Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

На правах рукописи

Вепренцова Светлана Юрьевна

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
УПОТРЕБЛЕНИЯ МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА)

19.00.05 — Социальная психология

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата психологических наук

Москва — 2012

 

Работа выполнена на кафедре теоретических основ социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент
Донцов Дмитрий Александрович

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор
Белинская Елена Павловна
кандидат психологических наук, доцент
Денисов Александр Анатольевич

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится « 26 » апреля 2012 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051 г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «23» марта 2012 года

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

 
И. Ю. Кулагина

1

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Сегодня ситуация с распространением и употреблением психоактивных веществ (ПАВ) среди населения приняла в России угрожающий характер. Употребление ПАВ очень часто отягощено различными сопутствующими заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез, кожно-венерические заболевания, ВИЧ-инфекция и СПИД. При этом следует отметить, что наиболее быстрое и массовое распространение этих заболеваний происходит в детской и подростковой среде, отрицательно влияя на демографическую ситуацию и угрожая генофонду нации и национальной безопасности России. В этой связи все более актуальным становится активное использование различных методов профилактической работы. В случаях профилактики употребления ПАВ детьми и подростками, прежде всего, следует вести речь о проведении первичной профилактики.

Опыт профилактической деятельности такого рода показывает, что значительный ресурс при организации такой профилактической работы могут составить не только специалисты, работающее с подростками, но и сами подростки, обученные по специальной тренинговой программе первичной профилактики. В связи с этим в настоящее время все большее внимание уделяется использованию программ профилактики употребления ПАВ под общим названием «Ровесник — ровеснику». Целью таких программ является первичная профилактика употребления ПАВ в подростковой среде через развитие волонтерского движения. Объясняется это во многом тем, что подростки оказываются в большей социально-психологической зависимости не столько от взрослых, сколько от разнообразных групп сверстников.

Несмотря на большое количество тренинговых программ в сфере первичной профилактики употребления ПАВ применяемых, как за рубежом, так и в России, и всё большего использования программ профильного типа «Ровесник — ровеснику», системная экспериментальная апробация и последующее внедрение их практически нигде не проводится. Несмотря на активный поиск, нам не удалось найти данные, свидетельствующие о позитивном влиянии проводимых на практике программ социально-психологического тренинга (СПТ) «Ровесник — ровеснику» по первичной профилактике ПАВ. При этом важным и актуальным вопросом для эмпирического и экспериментального изучения проблемы является не только эффективность проведения СПТ для младших подростков посредством референтных лиц — старших подростков, но и особенности влияния такого СПТ на старших подростков, которые выступают в СПТ в роли со-ведущих, что детально рассмотрено в диссертации.

Объект исследования. Социально-психологические особенности личности, детерминирующие склонность подростков 11—14 лет к началу употребления психоактивных веществ и социально-психологические особенности личности подростков 15—16 лет, определяющие их участие в программе профилактического социально-психологического тренинга в качестве со-ведущих.

2

Предмет исследования. Особенности влияния социально-психологического тренинга, направленного на первичную профилактику употребления психоактивных веществ (ПАВ), на динамику личностных изменений подростков 11—14 лет, склонных к употреблению ПАВ, и на динамику личностных изменений подростков 15—16 лет, являющихся со-ведущими тренинга, а также воздействие подростков — со-ведущих тренинга на эффективность первичной профилактики употребления ПАВ подростками 11—14 лет.

Цели исследования.

1. Изучить личностные изменения, имеющихся у подростков 11—14 лет вследствие того, что они были участниками социально-психологического тренинга, направленного на первичную профилактику употребления ПАВ.

2. Изучить личностные изменения, имеющиеся у подростков 15—16 лет вследствие того, что они являлись со-ведущими социально-психологического тренинга, направленного на первичную профилактику употребления ПАВ.

3. На основе реализации программы СПТ «Ровесник — Ровеснику», направленной на первичную профилактику употребления ПАВ, изучить особенности и результативность психологического воздействия подростков 15—16 лет, являющихся со-ведущими данной программы, на нивелирование склонности подростков 11—14 лет к употреблению ПАВ.

Гипотезы исследования.

Общая гипотеза. Подростки отличаются особой подверженностью влиянию со стороны ровесников и сверстников, в особенности, — старших сверстников, и склонностью критически воспринимать разного рода информацию от взрослых. В этой связи, привлечение старших подростков в качестве со-ведущих социально-психологического тренинга, направленного на превенцию употребления ребятами младшего подросткового возраста ПАВ, является продуктивным способом оказания профилактического психологического воздействия на склонность этих младших подростков к употреблению ПАВ.

Частные гипотезы:

Первая гипотеза. Социально-психологические особенности личности подростков 11—14 лет, детерминирующие их склонность к употреблению ПАВ, в процессе проведения профилактической программы социально-психологического тренинга существенно нивелируются. В большей степени это минимизирование выражено, если в данной программе задействованы подростки 15—16 лет в качестве со-ведущих.

