1 На правах рукописи
Еврасова Валентина Владимировна
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
(социальное воспитание, уровень профессионального образования)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва — 2012
2Работа выполнена на кафедре социальной педагогики
Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | кандидат педагогических наук, доцент Федоров Олег Геннадьевич |
Официальные оппоненты: | доктор педагогических наук, профессор Солодова Евгения Александровна, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, ведущий специалист ресурсного центра кандидат педагогических наук, доцент Конотоп Алла Викторовна, Военная академия РВСН им. Петра Великого, доцент кафедры акмеологии и кибернетики |
Ведущая организация: | Воронежский государственный универстет |
Защита состоится 12 апреля 2012 г. на заседании диссертационного совета Д 850.013.02 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 123290, г. Москва, Шелепихинская наб., д. 2А, аудитория 206А.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета
Автореферат разослан 11 марта 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | Федоров О. Г. |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Необходимость более эффективного использования воспитательных ресурсов вуза вызвана присоединением РФ к Болонскому процессу, а также принятием документа «Стратегия развития России до 2020 года», в котором одним из основных требований выступает ориентация на реализацию человеческого потенциала, на активизацию потенциала личности. К тому же каждый регион заинтересован в наличии у себя высококвалифицированных кадров, что связано с перспективами развития его инфраструктуры. В свою очередь это требует формирования более эффективной системы мотивации выпускников вуза на продолжение профессиональной деятельности в регионах. Как показывают результаты исследования, этого можно добиться реализацией воспитательных ресурсов вузов с учетом региональных особенностей, условий его развития. Региональная политика ориентирована на то, чтобы обеспечить подготовку специалистов для удовлетворения нужд региона, следовательно, обеспечивая подготовку будущих специалистов, необходимо развивать у них социальные потребности, мотивирующие удовлетворить свои специальные нужды, обусловленные осуществлением общественно значимых профессиональных функций в интересах своего региона. Учитывая, что формирование облика будущих специалистов является основной целью вуза, прежде всего, целесообразно сосредоточить внимание на реализации его воспитательных ресурсов, в том числе в отношении развития социальных потребностей у будущих специалистов, как одного из основных резервов повышения уровня их профессиональной подготовленности. Недостаточная социальная направленность подготовки специалистов в вузах технического профиля требует учета этого обстоятельства в исследовании.
Важность решения проблемы исследования продиктована и тем, что государственная политика в сфере образования предусматривает формирование творческой личности, рассматривая ее в качестве фактора экономического и социального прогресса общества («Национальная доктрина образования в РФ», ориентированная на период до 2025 г.; направления и основные мероприятия, утвержденные президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21.12.2005 г. и др.), необходимость разработки действенных механизмов и рациональных инструментов повышения эффективности управления региональными системами образования.
Определение степени разработанности исследуемой проблемы базируется на анализе научных источников по проблемам формирования социальных качеств личности, взаимодействия социальных институтов, использования потенциала образовательных учреждений по развитию личности, решению проблем социального воспитания личности, раскрытию социально-педагогических условий реализации воспитательных ресурсов образовательных учреждений.
Н. В. Шарковская исследовала формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования на основе структурно-функционального подхода, результатом которого является научная концепция социально-культурной активности личности. И. В. Бабурова доказала связь между традиционными национальными ценностями и ценностями общества потребления.
