Описание
Соловьева Е. В. Психическое развитие детей раннего возраста, зачатых посредством экстракорпорального оплодотворения, и их взаимодействие с матерями: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский городской психолого-педагогический университет. — М., 2016. — 27 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=348370.
Рубрики:
• Детская психология → Возрастные особенности
• Общая психология → Психология личности
Аннотация:
Цель исследования заключается в изучении психического развития детей раннего возраста, зачатых посредством ЭКО, и их взаимодействия с матерями, в сравнении с группой матерей и детей раннего возраста, зачатых спонтанно. Были использованы следующие методы: включенное наблюдение с использованием видеосъемки и последующим анализом видеозаписей, опрос, анализ медицинской документации, тестирование с использованием методик: «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни» (Э. Л. Фрухт), «Ранняя диагностика умственного развития» для детей 2—3 лет (Е. А. Стребелева), «Диагностика развития предметной деятельности» (Е. О. Смирнова и соавт.), анализ игрового взаимодействия матерей и детей (М. Е. Ланцбург), проективная методика «Родительские оценки детей» (М. Е. Ланцбург). Были получены следующие результаты: на первом году жизни частота встречаемости детей с условно-нормативным уровнем развития в группе ЭКО значительно ниже, чем в группе спонтанно зачатых; у детей, зачатых в результате нескольких (первых трех) попыток ЭКО, наблюдается положительная возрастная динамика: на втором году представленность нормы умственного развития возрастает и к концу раннего возраста достигает соответствующего показателя контрольной группы. При этом у детей, зачатых после многократных (четвертой и больше) попыток ЭКО, положительной возрастной динамики не наблюдается: во всех изученных возрастных срезах они существенно реже демонстрировали нормативный уровень развития, чем зачатые спонтанно или в результате 1—3 попыток ЭКО. Предметная деятельность у детей раннего возраста группы ЭКО характеризуется достоверно меньшей, по сравнению с контрольной группой, включенностью предметных действий в общение с матерью; к концу раннего возраста отмечена тенденция к сокращению этого различия. У детей раннего возраста отставание в умственном развитии (по сравнению с условной нормой) преимущественно связано с совокупностью первичных биологических условий: зачатием при помощи ЭКО, недоношенностью, многоплодием, а также ранним завершением грудного вскармливания. Был также выявлен ряд особенностей отношения к детям матерей, зачавших при помощи ЭКО, по сравнению со спонтанно зачавшими женщинами, как во время беременности, так и в период раннего детства ребенка: у женщин группы ЭКО при положительном отношении к факту беременности чаще выявляются затруднения в идентификации сроков внутриутробных шевелений плода и индифферентное к ним отношение, а также дискомфортный характер переживаний от шевелений. Женщины группы ЭКО считают факт рождения ребенка значительным событием, кардинально изменившим их восприятие жизни. При высокой ценности ребенка матери группы ЭКО часто имеют завышенные ожидания, предъявляют к детям не соответствующие возрастным возможностям требования. У женщин группы ЭКО по сравнению со спонтанно зачавшими во время совместной игры с детьми чаще выражено стремление демонстрировать достижения ребенка, регулировать его поведение без учета актуального состояния.
Цель исследования заключается в изучении психического развития детей раннего возраста, зачатых посредством ЭКО, и их взаимодействия с матерями, в сравнении с группой матерей и детей раннего возраста, зачатых спонтанно. Были использованы следующие методы: включенное наблюдение с использованием видеосъемки и последующим анализом видеозаписей, опрос, анализ медицинской документации, тестирование с использованием методик: «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни» (Э. Л. Фрухт), «Ранняя диагностика умственного развития» для детей 2—3 лет (Е. А. Стребелева), «Диагностика развития предметной деятельности» (Е. О. Смирнова и соавт.), анализ игрового взаимодействия матерей и детей (М. Е. Ланцбург), проективная методика «Родительские оценки детей» (М. Е. Ланцбург). Были получены следующие результаты: на первом году жизни частота встречаемости детей с условно-нормативным уровнем развития в группе ЭКО значительно ниже, чем в группе спонтанно зачатых; у детей, зачатых в результате нескольких (первых трех) попыток ЭКО, наблюдается положительная возрастная динамика: на втором году представленность нормы умственного развития возрастает и к концу раннего возраста достигает соответствующего показателя контрольной группы. При этом у детей, зачатых после многократных (четвертой и больше) попыток ЭКО, положительной возрастной динамики не наблюдается: во всех изученных возрастных срезах они существенно реже демонстрировали нормативный уровень развития, чем зачатые спонтанно или в результате 1—3 попыток ЭКО. Предметная деятельность у детей раннего возраста группы ЭКО характеризуется достоверно меньшей, по сравнению с контрольной группой, включенностью предметных действий в общение с матерью; к концу раннего возраста отмечена тенденция к сокращению этого различия. У детей раннего возраста отставание в умственном развитии (по сравнению с условной нормой) преимущественно связано с совокупностью первичных биологических условий: зачатием при помощи ЭКО, недоношенностью, многоплодием, а также ранним завершением грудного вскармливания. Был также выявлен ряд особенностей отношения к детям матерей, зачавших при помощи ЭКО, по сравнению со спонтанно зачавшими женщинами, как во время беременности, так и в период раннего детства ребенка: у женщин группы ЭКО при положительном отношении к факту беременности чаще выявляются затруднения в идентификации сроков внутриутробных шевелений плода и индифферентное к ним отношение, а также дискомфортный характер переживаний от шевелений. Женщины группы ЭКО считают факт рождения ребенка значительным событием, кардинально изменившим их восприятие жизни. При высокой ценности ребенка матери группы ЭКО часто имеют завышенные ожидания, предъявляют к детям не соответствующие возрастным возможностям требования. У женщин группы ЭКО по сравнению со спонтанно зачавшими во время совместной игры с детьми чаще выражено стремление демонстрировать достижения ребенка, регулировать его поведение без учета актуального состояния.
• Открыть карточку в Электронном каталоге: 348370