1 На правах рукописи
Орлова Кристина Михайловна
ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗ РЕБЕНКА У СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ: КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
19.00.13 — Психология развития, акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2015
2Работа выполнена на кафедре возрастной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | кандидат психологических наук Авдеева Наталия Николаевна |
Официальные оппоненты: | Собкин Владимир Самуилович доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор Института социологии образования РАО |
Захарова Елена Игоревна кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова |
Ведущая организация: | Российский государственный гуманитарный университет |
Защита диссертации состоится 29 января 2015 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета, на сайте Московского городского психолого-педагогического университета (http://мгппу.рф)
Автореферат разослан « » декабря 2014 года
Ученый секретарь диссертационного совета | Кулагина И. Ю. |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Исследование посвящено сравнительному анализу образа ребенка и целей воспитания у современных родителей в двух культурах — российской и западноевропейской (Швейцария).
Актуальность темы исследования. Цели родительского воспитания в разных культурах имеют особенности, обусловленные многими факторами — историческими, религиозными, политическими, культурными, климатическими, природно-географическими и т. д. Воздействие конкретной социальной среды накладывает отпечаток на развитие и формирование молодого поколения, а семейная среда создает исходную систему ценностей и поведенческих моделей ребенка. В современном мире родителям трудно определить, чему учить ребенка, на что его ориентировать, какие качества могут понадобиться в мире, который непредсказуемо быстро меняется и будет другим, когда дети вырастут. На что опираются родители? Какие ценности воспитания для них важны? Каким они видят своего ребенка? К чему они будут его готовить? Ответы на эти вопросы позволят прояснить современную социокультурную ситуацию развития детей.
Однако на сегодняшний день в нашей стране недостаточно исследований, посвященных изучению тех целей и ценностных ориентиров, на которые опираются сами родители при воспитании подрастающих сегодня детей, а также исследований, посвященных сравнению целей воспитания российских родителей с целями воспитания родителей из других стран.
В поликультурном мире с интенсивными межкультурными коммуникациями между народами обращает на себя внимание не только проблема сохранения собственных культурных ценностей, но и приобщение к ценностям других народов. Будут ли в будущем поколения, живущие в разных странах, понимать и воспринимать ценности друг друга? В условиях расширения и обогащения межкультурного общения возникает потребность в сравнительных психолого-педагогических исследованиях воспитания и развития ребенка в разных странах. Одновременно в российском обществе усиливается интерес к воспитанию молодого поколения с учетом исконно-российских исторически сложившихся ценностей и традиций. Отсутствие в отечественной психологии исследований, посвященных выявлению ориентиров и целей современного семейного воспитания, в том числе кросс-культурных, предопределило тему и актуальность предпринятого нами диссертационного исследования.
4 Цель исследования: сравнить особенности, цели и ценности воспитания детей современными родителями в двух странах: России и Швейцарии.
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: образ ребенка и ориентиры воспитания у современных родителей в России и Швейцарии.
Общая гипотеза исследования: ориентиры семейного воспитания в России и Швейцарии имеют как общие, так и специфические особенности. Общность связана с необходимостью подготовить ребенка к быстро меняющемуся миру. Различия обусловлены культурно-специфическими особенностями социализации ребенка в конкретных культурно-исторических условиях.
Частные гипотезы исследования:
1. Общие ориентиры для родителей в обеих странах определяются необходимостью воспитания у ребенка таких качеств личности, как ответственность, целеустремленность, нравственность, которые присущи каждой культуре, и которые позволят ребенку успешно осуществить программу собственной жизни в быстро меняющемся мире.
2. Различия в ориентирах воспитания в разных культурах проявляются в представлениях родителей о целях и ценностях воспитания, о гендерных аспектах воспитания, в контроле поведения ребенка и др.
3. Образ ребенка у родителей в Москве и Женеве зависит от ценностных ориентаций родителей, традиций воспитания в двух культурах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования, включающую философский, антропологический, культурологический, психологический, педагогический аспекты воспитания и развития личности ребенка.
2. Разработать и апробировать комплекс исследовательских методик.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление ориентиров семейного воспитания в России (Москва и регионы РФ) и Швейцарии (Женева).
4. Определить основные цели воспитания и ценностные ориентации родителей в обеих странах и описать существующие практики воспитания.
5. Описать образ ребенка у современных родителей, связанный с их социальными ожиданиями.
