1 На правах рукописи
СОЛОВЬЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ЗАЧАТЫХ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ, И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МАТЕРЯМИ
19.00.13 — Психология развития, акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2016
2Работа выполнена на кафедре возрастной психологии ГБОУ ВПО
«Московский городской психолого-педагогический университет»
Научный руководитель: | кандидат биологических наук Ланцбург Марина Евгеньевна |
Официальные оппоненты: | Филиппова Галина Григорьевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии и истории психологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Захарова Елена Игоревна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» |
Ведущая организация: | ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» |
Защита состоится 16 июня 2016 г. в 14 ч. на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу: 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Московского городского психолого-педагогического университета (http://мгппу.рф).
Автореферат разослан «18» апреля 2016 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | И. Ю. Кулагина |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Во всем мире растет число бесплодных браков. Для решения данной проблемы недавно создана отдельная область медицины — репродуктология, специализирующаяся на лечении бесплодия, использующая в своем арсенале вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), благодаря которым люди, ранее обреченные на бездетность, получили возможность зачатия. Одним из наиболее эффективных ВРТ является экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), которое в нашей стране применяется с 1986 г., а с 2013 г. включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и финансируется в рамках программы обязательного медицинского страхования. Таким образом, ЭКО становится все более доступным для населения альтернативным способом зачатия детей. Число клиник ВРТ в нашей стране увеличивается. Соответственно, быстрыми темпами растет число детей, зачатых с применением новых технологий: если в 2003 г. родилось 1830 таких детей, что соответствовало 0,12% от общего числа новорожденных, то в 2013 г. появилось на свет 17569 детей, что составило уже 0,93% от всех родившихся в России младенцев.
Широкое внедрение ВРТ основывается на предположении, что способ зачатия «в пробирке» не оказывает негативного влияния на развитие детей. Однако с самого начала практического применения новых технологий специалисты — врачи, психологи, педагоги — выражали озабоченность в связи с возможностью отсроченного влияния альтернативных методов зачатия на здоровье и развитие детей и настаивали на необходимости их обследования вплоть до достижения репродуктивного возраста, прежде, чем можно будет сделать окончательные выводы. Несмотря на это, развернутые исследования влияния ВРТ на психическое развитие детей, как в нашей стране, так и за рубежом до сих пор немногочисленны и часто неоднозначны. Работы в этой области в основном касаются изучения состояния физического здоровья данного контингента детей и выявления
4влияющих на него факторов. В большинстве работ утверждается, что такие дети ничем не отличаются от сверстников, зачатых естественно. Встречаются исследования, которые, напротив, доказывают, что дети, зачатые с применением ВРТ, с большей частотой страдают врожденными заболеваниями, имеют ослабленное здоровье и особенности развития. Таким образом, к настоящему времени еще недостаточно изучено развитие детей, зачатие которых произошло с помощью ВРТ. Отмечается дефицит исследований, охватывающих большие выборки и принимающих во внимание совокупность факторов, которые могут влиять на психическое развитие детей. Несмотря на то, что научный интерес к вопросам, связанным с психологическими особенностями женщин с нарушениями репродуктивного здоровья достаточно высок, до настоящего времени вопрос о влиянии трудностей на этапе зачатия на материнско-детское взаимодействие редко становился предметом научного исследования. Между тем известно, что психическое развитие ребенка в раннем детстве непосредственно связано с качеством общения с ухаживающим взрослым, чаще всего — матерью. Можно предположить, что трудности на этапе зачатия, которые нередко впоследствии сопровождаются отягощенным течением беременности и родов, могут отражаться на материнском отношении к ребенку. В связи с этим исследование психического развития детей, зачатых при помощи ЭКО, включающее в себя также изучение их взаимодействия с матерями, актуально, ново и востребовано как с точки зрения практики, так и в связи с необходимостью научной проработки заявленной проблематики.
Цель исследования: изучение психического развития детей раннего возраста, зачатых посредством ЭКО, и их взаимодействия с матерями, в сравнении с группой матерей и детей раннего возраста, зачатых спонтанно.
Объект исследования: психическое развитие детей раннего возраста.
5 Предмет исследования: развитие познавательной сферы, предметной деятельности и общения с матерями детей раннего возраста, зачатых посредством ЭКО.
Основная гипотеза исследования:
вследствие осложненных первичных условий развития ребенка и становления материнства характеристики детско-материнского взаимодействия и психического развития детей, зачатых посредством ЭКО, по сравнению с зачатыми спонтанно, в раннем возрасте могут иметь специфические особенности.
Частные гипотезы:
- 1.
- Уровень умственного развития, соответствующий возрастной норме, может встречаться реже у детей раннего возраста, зачатых при помощи ЭКО, чем у спонтанно зачатых сверстников.
- 2.
- У женщин, зачавших при помощи ЭКО, по сравнению с зачавшими спонтанно, может чаще наблюдаться снижение материнской компетентности.
- 3.
- Нарушение взаимодействия в диадах «мать – ребенок раннего возраста» может встречаться чаще в случае зачатия посредством ЭКО, чем при спонтанном зачатии.
Задачи исследования:
- 1.
- Провести анализ отечественной и зарубежной научной литературы о психическом развитии и детско-материнском взаимодействии в раннем возрасте, в том числе и в случае применения ВРТ.
- 2.
- Подобрать и разработать комплекс методик для изучения психического развития и взаимодействия с матерями детей раннего возраста.
- 3.
- Провести эмпирическое исследование по изучению умственного развития детей раннего возраста, зачатых посредством ЭКО, в сравнении со сверстниками, зачатыми спонтанно, в возрастных срезах.
- 4.
- Определить особенности материнского отношения к детям раннего возраста, зачатым при помощи ЭКО.
6 - 5.
- Изучить и сравнить характеристики взаимодействия матерей и детей в связи со способом зачатия.
- 6.
- Выявить и описать связи показателей психического развития детей с условиями пре- и перинатального периода и характеристиками взаимодействия с матерями.
Теоретико-методологической основой исследования является культурно-исторический подход к развитию (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), концепция генезиса общения (М. И. Лисина, Н. Н. Авдеева, Е. О. Смирнова), представления о развитии ребенка раннего возраста в контексте отношений с матерью (А. Фрейд, Д. Винникотт, М. Кляйн, М. Малер) и в диадической системе «мать – ребенок» (Дж. Боулби, Д. Н. Стерн, Р. Ж. Мухамедрахимов, Р. Шпиц), теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Р. Ж. Мухамедрахимов, Н. Н. Авдеева), системный подход в психологии семейных отношений (А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская), представления о материнской компетентности (Г. Г. Филиппова, М. Е. Ланцбург).
Методы исследования
Изучение психического развития детей включало оценку их умственного развития, предметной деятельности и взаимодействия с матерями, для чего использовались методы: включенное наблюдение с использованием видеосъемки и последующим анализом видеозаписей, опрос, анализ медицинской документации, тестирование с использованием методик: «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни» (Э. Л. Фрухт), «Ранняя диагностика умственного развития» для детей 2—3 лет (Е. А. Стребелева), «Диагностика развития предметной деятельности» (Е. О. Смирнова и соавт.), анализ игрового взаимодействия матерей и детей (М. Е. Ланцбург), проективная методика «Родительские оценки детей» (М. Е. Ланцбург). Статистическая обработка данных (критерии χ2 Пирсона, Фишера, Манна – Уитни, t-тест Стьюдента, корреляционный, ковариационный анализ,