0 На правах рукописи
Меламед Денис Леонидович
Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности
разностатусных студентов вуза
19.00.05 — социальная психология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2011
1Работа выполнена на кафедре теоретических основ социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, доцент Крушельницкая Ольга Борисовна
Официальные оппоненты:
доктор психологических наук Шульга Татьяна Ивановна, профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета;
кандидат психологических наук Погодина Алла Васильевна, профессор кафедры психологии управления МГППУ
Ведущая организация: Институт психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета
Защита состоится 27 октября 2011 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: Москва, ул. Сретенка, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан «____» _________________ 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | Кулагина И. Ю. |
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью оптимизации мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих психологов. Исследование различных аспектов мотивации учения студентов имеет большое значение для повышения эффективности вузовского образования. Существует необходимость в глубоком понимании её различных оснований, в том числе — и социально-психологических. В данном случае, на наш взгляд, целесообразно говорить не столько об учебной, сколько об учебно-профессиональной мотивации, так как именно готовность студента — будущего специалиста к решению профессиональных задач является целью высшего образования.
Социально-психологические особенности жизнедеятельности учащихся вузов и студенческих групп изучались многими исследователями (Н. А. Бакшаева, А. А. Бодалев, А. А. Вербицкий, Б. С. Волков, В. А. Ильин, Л. А. Кандыбович, В. Я. Ляудис, И. С. Кон, Ю. М. Кондратьев, М. Ю. Кондратьев, И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, А. В. Погодина, А. А. Реан, М. Е. Сачкова, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). Однако особенности мотивации учения, связанные со спецификой системы межличностных отношений учащихся, редко становятся предметом психологических исследований. В то же время, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того значимого для личности социального слоя (группы, общности), представителем которого она является. Как показывает анализ научной литературы, социально-психологические особенности учебной и учебно-профессиональной деятельности могут быть важной детерминантой ее мотивации.
Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности изучались в работах многих отечественных и зарубежных исследователей (В. Апельт, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Р. С. Немов, Е. П. Ильин, В. Я. Кикоть, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Г. А. Мухина, Н. В. Нестерова, А. Н. Печников, Х. Хекхаузен, Г. И. Щукина, П. М. Якобсон, В. А. Якунин и др.). В большинстве работ исследователи сосредотачивались на изучении влияния педагога и содержания учебных материалов на формирование мотивации учения. Наиболее изученной на данный момент является учебная мотивация школьников. Меньше внимания уделяется
3изучению мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза.
Мотивация учебно-профессиональной деятельности студента может быть представлена как соотнесение целей, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности его личности (М. В. Овчинников, А. К. Маркова). Высокая мотивированность студента выражается в принятии им целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. При изучении мотивации учебно-профессиональной деятельности необходимо рассмотрение вопроса о её структуре. Понятие «структура мотивации» применяется, когда речь идет о доминировании, иерархии каких-либо мотивов, выделении их основных групп и подгрупп (В. А. Бодров, Л. И. Божович, А. К. Маркова, М. В. Овчинников и др.). Иерархическая мотивационная структура определяет направленность личности студента, которая может приобретать различный характер в зависимости от того, какие именно мотивы становятся в тот или иной момент для него доминирующими.
Обобщая подходы к структурированию мотивации учения студентов, наряду с профессиональными, в ней можно выделить сопутствующие профессиональному становлению учащихся компоненты, набор и выраженность которых могут зависеть не только от индивидуально-психологических и личностных особенностей студентов, но также от характера взаимоотношений учащихся в группе, а также социально-психологических характеристик самих учебных групп.
Как и любой другой вид мотивации, учебно-профессиональная мотивация студентов определяется рядом специфических для этой деятельности факторов: образовательной системой, вузом; организацией образовательного процесса и т. д. Учебно-профессиональная мотивация студентов в значительной мере определяется и социально-психологическими условиями взаимоотношений субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, представителей администрации и т. д.). Однако связь учебной мотивации с особенностями системы межличностных отношений студентов и объединяющих их учебных групп является недостаточно изученной.
Вышесказанное обосновывает актуальность темы настоящего диссертационного исследования, позволяет определить его цель, сформулировать гипотезы и задачи работы.
4 Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи мотивационного профиля учебно-профессиональной деятельности студентов психологического факультета и их статуса в учебной группе.
Объект исследования: социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов психологического факультета.
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей учебно-профессиональной мотивации студентов и их статусного положения в учебной группе.
Согласно основной гипотезе, существует значимая взаимосвязь профиля мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов с их статусом в учебной группе, причем характер этой взаимосвязи различен в соответствии с этапом развития группы.
Для проверки основной гипотезы были сформулированы следующие частные гипотезы:
1. Высокостатусные студенты, как правило, обладают наиболее выраженной мотивацией учебно-профессиональной деятельности по большинству ее компонентов, а низкостатусные — наименьшей. При этом в мотивационном профиле высокостатусных и низкостатусных студентов преобладает направленность на самореализацию, у среднестатусных — коммуникативные мотивы.
2. Мотивационный профиль учебно-профессиональной деятельности обусловлен не только индивидуально-психологическими и социально-психологическими закономерностями студентов, но и особенностями этапа их обучения в вузе. В мотивационном профиле первокурсников доминируют мотивы профессиональные и коммуникативные. На этапе середины обучения (3 курс) доминирующим мотивом является личностная самореализация. На этапе специализации (4 курс) в наибольшей степени у студентов выражена направленность на мотивы личностной и профессиональной самореализации.
3. Существует значимая связь особенностей мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов с ценностно-ориентационным единством объединяющей их группы. Чем выше сплоченность мнений членов студенческой группы относительно
5важнейших целей вузовского образования, тем более сходны между собой профили учебно-профессиональной мотивации разностатусных студентов.
Задачи исследования
1. С помощью теоретического анализа изложенных в научной литературе основных подходов к рассматриваемой проблематике, выделить базовый понятийно-терминологический аппарат исследования.
2. На основании теоретического анализа проблемы сформулировать гипотезы диссертационной работы, разработать программу эмпирического исследования и подобрать для него необходимые методические средства.
3. С помощью эмпирического исследования определить особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности разностатусных студентов психологического факультета.
4. Выявить особенности мотивационного профиля студентов-психологов в связи с этапом их обучения в вузе.
5. Изучить особенности мотивации студентов-психологов, обучающихся в группах с различными показателями ценностно-ориентационного единства.
Методологической основой исследования являются принципы развития, гуманизма, системности, единства внешнего и внутреннего в формировании психологических явлений; деятельностный подход к исследованию личности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.); теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе (А. В. Петровский), теория отношений личности (В. Н. Мясищев), трехфакторная модель «значимого другого» (А. В. Петровский). Кроме того, теоретическими основаниями данной работы явились результаты изучения интрагрупповой структуры реальных контактных групп целым рядом исследователей (Ю. Е. Алешина, Н. С. Жеребова, Я. Л. Коломинский, М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев, А. С. Коноводова, Р. Л. Кричевский, О. Б. Крушельницкая, Н. Н. Обозов, М. Е. Сачкова, А. В. Сидоренков и др.), результаты исследований мотивационно-потребностных компонентов учебной и учебно-профессиональной деятельности (В. Апельт, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Е. П. Ильин, В. Я. Кикоть, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова,