На правах рукописи
Метелькова Елена Ивановна
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
19.00.13 — Психология развития, акмеология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Москва — 2010
Работа выполнена на кафедре «Педагогическая психология»
Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО |
| Рубцов Виталий Владимирович |
Официальные оппоненты: | доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. |
| Деркач Анатолий Алексеевич |
| кандидат психологических наук, доцент, директор ГОУ Центр диагностики и консультирования «Участие» Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы |
| Буланова Ольга Евгеньевна |
Ведущая организация: | Московский городской педагогический университет |
Защита состоится «23» сентября 2010 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан «20» августа 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | | Кулагина И. Ю. |
1 Общая характеристика работы
Актуальность исследования. С середины 80-х годов отечественная система образования стала развиваться в направлении демократизации: появилась вариативность образования, возникли инновационные движения. В системе образования создается психологическая служба (далее — Служба) с целью психологической поддержки и психологической защиты детства, введения растущего человека в социальные институты современного общества.
Деятельность Службы направлена на реализацию основных принципов государственной политики в области образования, которые основываются на приоритетах общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования, адекватности образования уровням развития и подготовки обучающихся и воспитанников. Этим обусловлены основные задачи психологической службы образования: эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного развития ребенка с учетом его возрастных, психофизиологических и гендерных особенностей, особенностей его поведения, мотивов и способностей; интеграция в образовательном пространстве линий личностного, культурного и профессионального развития; привлечение к решению проблем обучения, развития и воспитания ребенка института семьи.
Известно, что несвоевременная оценка возможных рисков и недостаточная профилактика проблем в развитии и воспитании ребенка, возникающих на этапе детства, оборачиваются невосполнимыми потерями во взрослом возрасте и проявляются в ряде негативных социальных феноменов — ксенофобии, утрате толерантности, возникновении криминального и зависимого поведения, несамостоятельности, безынициативности, нетворческом отношении к жизни и пр.
Обращение к ресурсам Службы в системе образования является в настоящее время закономерным. Ее возможности и ресурсы способны стать полноценной основой формирования уникальной атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех субъектов образовательного процесса. Именно ресурсы Службы выступают источником развития современного образования, достижения его главной цели — модернизации системы обучения и воспитания молодого поколения страны.
Понимание Службы как ресурса ориентировано на выявление и изучение тех возможностей развития образования, которыми обладает сама Служба и которые
2позволяют ей успешно справляться с трудными ситуациями, возникающими в той или иной сфере ее деятельности, и одновременно подниматься на новую ступень, приобретая качества инновационного фактора модернизации системы образования. Важность исследования ресурсного потенциала Службы в контексте решения приоритетных задач современного образования России определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: анализ деятельности Службы в контексте развития отечественного образования и разработка рекомендаций по модернизации Службы как ресурса этого развития.
Объект исследования: Служба практической психологии в системе образования Российской Федерации.
Предмет исследования: Служба как ресурс развития современного образования. Готовность специалистов (педагогов-психологов) Службы практической психологии к решению приоритетных задач образования.
Гипотезы исследования:
1. Служба является ресурсом развития образования в том случае, если она нацелена на решение приоритетных задач образования, обеспечивает высвобождение запасов (социальных, познавательных, деятельностных) творческой энергии личности, образовательных организаций и общества в целом. Реализация ресурсов Службы, и, соответственно, ее эффективность зависят от организационно-управленческого, материально-технического, методического, технологического, кадрового обеспечения ее деятельности.
2. Ресурсы Службы опосредуются личностными особенностями педагогов-психологов, их профессиональной компетентностью и мотивационной готовностью к конструированию взаимодействий всех участников образовательного процесса (специалисты, ребенок, семья), в результате которых будет достигаться максимальный синергетический эффект, социализация взрослых и детей.
3. Профессиональное взаимодействие педагогов-психологов со специалистами смежных областей, других учреждений и ведомств создает комфортную образовательно-культурную среду, благоприятную для развития и воспитания детей, раскрытия творческих возможностей и высвобождения творческой энергии всех участников образовательного процесса.
3 Задачи исследования:
— проанализировать основные результаты научных исследований, посвященных вопросам развития и функционирования Службы в системе отечественного образования;
— на основе анализа нормативных правовых документов в сфере образования выделить и систематизировать приоритетные социальные задачи системы образования, эффективность решения которых может быть достигнута за счет использования ресурса Службы;
— изучить актуальное состояние Службы (организационный, материально-технический, управленческий, кадровый потенциал, объем и спектр психологических услуг, основных направлений, видов и форм деятельности) с точки зрения реализации ее ресурсов при решении приоритетных социальных задач;
— разработать концепцию и стратегию развития Службы практической психологии образования в стране, предложить организационно — управленческую модель и критерии оценки эффективности работы Службы;
— разработать рекомендации по повышению эффективности Службы как ресурса развития системы образования.
Методологическая основа исследования: общенаучный системный подход (Ананьев Б. Г., Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Шадриков В. Д.); психологическая теория деятельности (Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Давыдов В. В.); фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии развития (Божович Л. И., Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Давыдов В. В., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Петровский А. В., Эльконин Д. Б. и др.), основы практической психологии в контексте деятельности Службы (Асмолов А. Г., Бабанский Ю. К., Вяткин Б. А., Деркач А. А., Дубровина И. В., Забродин Ю. М., Иванников В. А., Кузьмина Н. В., Лисина М. И., Обозов Н. Н., Прихожан А. М., Реан А. А., Рубцов В. В., Салмина Н. Г., Шадриков В. Д. и др.).
