Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Орлова Кристина Михайловна

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗ РЕБЕНКА У СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ: КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

19.00.13 — Психология развития, акмеология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва — 2015

2

Работа выполнена на кафедре возрастной психологии

Московского городского психолого-педагогического университета

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук

Авдеева Наталия Николаевна

Официальные оппоненты:

Собкин Владимир Самуилович

доктор психологических наук, профессор,

академик РАО,

директор Института социологии образования РАО

Захарова Елена Игоревна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры возрастной психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Ведущая организация:

Российский государственный гуманитарный университет

Защита диссертации состоится 29 января 2015 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета, на сайте Московского городского психолого-педагогического университета (http://мгппу.рф)

Автореферат разослан « » декабря 2014 года

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

Кулагина И. Ю.

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Исследование посвящено сравнительному анализу образа ребенка и целей воспитания у современных родителей в двух культурах — российской и западноевропейской (Швейцария).

Актуальность темы исследования. Цели родительского воспитания в разных культурах имеют особенности, обусловленные многими факторами — историческими, религиозными, политическими, культурными, климатическими, природно-географическими и т. д. Воздействие конкретной социальной среды накладывает отпечаток на развитие и формирование молодого поколения, а семейная среда создает исходную систему ценностей и поведенческих моделей ребенка. В современном мире родителям трудно определить, чему учить ребенка, на что его ориентировать, какие качества могут понадобиться в мире, который непредсказуемо быстро меняется и будет другим, когда дети вырастут. На что опираются родители? Какие ценности воспитания для них важны? Каким они видят своего ребенка? К чему они будут его готовить? Ответы на эти вопросы позволят прояснить современную социокультурную ситуацию развития детей.

Однако на сегодняшний день в нашей стране недостаточно исследований, посвященных изучению тех целей и ценностных ориентиров, на которые опираются сами родители при воспитании подрастающих сегодня детей, а также исследований, посвященных сравнению целей воспитания российских родителей с целями воспитания родителей из других стран.

В поликультурном мире с интенсивными межкультурными коммуникациями между народами обращает на себя внимание не только проблема сохранения собственных культурных ценностей, но и приобщение к ценностям других народов. Будут ли в будущем поколения, живущие в разных странах, понимать и воспринимать ценности друг друга? В условиях расширения и обогащения межкультурного общения возникает потребность в сравнительных психолого-педагогических исследованиях воспитания и развития ребенка в разных странах. Одновременно в российском обществе усиливается интерес к воспитанию молодого поколения с учетом исконно-российских исторически сложившихся ценностей и традиций. Отсутствие в отечественной психологии исследований, посвященных выявлению ориентиров и целей современного семейного воспитания, в том числе кросс-культурных, предопределило тему и актуальность предпринятого нами диссертационного исследования.

4

Цель исследования: сравнить особенности, цели и ценности воспитания детей современными родителями в двух странах: России и Швейцарии.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: образ ребенка и ориентиры воспитания у современных родителей в России и Швейцарии.

Общая гипотеза исследования: ориентиры семейного воспитания в России и Швейцарии имеют как общие, так и специфические особенности. Общность связана с необходимостью подготовить ребенка к быстро меняющемуся миру. Различия обусловлены культурно-специфическими особенностями социализации ребенка в конкретных культурно-исторических условиях.

Частные гипотезы исследования:

1.  Общие ориентиры для родителей в обеих странах определяются необходимостью воспитания у ребенка таких качеств личности, как ответственность, целеустремленность, нравственность, которые присущи каждой культуре, и которые позволят ребенку успешно осуществить программу собственной жизни в быстро меняющемся мире.

2.    Различия в ориентирах воспитания в разных культурах проявляются в представлениях родителей о целях и ценностях воспитания, о гендерных аспектах воспитания, в контроле поведения ребенка и др.

3.  Образ ребенка у родителей в Москве и Женеве зависит от ценностных ориентаций родителей, традиций воспитания в двух культурах.

Задачи исследования:

1.  Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования, включающую философский, антропологический, культурологический, психологический, педагогический аспекты воспитания и развития личности ребенка.

2.  Разработать и апробировать комплекс исследовательских методик.

3.  Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление ориентиров семейного воспитания в России (Москва и регионы РФ) и Швейцарии (Женева).

4.  Определить основные цели воспитания и ценностные ориентации родителей в обеих странах и описать существующие практики воспитания.

5.  Описать образ ребенка у современных родителей, связанный с их социальными ожиданиями.