4С. И. Беленцов, рассматривая педагогические факторы, воздействующие на процесс развития гражданской активности школьников, обосновал взаимосвязь организации и содержания образовательного процесса с развитием и направленностью гражданской активности обучающихся, выработал рекомендации для продуктивного развития гражданской активности, которые могут послужить значимыми факторами развития социальных потребностей будущих специалистов. Поскольку неотъемлемыми условиями трансформации общества являются освоение людьми новых социальных навыков и развитие культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, роста динамики изменений (Г. П. Андронюк, Г. А. Антонюк, И. М. Бадаян, А. В. Батова, В. П. Богданова, В. А. Грищук и др.), должны меняться и направления интересов в сфере образования, предусматривающие развитие социальных потребностей на основе преобразований в образовательном пространстве вуза в целях формирования творческой социально активной личности как фактор экономического и социального развития. В исследованиях проблем развития информационной среды муниципальной системы образования (Н. А. Алексеев, Д. А. Белухин, Е. Д. Висангириева, С. С. Гиль, М. В. Груздев, С. Ф. Гребенщиков, Р. Р. Камалов, Т. В. Машарова, С. Я. Назиров, Н. Я. Стрельцова и др.) основной акцент делается на реализации идей личностно-ориентированного подхода как основы развития педагогических технологий, усиления роли воспитания, проектирования социокультурной среды. В решении задач развития социальных потребностей будущих специалистов следует опираться на исследования проблем территориальной организации профессионального образования, определяющих его место и роль в системе регионального развития и раскрывающих специфику развития муниципальных систем образования, чему посвящены работы А. Г. Егорова, А. П. Катровского, Н. П. Корнюшкина, В. П. Лариной, А. Б. Панькина, В. М. Петровичева, В. В. Маскина, Н. М. Павлова, Л. Д. Плотникова, И. И. Проданова, Н. И. Роговцевой, В. А. Штурбы и др.
Различные аспекты процесса регионализации образования, рассматриваемые в научной литературе, в некоторой степени отражают суть проблем реализации воспитательных ресурсов вуза для развития социальных потребностей будущих специалистов. В. А. Штурба характеризует регионализацию образования как фактор развития и социализации личности. В научных публикациях, затрагивающих проблемы формирования социально-педагогической компетентности субъектов образования, отмечаются условия и факторы, которые, с одной стороны, препятствуют развитию системы образования, с другой — обращают внимание на возможных направлениях их эффективного использования на основе реализации потенциала социальной среды, повышения социально-педагогической и информационной культуры педагогических кадров (Г. П. Андреев, И. В. Власюк, Г. В. Давлекамова, Ю. А. Ефимов, Ф. А. Ильдархамова, Б. Т. Хакимов и др.). Сложность синтеза этих процессов дает основание предположить о наличии существенных противоречий и проблем.
Анализ научных источников информации по исследуемой проблеме позволил выявить ряд противоречий:
между необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов технического профиля для региона и недостаточным развитием у них социальных потребностей;
5между современными требованиями, предъявляемыми к развитию социальных потребностей будущих специалистов, и отсутствием эффективных научных механизмов их разрешения с использованием воспитательных ресурсов вуза и др.
В целом, несмотря на разработанность отдельных аспектов реализации потенциала вуза и развития социальных ориентаций специалистов, в настоящее время отсутствует комплексное исследование вопросов, связанных с реализацией воспитательных ресурсов вуза технического профиля для развития социальных потребностей будущих специалистов, что дает основание судить об актуальности темы исследования.
Научная задача исследования заключается в обосновании воспитательных ресурсов развития социальных потребностей у будущих специалистов в условиях вуза технического профиля.
Объект исследования — процесс развития социальных потребностей у будущих специалистов в вузе технического профиля.
Предмет исследования — воспитательные ресурсы развития социальных потребностей у будущих специалистов в вузе технического профиля.
Цель исследования — выявить и обосновать воспитательные ресурсы развития социальных потребностей у будущих специалистов в вузе технического профиля, а также социально-педагогические условия их реализации в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятийно-категориальный аппарат исследования в области реализации воспитательных ресурсов развития социальных потребностей будущих специалистов.
2. Выявить и обосновать воспитательные ресурсы развития социальных потребностей у будущих специалистов в вузе технического профиля и провести их классификацию.
3. Разработать и обосновать модель реализации воспитательных ресурсов вуза технического профиля для развития социальных потребностей будущего специалиста.