Теоретико-методологической основой исследования явился культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), понятие «социальная ситуация развития» (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, О. А. Карабанова);
5представления о психологии семейных отношений (А. Я. Варга, О. А. Карабанова, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис); социально-антропологический подход к воспитанию детей в различных культурах (У. Бронфенбреннер, И. С. Кон, М. Мид, Дж. Уайтинг, Э. Эриксон); исследование по социологии дошкольного детства В. С. Собкина; кросс-культурный подход в психологии (Дж. Берри, П. Дазен, Д. Мацумото), ценностный подход М. Рокича, а также исследования швейцарских ученых в области психологии семьи и стратегии семейного воспитания (Э. Видмер, А. Клеманс, Ж. Келлерхальс, К. Монтандон, А. — М. Фонтэн, Д. Шоби).
Методы исследования:
1. Анкетирование родителей, которое включало в себя вопросы о целях и ценностях воспитания в разные возрастные периоды, о родительских установках по поводу воспитания мальчиков и девочек, о контроле поведения ребенка, об использовании похвалы/наказания/проявлений любви; о вовлеченности родителей в воспитание; об отношении к проблеме «ребенок — компьютер».
2. Стандартизированное интервью (с родителями и экспертами).
3. Метод контент-анализа.
4. Методы математической статистики (критерии U Манна — Уитни, W Уилкоксона, Хи-квадрат Пирсона, корреляционный анализ). Обработка и анализ полученных результатов производились с помощью пакета статистических программ PASW Statistics 18.
Организация исследования и эмпирическая база.
Исследование было проведено в 2012—2014 годах с родителями и экспертами городов Москвы и Женевы, а также с родителями из других крупных городов РФ (Новосибирск, Омск, Красноярск, Уфа, Самара, Волгоград, Тверь, Санкт-Петербург и др.). Швейцария была выбрана как страна, которую из-за ее местоположения в центре Европы и позиции нейтралитета называют «экспериментальной лабораторией Европы», где отрабатываются модели развития западной культуры.
Общее число участников исследования составило 210 человек: 190 родителей и 20 экспертов. Российская выборка включала: 80 родителей из г. Москвы, 37 из регионов РФ, 8 экспертов. Швейцарская выборка включала: 73 родителя из г. Женевы, 12 экспертов. Образовательный статус респондентов: 77% родителей с высшим образованием в московской выборке, 79,5% — в женевской, в регионах — 65,7%. Большинство семей — полные: 91,7% полных семей в московской выборке, 79,5% — в женевской, 88,6% — в регионах РФ. Количество детей в семье — от 1 до 4 детей в возрасте от 1 года до 18 лет.
6Средний возраст детей в московской выборке составил 6,75 лет, в женевской — 6,85 лет, в региональной — 7,05 лет. Экспертные группы включали московских и женевских ученых, работающих в области образования и воспитания детей и подростков. С разрешения участников исследования в ходе всех интервью производилась запись на диктофон, далее голосовой файл полностью расшифровывался в текстовом файле, затем на основе текста уже записанного интервью производился контент-анализ.
Проанализировано около 450 страниц текста анкет и более 240 страниц текста интервью с родителями и экспертами, из них около 200 страниц текста анкет и около 140 страниц текста интервью на французском языке. В целом в 130 анкетах и 60 интервью с родителями было выявлено и изучено более 400 высказываний, проанализировано около 130 нарративов.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования (март-август 2012) была создана и апробирована анкета для родителей, в исследовании приняли участие 48 родителей из Москвы и 37 родителей из других крупных городов России. Было также проведено интервью с восьмью психологами об особенностях воспитания современного ребенка.
На втором этапе исследования (сентябрь 2012 — июнь 2013), который осуществлялся в Женеве (Швейцария), было проведено анкетирование, в котором участвовали 45 родителей, а также интервью с 28 родителями. Кроме того, проведены интервью с 12 экспертами, специалистами в области образования и воспитания.
На третьем этапе исследования (июль 2013 — март 2014) были проведены 32 интервью с родителями в г. Москва.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
Впервые проведено кросс-культурное исследование ориентиров семейного воспитания детей в России и Швейцарии.
Выявлены цели и ценностные ориентации, установки, образ ребенка у родителей в различных социокультурных средах.
Выделены цивилизационные цели семейного воспитания, связанные с приспособлением к быстро меняющемуся, глобальному миру, к жизни в информационном обществе в условиях межкультурной коммуникации.
Составлен портрет качеств, которыми должен обладать ребенок в будущем, по ожиданиям родителей в России и Швейцарии.
Разработка содержания социокультурной ситуации развития современных детей, ее цивилизационной и культурно-специфической