Теоретико-методологической основой исследования явился культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), понятие «социальная ситуация развития» (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, О. А. Карабанова);

5

представления о психологии семейных отношений (А. Я. Варга, О. А. Карабанова, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис); социально-антропологический подход к воспитанию детей в различных культурах (У. Бронфенбреннер, И. С. Кон, М. Мид, Дж. Уайтинг, Э. Эриксон); исследование по социологии дошкольного детства В. С. Собкина; кросс-культурный подход в психологии (Дж. Берри, П. Дазен, Д. Мацумото), ценностный подход М. Рокича, а также исследования швейцарских ученых в области психологии семьи и стратегии семейного воспитания (Э. Видмер, А. Клеманс, Ж. Келлерхальс, К. Монтандон, А. — М. Фонтэн, Д. Шоби).

Методы исследования:

1.  Анкетирование родителей, которое включало в себя вопросы о целях и ценностях воспитания в разные возрастные периоды, о родительских установках по поводу воспитания мальчиков и девочек, о контроле поведения ребенка, об использовании похвалы/наказания/проявлений любви; о вовлеченности родителей в воспитание; об отношении к проблеме «ребенок — компьютер».

2.  Стандартизированное интервью (с родителями и экспертами).

3.  Метод контент-анализа.

4.  Методы математической статистики (критерии U Манна — Уитни, W Уилкоксона, Хи-квадрат Пирсона, корреляционный анализ). Обработка и анализ полученных результатов производились с помощью пакета статистических программ PASW Statistics 18.

Организация исследования и эмпирическая база.

Исследование было проведено в 2012—2014 годах с родителями и экспертами городов Москвы и Женевы, а также с родителями из других крупных городов РФ (Новосибирск, Омск, Красноярск, Уфа, Самара, Волгоград, Тверь, Санкт-Петербург и др.). Швейцария была выбрана как страна, которую из-за ее местоположения в центре Европы и позиции нейтралитета называют «экспериментальной лабораторией Европы», где отрабатываются модели развития западной культуры.

Общее число участников исследования составило 210 человек: 190 родителей и 20 экспертов. Российская выборка включала: 80 родителей из г. Москвы, 37 из регионов РФ, 8 экспертов. Швейцарская выборка включала: 73 родителя из г. Женевы, 12 экспертов. Образовательный статус респондентов: 77% родителей с высшим образованием в московской выборке, 79,5% — в женевской, в регионах — 65,7%. Большинство семей — полные: 91,7% полных семей в московской выборке, 79,5% — в женевской, 88,6% — в регионах РФ. Количество детей в семье — от 1 до 4 детей в возрасте от 1 года до 18 лет.

6

Средний возраст детей в московской выборке составил 6,75 лет, в женевской — 6,85 лет, в региональной — 7,05 лет. Экспертные группы включали московских и женевских ученых, работающих в области образования и воспитания детей и подростков. С разрешения участников исследования в ходе всех интервью производилась запись на диктофон, далее голосовой файл полностью расшифровывался в текстовом файле, затем на основе текста уже записанного интервью производился контент-анализ.

Проанализировано около 450 страниц текста анкет и более 240 страниц текста интервью с родителями и экспертами, из них около 200 страниц текста анкет и около 140 страниц текста интервью на французском языке. В целом в 130 анкетах и 60 интервью с родителями было выявлено и изучено более 400 высказываний, проанализировано около 130 нарративов.

Этапы исследования:

На первом этапе исследования (март-август 2012) была создана и апробирована анкета для родителей, в исследовании приняли участие 48 родителей из Москвы и 37 родителей из других крупных городов России. Было также проведено интервью с восьмью психологами об особенностях воспитания современного ребенка.

На втором этапе исследования (сентябрь 2012 — июнь 2013), который осуществлялся в Женеве (Швейцария), было проведено анкетирование, в котором участвовали 45 родителей, а также интервью с 28 родителями. Кроме того, проведены интервью с 12 экспертами, специалистами в области образования и воспитания.

На третьем этапе исследования (июль 2013 — март 2014) были проведены 32 интервью с родителями в г. Москва.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

Впервые проведено кросс-культурное исследование ориентиров семейного воспитания детей в России и Швейцарии.

Выявлены цели и ценностные ориентации, установки, образ ребенка у родителей в различных социокультурных средах.

Выделены цивилизационные цели семейного воспитания, связанные с приспособлением к быстро меняющемуся, глобальному миру, к жизни в информационном обществе в условиях межкультурной коммуникации.

Составлен портрет качеств, которыми должен обладать ребенок в будущем, по ожиданиям родителей в России и Швейцарии.

Разработка содержания социокультурной ситуации развития современных детей, ее цивилизационной и культурно-специфической

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/OrlovaKM/OSp-a-025.htm