4. Выявить и обосновать социально-педагогические условия реализации воспитательных ресурсов развития социальных потребностей будущего специалиста в условиях вуза технического профиля.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто положение о том, что продуктивность развития социальных потребностей будущего специалиста в вузах технического профиля находится в зависимости от решения взаимообусловленных задач реализации воспитательных ресурсов вуза с учетом социально-педагогических условий осуществления этой работы и будет продуктивным, если:
будущие специалисты вуза включены в социально значимые виды деятельности;
обеспечено развитие социально-педагогической компетентности педагогов вуза технического профиля;
предусмотрено стимулирование наставничества как средства реализации воспитательных ресурсов вуза.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области решения проблем образования
6(Н. А. Алексеева, Н. Ю. Клименко, Р. М. Кудиченко, А. С. Мещеряков, Л. Е. Никитина и др.), использования социальной среды, потенциала социума в развитии личности (Т. Г. Бортникова, В. Г. Бочарова, С. С. Гиль, Д. Е. Иванов, В. С. Торохтий и др.), социально-педагогических проблем развития образовательного пространства и региональных аспектов организации образовательной деятельности (Г. П. Андреева, С. Б. Бритжатова, М. Д. Горячев, Ю. И. Калиновский, В. П. Ларина, О. М. Чоросова, Н. М. Швецов и др.), функционального преобразования деятельности образовательных учреждений (Л. П. Пачикова, А. В. Пономарев и др.), прогнозирования и проектирования образовательного пространства и развития специалистов (Л. Н. Глебова, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, М. Н. Невзоров и др.); социально-педагогического обеспечения и сопровождения профессионального развития специалистов (Л. А. Саенко, А. И. Тимонин и др.), системного подхода как общенаучного метода познания (В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, Ю. Н. Галагузова, Г. Д. Вак, В. Н. Корчагин, Г. М. Ильмушкин и др.), решения проблем профессиональной ориентации (О. И. Кононогова, Е. Ю. Пряжникова, М. М. Траскунова, И. И. Холодцова и др.), теории проектирования и управления образованием и педагогическими системами (В. Н. Корчагин, В. Г. Михайловский, В. Н. Новиков, И. П. Подласый, Н. П. Поличка, В. Е. Родионов, Г. Н. Швецова и др.), теории развития личности в процессе образования и социализации (Е. А. Крюкова, А. В. Мудрик, И. Н. Пашковская, Д. В. Шамсутдинова и др.), развития специалистов в условиях уровневой системы высшего профессионального образования (И. В. Лушина), формирования профессиональной компетентности специалиста в условиях информатизации образования (Т. А. Матвеева), воспитания современного специалиста в условиях социокультурных изменений (А. В. Пономарев).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, социологической, психологической, педагогической и научно-методической литературы по исследуемым проблемам, изучение нормативных правовых документов, синтез получаемых материалов, моделирование); констатирующие (изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта в области развития образования; анализ содержания образовательных программ с учетом социально-педагогического аспекта; анализ кадровой ситуации в образовательных учреждениях региона); экспериментальные (наблюдение, в том числе включенное, различные виды социологических опросов, контент-анализ, диагностические методы, включая обобщение независимых экспертных оценок, данных взаимо- и самооценки, математические методы обработки собранного материала, педагогический эксперимент).
Исследовательской базой являлись образовательные учреждения Смоленской области. Работа строилась на исследованиях применительно к теме диссертации, проводимых в течение 11 лет, условно в три основных этапа. Первый этап исследования (2000—2004 гг.) — ориентирован на определение исходных параметров объекта и исследуемых явлений: изучались результаты научных исследований, источники по указанной проблеме, определена степень разработанности проблемы, выдвинута рабочая гипотеза исследования, обоснована актуальность и определены задачи исследования. На втором этапе (2004—2010 гг.) — осуществлено исследование особенностей региональной системы образования, вузов различных