Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Описание
Новикова С. И. Природа индивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах внимания у детей в возрасте 5—6 лет: исследование близнецов: Дис. на соиск. уч. степени канд. психолог. наук. / Моск. гор. психолого-пед. ун-т — М., 2008. — 178 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=78359.
Рубрики:

 • Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Медицинская психология

 • Диссертации

Аннотация:
В настоящей работе на основании функционально-топографического подхода была исследована возрастная специфика частотных границ основных ритмов ЭЭГ (дельта, тета, альфа) у детей в возрасте 5-6 лет. Использование выделенных параметров ЭЭГ в дальнейших исследованиях детей дошкольного возраста повысит эффективность применения метода ЭЭГ в возрастной психофизиологии и возрастной психогенетике. Была обнаружена возрастная специфика функциональной реактивности альфа- и тета-ритмов у дошкольников при устойчивом зрительном внимании и социальной (речевой) стимуляции. Одной из важных возрастных особенностей детей этого возраста в сравнении со взрослыми людьми и младенцами является высокий уровень относительной синхронизации тета-осцилляций ЭЭГ в теменно-височно-затылочных областях коры мозга в ситуациях устойчивого внимания к речи взрослого. В контексте имеющихся данных литературы о роли активации распределённой тета-системы внимания эта особенность организации речевого внимания указывает на особую важность речевого канала в процессах пластических изменений нейронных сетей мозга у детей в предшкольном возрасте, обучения и развития ребёнка. Было показано, что у детей дошкольного возраста спектральные параметры альфа- и тета-ритмов ЭЭГ являются устойчивыми индивидуальными характеристиками не только в состоянии «покоя», но и при функциональных состояниях, вовлекающих механизмы регуляции внимания. Было экспериментально подтверждено важное теоретическое положение о том, что индивидуальные особенности в организации нейрофизиологических механизмов внимания существенно влияют на уровень интеллекта. Подтвердилось предположение, что индивидуальные особенности функционирования лимбико-кортикальной системы, обеспечивающей удержание мишени внимания, могут влиять на успешность решения ребёнком новых проблем и опосредованно проявляться в оценках его когнитивных способностей. Данный вывод работы имеет важное теоретическое значение, поскольку в предыдущих исследованиях детской ЭЭГ высокий уровень общей синхронизации тета-ритма рассматривался исключительно как признак незрелости или даже патологии мозга ребенка. Впервые было обнаружено, что у детей с типичным развитием высокая относительная амплитуда тета-ритма ЭЭГ в ассоциативных областях коры мозга при внимании - черта индивидуальности ребёнка, благоприятная для его когнитивного развития.
 • Открыть карточку в Электронном каталоге: 78359
Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/NPi-001/dNPi-001.htm