1 На правах рукописи
Апасова Екатерина Викторовна
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ОФИЦЕРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
(В МОЛОДОСТИ И ЗРЕЛОСТИ)
19.00.13 — психология развития, акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2014
2Работа выполнена на кафедре социальной психологии развития
Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Кулагина Ирина Юрьевна |
Официальные оппоненты: | Петровский Вадим Артурович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры психологии личности Высшей школы экономики Прихожан Анна Михайловна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ |
Ведущая организация | Военный университет МО РФ |
Защита состоится 6 марта 2014 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан «14» января 2014 г.
И. о. ученого секретаря диссертационного совета | Нартова-Бочавер С. К. |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
На современном этапе военной реформы актуальна проблема уровня боевой готовности войск. В связи с этим прослеживается повышенный интерес к вопросам подготовки молодежи к службе в армии, развитию профессионально важных качеств офицера у курсантов военных вузов.
Обучение курсантов в вузе должно быть ориентировано на формирование готовности действовать в экстремальных ситуациях, не поддающихся внешнему регулированию, общепрофессиональных и специальных качеств офицера, что обеспечивает профессиональную компетентность, готовность и способность выполнять военно-профессиональную деятельность на высоком уровне. Большое значение имеет овладение курсантами вуза психолого-акмеологическими знаниями об «эталонном» уровне профессионализма и о своих личностных ресурсах, умениями объективно оценивать свои возможности и использовать их для самосовершенствования, профессионального развития. Это отвечает потребности общества в обеспечении армии и других структур компетентными и квалифицированными кадрами.
Психологии профессиональной деятельности, осуществляемой в особых и экстремальных условиях, посвящены многие исследования (А. В. Барабанщиков, A. A. Деркач, М. И. Дьяченко, В. Г. Зазыкин, C. JI. Кандыбович, А. Г. Караяни, П. А. Корчемный, К. К. Платонов, В. А. Пономаренко, И. В. Сыромятников и др.). Однако, современных данных об этапах профессионализации личности и «эталонном» ее уровне недостаточно.
Существует распространенное мнение о том, что самореализация военных в мирное время невозможна. При этом военные, принимавшие участие в боевых действиях, рассматриваются как особая категория. При изучении их личностных особенностей делается акцент на посттравматический синдром. Психологические исследования такого рода строятся на проверке гипотез о различной степени травмированности психики солдата и офицера, и устанавливаются те негативные аспекты в развитии личности, которые являются прямым следствием психической травмы, полученной в «горячих точках» (Зеленова М. Е, Лазебная Е. О., Соколова Е. Д., Тарабрина Н. В. и др.).
В то же время, имеются подразделения, регулярно включающиеся в боевые действия, причем не только в «горячих точках», но и местах с налаженной мирной жизнью, противостоящие различного типа террористической и криминальной угрозе. Наибольший интерес представляют «специальные подразделения» (спецназ), состоящие из офицеров с высшим образованием, отличающихся высоким профессиональным мастерством и высокой физической готовностью к проведению
4боевых операций. Действия специальных подразделений, в основном, успешны, а состав достаточно стабилен, что свидетельствует об отсутствии у офицеров профессионального выгорания. Личность офицера спецназа, успешно преодолевающего стресс и действующего в экстремальных ситуациях, регулярно возникающих в мирной жизни, можно считать тем эталоном, на который должны ориентироваться курсанты военных вузов. В то же время сведений о становлении личности офицера спецназа крайне мало.
Цель исследования — установить особенности личности офицеров специальных подразделений в молодости и зрелости, а также истоки становления личности профессионала — в юности, на этапе профессиональной подготовки.
Объект исследования — личностные особенности военнослужащих.
Предмет исследования — личностные особенности офицеров спецназа и их динамика на основных этапах профессионализации.
Основная гипотеза исследования. Предполагается, что основным возрастным периодом, на протяжении которого интенсивно развиваются личностные диспозиции, соответствующие требованиям профессии офицера и обеспечивающие личностный рост, является молодость (тот возрастной период, который в процессе профессионализации открывает этап профессиональной деятельности).
Первая частная гипотеза. Личностные особенности офицеров спецназа имеют свою специфику по сравнению с личностными особенностями представителей гражданских профессий. Если у гражданских лиц личностный потенциал зависит, прежде всего, от обращенности к внешнему миру и творческого подхода к проблемам (им присущи ярко выраженные контактность и креативность), то офицеры, регулярно находящиеся в экстремальных ситуациях, в большей мере ориентированы на экзистенциальные проблемы (им свойственны осмысленность жизни и духовно-нравственная мотивация высокого уровня). Кроме того, профессионально важным качеством офицеров является жизнестойкость.
Вторая частная гипотеза. Офицеры, находясь на службе в специальных подразделениях в молодости и среднем возрасте (обычно до 45 лет), сразу полноценно включаются в профессиональную деятельность, что обеспечивает в период молодости интенсивный личностный рост и становление основных, присущих офицерам спецназа, личностных диспозиций. В зрелости на этой базе продолжается повышение значимости интересов и привязанностей (духовно-нравственной мотивации).
