Описание
Обухова Е. Ю. Регуляция внимания у детей 5—7 лет здоровых и с нарушениями развития: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. — М., 2009. — 163 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=78368.
Рубрики:
• Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Медицинская психология
Аннотация:
В настоящей работе впервые модульный подход к пониманию системы внимания был применен к детям дошкольного возраста. Полученные данные свидетельствуют о том, что в период от 5 до 7 лет происходит интенсивное созревание систем регуляции внимания, и показывают, что у детей в предшкольном периоде развития в равной степени улучшается выполнение разных типов простых и сложных задач «на длительное поддержание избирательного внимания», в том числе и тех, которые не требуют подключения функций исполнительного модуля. Была выявлена неравномерность развития отдельных операций исполнительного модуля внимания у дошкольников. В работе экспериментально подтверждено важное теоретическое положение о том, что индивидуальные различия в организации механизмов внимания существенно влияют на оценку общего уровня интеллекта детей дошкольного возраста. Полученные результаты показывают, что в конвенциональных оценках интеллекта ребенка 5-7 лет отражаются не только возможности обработки информации, но и сформированность мозговых систем контроля внимания. Подтверждено, что парциальный дефицит фронтальной операции контроля интерференции является ядерным нарушением при данном заболевании. Результаты исследования свидетельствуют об отсутствии дефицита исполнительного модуля внимания у больных аутизмом без выраженной задержки интеллектуального развития и опровергают интерпретации данных целого ряда исследований в этой области.
В настоящей работе впервые модульный подход к пониманию системы внимания был применен к детям дошкольного возраста. Полученные данные свидетельствуют о том, что в период от 5 до 7 лет происходит интенсивное созревание систем регуляции внимания, и показывают, что у детей в предшкольном периоде развития в равной степени улучшается выполнение разных типов простых и сложных задач «на длительное поддержание избирательного внимания», в том числе и тех, которые не требуют подключения функций исполнительного модуля. Была выявлена неравномерность развития отдельных операций исполнительного модуля внимания у дошкольников. В работе экспериментально подтверждено важное теоретическое положение о том, что индивидуальные различия в организации механизмов внимания существенно влияют на оценку общего уровня интеллекта детей дошкольного возраста. Полученные результаты показывают, что в конвенциональных оценках интеллекта ребенка 5-7 лет отражаются не только возможности обработки информации, но и сформированность мозговых систем контроля внимания. Подтверждено, что парциальный дефицит фронтальной операции контроля интерференции является ядерным нарушением при данном заболевании. Результаты исследования свидетельствуют об отсутствии дефицита исполнительного модуля внимания у больных аутизмом без выраженной задержки интеллектуального развития и опровергают интерпретации данных целого ряда исследований в этой области.
• Открыть карточку в Электронном каталоге: 78368