Описание
Корепанова И. А. Структура и содержание зоны ближайшего развития ребенка в процессе становления предметного действия: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. — М., 2004. — 196 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=81235.
Рубрики:
• Детская психология → Общие проблемы детской психологии
Аннотация:
В работе на основе анализа теоретических и экспериментальных исследований зоны ближайшего развития (ЗБР) выделены и систематизированы компоненты актуального уровня развития — обучаемость, минимальная компетенция, уровень выполнения действия, способность к сокращению действия. Данное исследование расширяет содержание понятия ЗБР. Оно позволяет дифференцировать уровень актуального развития ребенка, а также, благодаря использованию концепции совокупного действия — расширить пространство ЗБР, включив в него не только овладение ребенком операционально-технической стороной предметного действия, но и осознание им смысла действия, как направленного на другого человека. В классической концепции Л. С. Выготского ЗБР определяется дозированной помощью взрослого в виде подсказок, наводящих вопросов и тому подобное. Данное исследование показывает, что помощь не сводится только к этому. Она включает в себя реализованную в различных позициях взрослого актуализацию активности самого ребенка по освоению им нового предметного действия (ориентация на схему действия, реальные и викарные пробы, различные типы речевых высказываний, скоростные и временные особенности действия). Материалы исследования могут быть использованы для диагностической работы с детьми в ПМСЦ, в ЦППРиК, в коррекционных школах, в группах развития. На основе результатов диссертационного исследования была подготовлена программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для начальных классов специальных коррекционных школ VIII вида.
В работе на основе анализа теоретических и экспериментальных исследований зоны ближайшего развития (ЗБР) выделены и систематизированы компоненты актуального уровня развития — обучаемость, минимальная компетенция, уровень выполнения действия, способность к сокращению действия. Данное исследование расширяет содержание понятия ЗБР. Оно позволяет дифференцировать уровень актуального развития ребенка, а также, благодаря использованию концепции совокупного действия — расширить пространство ЗБР, включив в него не только овладение ребенком операционально-технической стороной предметного действия, но и осознание им смысла действия, как направленного на другого человека. В классической концепции Л. С. Выготского ЗБР определяется дозированной помощью взрослого в виде подсказок, наводящих вопросов и тому подобное. Данное исследование показывает, что помощь не сводится только к этому. Она включает в себя реализованную в различных позициях взрослого актуализацию активности самого ребенка по освоению им нового предметного действия (ориентация на схему действия, реальные и викарные пробы, различные типы речевых высказываний, скоростные и временные особенности действия). Материалы исследования могут быть использованы для диагностической работы с детьми в ПМСЦ, в ЦППРиК, в коррекционных школах, в группах развития. На основе результатов диссертационного исследования была подготовлена программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для начальных классов специальных коррекционных школ VIII вида.
• Открыть карточку в Электронном каталоге: 81235