Третья частная гипотеза. Отличительные особенности личности офицера появляются уже на первом этапе профессионализации — этапе профессиональной подготовки, приходящемся на юношеский период. В военный вуз поступают юноши с личностными особенностями, отличающими их от сверстников, сделавших другой
5профессиональный выбор, и эти особенности усиливаются на протяжении обучения в вузе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу, освещающую проблемы возрастных тенденций в развитии личности и особенностей личностного развития в зависимости от требований профессии, в частности, профессии офицера.
2. Определить личностные диспозиции, наиболее значимые с точки зрения личностного роста и требований профессии офицера; подобрать соответствующий комплекс исследовательских методик.
3. В эмпирическом исследовании установить характер и уровни развития личностных особенностей (самоотношения, мотивации, самоактуализации, экзистенциальной исполненности, жизнестойкости и образа мира) офицеров спецназа.
4. Выявить популяционную динамику личностных диспозиций на этапах профессионализации — этапе профессиональной подготовки (в юности) и этапе профессиональной деятельности (в молодости и зрелости).
5. Выявить специфику личностных особенностей офицеров спецназа, сравнив их с личностными особенностями представителей гражданских профессий; на этапе профессиональной подготовки — сравнив личностные особенности курсантов военного вуза с личностными особенностями студентов гуманитарных вузов и призывников.
Теоретико-методологической основой исследования явились принципы детерминизма, развития и системности; представления о возрастном развитии личности (Л. И. Божович, И. С. Кон, Н. Н. Толстых, И. В. Шаповаленко, Э Эриксон и др.), представления о профессионализации личности (А. А. Деркач, Н. С. Глуханюк, Т. Г. Гнедина, С. Т. Джанерьян, Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова и др), представления о личности военнослужащего (А. В. Барабанщиков, М. И. Дьяченко, В. Г. Зазыкин, C. JI. Кандыбович, А. Г. Караяни, П. А. Корчемный, К. К. Платонов, В. А. Пономаренко, И. В. Сыромятников и др.)
Методика исследования.
Для получения данных о личностных диспозициях, наиболее важных с точки зрения личностного роста и требований профессии офицера, в эмпирическом исследовании были использованы следующие методики:
• Опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева
• Опросник «Доминирующая мотивация» В. Н. Колюцкого, И. Ю. Кулагиной (вариант для юности и молодости; вариант для среднего возраста)
• Самоактуализационный тест (САТ) (Э. Шостром, адаптация Л. Я. Гозмана и др.)
• Шкала экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер
• Тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой)
6• Проективная методика «Образ мира».
Организация исследования и эмпирическая база.
Исследование проведено в 2011—2012 годах с офицерами специальных подразделений, дислоцированных в Московском регионе, и курсантами Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно — научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (филиал, г. Новосибирск), готовящего офицеров спецназа. Контрольные группы набраны из числа лиц, имеющих гражданские профессии, высшее образование, и работающих в г. Москве, студентов Московского городского психолого-педагогического университета и Государственной классической академии имени Маймонида (г. Москва), и призывников, имеющих высшее или незаконченное высшее и среднее образование, в армейских частях, находящихся в Московской области. В исследовании приняли участие четыре группы — юноши (18—20 лет, 21—23 года), молодежь (25—29 лет) и мужчины зрелого возраста (30—45 лет).
Использовались методы математической статистики, применялись критерии U Манна Уитни, W Уилкоксона, Хи-квадрат Краскела-Уоллеса, корреляционный анализ, кластерный анализ. Обработка и анализ полученных результатов производились с помощью пакета статистических программ PASW Statistics 18.
Новизна и теоретическая значимость исследования.
Исследование проведено с особым контингентом — офицерами спецназа, регулярно включающимися в экстремальные ситуации, успешными в своей профессиональной деятельности и не имеющими феномена профессионального выгорания, а также курсантами военного вуза, готовящего офицеров специальных подразделений. Установлена специфика становления личности офицера спецназа в содержательном и динамическом планах. Показана большая обращенность данного контингента к экзистенциальным проблемам, по сравнению с представителями гражданских профессий. Прослежена динамика развития личностных диспозиций курсантов и офицеров от юности к зрелости: наиболее интенсивное становление в юности на этапе профессиональной подготовки и в молодости — в начале второго этапа профессионализации, т. е. этапа профессиональной деятельности. Полученные в исследовании данные расширяют представления о профессиональном самоопределении, профессионализации и развитии личности в онтогенезе, вносят вклад в психологию развития, акмеологию и психологию личности.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в исследовании, значимы для оптимизации процесса подготовки курсантов к овладению профессией офицера. Они должны учитываться в учебно-воспитательной работе, проводимой в военном вузе, в качестве эталона специалиста, достигаемого в ходе профессионализации. Полученные результаты могут быть использованы также в