Методы и база диссертационного исследования: в исследовании применялся комплекс взаимодополняемых методов — теоретический анализ монографических и диссертационных исследований, статей и других научных публикаций, отражающих состояние, проблемы организации и деятельности Службы; анализ нормативно-правовой базы и опыта функционирования Службы; анкетирование; анализ и обобщение статистических данных; разработка концепции,
4программы организации и проведения всероссийского мониторинга; теоретическое моделирование единой структуры Службы.
В эмпирическом исследовании приняли участие 7 000 педагогов-психологов из 45 субъектов 8-ми федеральных округов Российской Федерации. База исследования включает статистические данные о развитии Службы в России, материалы конференций, симпозиумов, семинаров по данной проблематике за 1990—2010 гг., данные региональных и общероссийского мониторингов, проведенных в 2000—2009 гг. Обработка данных эмпирического исследования проводилась с помощью статистического пакета SPSS for Windows 14.0.
Научная новизна исследования. Впервые проведен анализ Службы как ресурса развития системы современного образования. Исследован ресурсный потенциал Службы в контексте решения приоритетных задач образования России.
На основе социально-психологического, педагогического и акмеологического анализа образовательного процесса выявлены феномены, объективирующие эффективность профессиональной деятельности педагога-психолога. Обосновано понимание процесса профессионализации педагогов — психологов как развитие системы их взаимодействия со специалистами смежных областей, других учреждений, ведомств, — благодаря чему создается профессионально-культурная среда для организации позитивных условий развития детей, для эффективного предупреждения и решения проблем детства.
Разработана оригинальная целостная Концепция развития национальной системы психологического обеспечения образования. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность Службы, впервые проанализированы с точки зрения перспектив ее дальнейшего развития. Предложена теоретическая организационно-управленческая модель Службы и определены критерии оценки деятельности Службы. Подготовлены и апробированы рекомендации по повышению эффективности Службы как ресурса развития образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретической модели и уточнении представлений о внутренних механизмах функционирования Службы как системы социальной практики, в рамках которой педагоги-психологи решают задачи образования на основе достижений современной психологической науки, что способствует углублению теоретических основ данной области научного знания. Выделены направления деятельности
5Службы, которые определяют основной ресурсный потенциал Службы, эффективный для развития и модернизации системы образования:
— психологическое обеспечение индивидуализации образования;
— обоснование и создание адекватных образовательных возможностей для всех обучающихся;
— создание благоприятных психолого-педагогических и социальных условий для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса;
— усиление гуманитарного и гуманистического направлений, культурных и этических аспектов образовательного процесса.
Результаты исследования, позволяющие более полно осознать феномены, которые можно рассматривать в качестве развивающих ресурсов образования, значимы для дальнейшего развития научных основ деятельности Службы.
Практическая значимость работы. Предложенная организационно-психологическая модель и критерии эффективности работы Службы могут стать основой эффективного управления при планировании развития Службы, повышении эффективности ее деятельности, а также разработке региональных социальных проектов, программ профессиональной подготовки педагогов-психологов для системы образования и постдипломного сопровождения по направлению «Психолого-педагогическое образование» [050400]. Основные результаты исследования используются при подготовке методических материалов и рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
Достоверность выводов обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических предположений, внутренней логикой исследования, применением надежных и апробированных методов, адекватных сущности изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом полученных данных с использованием методов математической статистики.
Апробация результатов исследования: Теоретические и эмпирические результаты диссертационного исследования обсуждались на II Национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный
6опыт» (г. Москва, 13—15 декабря 2005 г.); III Национальной научно-практической конференции «Психология образования: социально-правовые и культурно-исторические аспекты» (г. Москва 12—14 декабря 2006 г.); Всероссийском семинаре-совещании руководителей образовательных учреждений профессионального образования и руководителей психологических служб «Проблемы развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования России» (г. Москва 14—15 июня 2006 г.); Всероссийском совещании по проблемам организации и управления службой практической психологии в системе образования Российской Федерации (г. Туапсе Краснодарского края (ВДЦ «Орленок»), 4—9 октября 2006 г.); IV Национальной научно-практическая конференция «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (г. Москва, 3—15 декабря 2007 г.); Всероссийской конференции «Роль психологической службы учреждений профессионального образования в реализации стратегии государственной молодежной политики» (г. Москва, 6—7 июня 2007 г.); Всероссийском семинаре-совещании руководителей ППМСЦ «Нормативное правовое обеспечение деятельности ППМС-центров в условиях перехода на подушевое финансирование» (г. Самара, 13—15 февраля 2008 г.); Всероссийском семинаре-совещании «Актуальные вопросы деятельности ППМС-центров» (г. Туапсе Краснодарского края, ВДЦ «Орленок», 22—25 апреля 2008 г.); Фестивале психологических служб «Комплексная психолого-педагогическая и медико-социально-правовая помощь в условиях образовательного учреждения» (Сочи, 29 сентября — 4 октября 2008 г.); Всероссийском съезде психологов образования «Психология и современное российское образование» (Москва, 8—12 декабря 2008 г.); V Национальной научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» (Москва, 27—29 января 2010 г.); докладывались на заседаниях кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета (Москва, 2005—2009 гг.). Материалы исследования нашли отражение в опубликованных работах автора.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ресурсы Службы в контексте ее влияния на развитие образования представляют собой сложный психолого-педагогический феномен, складывающийся в интегрированном пространстве отношений и взаимодействий детей