1 На правах рукописи
Скребец Татьяна Викторовна
ОСОБЕННОСТИ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА
В СТРУКТУРЕ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
19.00.10 — коррекционная психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2014
2Работа выполнена на кафедре специальной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | доктор психологических наук, профессор Левченко Ирина Юрьевна |
Официальные оппоненты: | Ольга Николаевна, доктор психологических наук, профессор, президент НОУ ВПО «Институт психологии и педагогики» |
Коноваленко Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, педагог-психолог ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» |
|
Ведущая организация: | ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». |
Защита состоится 29 мая 2014 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан « » апреля 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | И. Ю. Кулагина |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На современном этапе развития специальной педагогики и психологии особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания методов коррекционного воздействия (Н. Л. Белопольская, И. Ю. Левченко, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова и др.) Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей их развития.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) большую группу составляют дети с трудностями в овладении письменной речью. В специальной литературе для обозначения недостатков письменной речи употребляется термин «дисграфия». Дисграфия составляет значительный процент среди других недостатков речи, встречающихся у учащихся массовой школы. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного языка. (О. Е. Грибова, Л. Н. Ефименкова, Р. И. Лалаева, М. Н. Русецкая, И. Н. Садовникова, Г. В. Чиркина).
Согласно современным представлениям, механизмы возникновения дисграфии связываются не только с речевой патологией, которая продолжает занимать основное место среди причин ее возникновения, но и с особенностями развития метаязыковых навыков и когнитивных функций ребенка, принимающих активное участие в формировании функциональной системы письма. В связи с этим расширяется круг научных областей, а соответственно и число специалистов смежных дисциплин, занятых решением этой проблемы.
На современном этапе данная проблема разрабатывается в рамках междисциплинарного подхода, использующего достижения логопедии, психолингвистики, нейропсихологии, логопсихологии и других наук (П. К. Анохин, Т. Г. Визель, Т. Н. Волковская, О. Е. Грибова, И. А. Зимняя, В. А. Калягин, Т. Н.
4Князева, С. В. Коноваленко, А. Н. Корнев, А. Л. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Семенович, Э. Г. Симерницкая, О. Н. Усанова, Л. С. Цветкова, Г. В. Чиркина и др.).
Исследователи отмечают, что даже у школьников с нормальным психическим и речевым развитием, зачастую возникают трудности с решением отдельных оптико-пространственных задач. У детей с недостатками речевого развития такие трудности носят стойкий характер, оптико-пространственные представления длительное время остаются фрагментарными, неосознанными, не находят адекватного отражения в слове, наглядных, графических средствах, и не обеспечивают полноценной основы для овладения письменной речью. Несмотря на серьезность обозначенной проблемы, специальные исследования в данном направлении представлены единичными работами (С. В. Коноваленко и др.)
Авторы считают, что для преодоления нарушений письменной речи различного генеза наряду с логопедической работой необходима психологическая коррекция, направленная на формирование и развитие функциональной базы письма, в том числе и формирование полноценных базисных оптико-пространственных ориентировок. В настоящее время младшие школьники с дисграфией интегрированы в массовую общеобразовательную школу. Коррекционная работа проводится с ними в традиционной форме на логопедическом пункте. Учащимся с несформированными оптико-пространственными представлениями необходима квалифицированная помощь, которая осуществляется не только учителем, логопедом, но и психологом. Психологическое сопровождение должно стать необходимой составной частью комплексной системы коррекционного воздействия по преодолению нарушений письменной речи.
Однако содержание психологического компонента в системе коррекционного обучения таких детей не определено и требует теоретического обоснования и разработки, как на методическом, так и прикладном уровнях решения проблемы. Обозначенные факты определили актуальность нашего исследования.
5 Цель исследования: изучение особенностей оптико-пространственных гнозиса в структуре нарушения письменной речи у младших школьников, для разработки системы психокоррекционных мероприятий по преодолению выявленных оптико-пространственных трудностей.
Объект исследования: состояние оптико-пространственной функции у младших школьников с нарушениями письменной речи.
Предмет исследования: особенности оптико-пространственной составляющей в структуре нарушений письменной речи младших школьников.
Гипотеза исследования — в структуре различных видов дисграфии у младших школьников значимую роль играет несформированность функционального базиса письменной речи. Стойкость проявлений дисграфических ошибок обуславливает недостаточность оптико-пространственных представлений. Целенаправленная психокоррекционная работа по преодолению дисграфических ошибок, учитывающая характер оптико-пространственных нарушений, будет способствовать профилактике дисграфии и совершенствованию коррекционно-развивающего обучения в целом.
В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования поставлены следующие задачи:
— изучить основные теоретические подходы к разработке проблемы преодоление нарушений письменной речи у младших школьников,
— провести анализ письменных работ учащихся 2-х — 4-х классов общеобразовательной школы с целью выявления специфических ошибок в письменной речи,
— сконструировать диагностический комплекс для изучения оптико-пространственной составляющей функционального базиса письменной речи у младших школьников,
6— провести сравнительное экспериментальное исследование особенностей оптико-пространственных представлений у младших школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием и проанализировать его результаты,
— разработать психокоррекционную программу, определяющую основные этапы, формы организации и содержание коррекционной работы по преодолению оптико-пространственных нарушений в структуре дисграфии у младших школьников и оценить ее эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
— культурно-историческая концепция психического развития ребенка (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, Л. В. Занков, Т. Н. Князева, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др.);
— учение Л. С. Выготского о единстве нормального и аномального развития, о речи, как ключевой психической функции, о связи речи и личности;
— исследования В. Г. Ананьева, С. М. Блинкова, Е. Н. Винарской, А. Р. Лурия, Р. И. Лалаевой, В. Я. Ляудис, Л. С. Цветковой, посвященные сложной психофизиологической структуре письма и чтения;
— положения нейропсихологии, касающиеся мозговых механизмов высших психических процессов человека (А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, А. В. Семенович, Э. Г. Симерницкая, И. Ф. Марковская Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, В. М. Шкловский);
— системный подход (П. К. Анохин, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) и его реализация при исследовании речевых и познавательных особенностей детей с недостатками речи (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.);
— положение В. И. Лубовского об общих и специфических закономерностях аномального развития;
— концепция Р. Е. Левиной о связи несформированности речевой функции с трудностями в овладении письмом;