Лавров А. М. Развитие профессионального долга обучающихся военного вуза формами социального воспитания: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. Наук / Московский государственный психолого-педагогический университет. — М., 2013. — 25 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=230517.
Аннотация:
Актуальность темы исследования обусловлена проблемами патриотического и нравственного воспитания в условиях реформирования образования в России. Особого внимания требует подготовка молодежи к военной службе и воспитание будущих офицеров. Потенциал форм социального воспитания в развитии профессионального долга также остается недостаточно изученным в современной педагогической теории. Для его изучения было проведено настоящее исследование. Всего в исследовании приняло участие 220 обучающихся и 50 экспертов, которые являлись руководителями факультетов, сотрудниками отделов воспитательной работы, культурно-досуговых центров, профессорско-преподавательским составом, представителями общественных организаций Голицынского, Московского, Калининградского пограничных институтов, а также Московского городского психолого-педагогического университета. Они заполняли анкету, которая выявляет средний показатель значимости для обучающихся критериев развития профессионального долга. Далее был проведен формирующий эксперимент на базе Голицынского пограничного института. Были сформированы две одинаковые группы (2 курс, 20 человек в каждой). В начале эксперимента они отвечали на вопросы анкеты. Затем на них воздействовали комплексом форм социального воспитания. По результатам исследования было выявлено, что уровень исследуемого признака в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Автор делает вывод, что формирование профессионального долга у курсантов военных вузов через формы социального воспитания — целенаправленный организованный социально-педагогический процесс. Он предполагает подготовку специалистов для военных кафедр на основе использования преобразующих воспитательных возможностей. Для повышения эффективности этого процесса могут быть реализованы различные формы социального воспитания, такие как вовлечение студентов в социально значимую профессиональную деятельность, участие в военно-патриотических акциях, взаимодействие с ветеранскими и молодежными организациями, следование идеалам профессионализма. Профессиональный долг включает в себя нравственный, деятельностный, волевой, социальные компоненты и формируется через всю систему социального воспитания.
• Открыть карточку в Электронном каталоге:
230517