Ермаков С. С. Соотношение динамики развития теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных младших школьников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский городской психолого-педагогический университет. — М., 2016. — 27 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=377100.
Аннотация:
В работе изучено соотношение динамики развития теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных младших школьников. Для диагностики были использованы: тест «Стандартные прогрессивные матрицы плюс Равена» (Д. К. Равен), «Тест умственного развития» (ТУР) (Г. П. Логинова), «Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ) (Г. П. Логинова), методики непредметной диагностики основ теоретического мышления: «Различие», «Игры в 3», «Почтальон» (А. З. Зак), методика предметной диагностики основ теоретического мышления младших школьников на материале темы сложения многозначных чисел с переходом через разряд (серия «Разрядность числа») и методика с неполными данными в содержании условий задачи (серия «Башня», В. А. Гуружапов). В выборку вошли 594 ученика 1—4 классов. Из них 378 учеников гимназии и 216 учеников средней общеобразовательной школы. Эксперимент проводился в период с сентября 2011 года по сентябрь 2013 года. Все испытуемые обследовались два раза с интервалом в один год. Анкетный опрос с целью получения экспертных оценок об изменении успешности в обучении учеников за учебный год, был проведен среди учителей 1—4 классов гимназии (7 человек). Было обнаружено, что одаренность младших школьников может быть диагностирована как с помощью тестов интеллекта, так и методы диагностики теоретического мышления. Также уровень развития теоретического мышления может быть рассмотрен как показатель одаренности. Связь между высокими показателями между теоретическим мышлением и общими интеллектуальными способностями является устойчивой на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Уровень развития теоретического мышления прогнозирует успех обучения у детей. Однако, это может быть связано с определенным возрастом. Этот вопрос требует отдельного изучения. Также методики диагностики теоретического мышления менее трудоемки, если сравнивать их с тестами интеллекта. Несмотря на то, что экспертные оценки (от учителей) совпадают с данными, которые были получены в ходе диагностики общих интеллектуальных способности, они недооценивают теоретическое мышление.
• Открыть карточку в Электронном каталоге:
377100