их направленностью, сущностным ценностным кодом.
Акмеологическое воздействие — это интегративное влияние, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на оптимизацию личностного и профессионального развития человека, его самореализацию.
Этот гуманистический, акме-направленный ценностный код акмеологического воздействия заложен в методологических принципах акмеологии как науки и составляет базовое содержание акмеологической компетентности. Если хотите, это миссия акмеологии как науки, ее кредо.
Следует отметить в тоже время, что акмеологическим потенциалом может быть наполнено любое психологическое воздействие, если оно строится по акмеологическим закономерностям. Но человекомерность, человековедческое гуманистическое содержание функциональных, в том числе и психологических процессов, — это не механический, а сознательный акт, сознательная личностная и профессиональная задача, которая может быть решена лишь на основе определенной компетентности. В нашем случае — на акмеологической.
Психолог-аналитик и организационный психолог в современных условиях (движения страны к демократии, к гражданскому консенсусу, к постиндустриализму, включения психологии в работу по формированию общего и специализированного человеческого капитала и т. д.) должны, на мой взгляд, даже имея фундаментальную психологическую подготовку, быть и акмеологами. Для этого необходимо хорошо представлять специфику акмеологии, ее предмет, что подразумевает и обратное: акмеолог должен быть хорошим психологом.
Вдумаемся в одну из базовых акмеологических матриц. В частности, акмеологию, как известно, интересует не столько уровневое строение субъекта и его естественные характеристики (это знание нарабатывается в общей и дифференциальной психологии, психологии развития). Акмеологию интересует трансформация способа организации и функционирования субъекта от наличного к более оптимальному уровню.
Желательное (оптимальное) целевое состояние, качество проектируется, то есть строится модель согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и одновременно практически заданным критериям.
Применяются при этом методы диагностики, проектирования, моделирования, акмеологических технологий и др.
В итоге возникает акмеологический интеграл:
— наличного состояния (результат диагностики);
— оптимального («вершинного») качества — путь к акме (продукт проектирования, моделирования);