Вторая гипотеза. Участие подростков 15—16 лет в качестве со-ведущих тренинговой программы, направленной на первичную профилактику употребления ПАВ, оказывает позитивное влияние на социально-психологические особенности их личности.

Задачи исследования.

Теоретические задачи исследования:

3

1. На основе изучения научной литературы раскрыть основные психологические особенности развития личности в подростковом возрасте;

2. Комплексно рассмотреть проблему употребления подростками психоактивных веществ. Проанализировать социально-психологические факторы развития личности подростков, детерминирующие их склонность к употреблению психоактивных веществ;

3. Проанализировать сущность и содержание социально-психологического тренинга (как метода воздействия) на личностные и поведенческие характеристики людей;

4. Изучить опыт применения типовых программ «Ровесник — Ровеснику» в осуществлении первичной профилактики употребления ребятами подросткового возраста психоактивных веществ.

Эмпирические и практические задачи исследования:

5. В ходе эмпирического исследования выявить ребят 11—14 лет, у которых уровень проявления социально-психологических личностных факторов, детерминирующих их склонность к употреблению ПАВ, выражен наиболее сильно;

6. В процессе эмпирического исследования выявить ребят 15—16 лет, имеющих такие социально-психологические особенности личности, которые способствуют их участию в роли со-ведущих в социально-психологическом тренинге, направленном на первичную профилактику употребления ПАВ;

7. Провести и внедрить в психолого-педагогическую практику ГОУ СОШ «Школа здоровья» №266 СВАО г. Москвы, программу социально-психологического тренинга, направленную на первичную профилактику употребления психоактивных веществ подростками 11—14 лет, с привлечением подростков 15—16 лет в качестве со-ведущих данной программы.

8. Методом поперечных срезов выявить уровень воздействия на социально-психологические личностные особенности подростков 11—14 лет, склонных к употреблению ПАВ, проведённой профилактической программы. При этом, в названном контексте проанализировать различия, имеющие место при наличии и при отсутствии подростков 15—16 лет как со-ведущих;

9. Методом поперечных срезов выявить воздействие указанной профилактической программы на социально-психологические особенности личности подростков 15—16 лет, выступивших в данной программе в качестве со-ведущих.

Методический инструментарий исследования представлен следующими методами и методиками.

I. Библиографический метод. Нами был произведён комплексный анализ отечественной и иностранной социологической, педагогической, психологической и психотерапевтической научной литературы по основным научным проблемам исследования.

II. Психодиагностический метод. В исследовании нами были использованы две группы стандартизированных тестов-опросников. Первый

4

блок тестов предназначен для отбора младших подростков для участия в программе социально-психологического тренинга и для диагностики эффективности влияния применённой нами программы на личностные факторы, детерминирующие склонность подростков к употреблению ПАВ. Это такие методики как: 1. «Методика измерения уровня тревожности» Дж. Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова); 2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса; 3. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла; 4. «Методика диагностики потребности в поисках ощущений» М. Цукермана; 5. «Методика диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки; 6. «Методика дифференциальной диагностики депрессивных ситуаций» В. А. Жмурова; 7. «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; 8. «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона; 9. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним (ПОР; Е. Шафер); 10. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК).

Второй блок тестовых психодиагностических методик предназначен для отбора старших подростков для участия в программе СПТ «Ровесник — ровеснику» и для диагностики особенностей влияния программы на личность самих старших подростков — ведущих данного социально-психологического тренинга первичной профилактики употребления ПАВ. Это такие методики как: 1. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрический тест») М. Р. Битяновой, включающая в себя три диагностические процедуры: классическую социометрию (изучается структуру эмоциональных отношений в группе); аутосоциометрию (изучается адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы); референтометрию (производится выявление референтных для испытуемого лиц, членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе); 2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; 3. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним (тест ПОР; Е. Шафер); 4. Тестовая методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса; 5. Тестовая методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла; 6. Методика «Диагностика коммуникативной и социальной компетентности» (КСК); 7. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; 8. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потёмкиной.

III. Описательный метод.

IV. Метод сравнительного системного анализа.

V. Метод корреляционного математико-статистического анализа. Для выявления наличия связей между исследуемыми факторами нами использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, а для выявления сдвигов до и после проведения профилактической программы — Т-критерий Вилкоксона.

5

VI. Социально-психологический тренинг (СПТ), применённый нами в качестве метода психологического воздействия на личность младших подростков и старших подростков.

VII. Интерпретационный метод.

Эмпирическая база исследования.

Исследование проводилось на базе ГОУ СОШ г. Москвы № 266 (Школа здоровья) в 2009—2010 гг.

В программе приняли участие подростки в возрасте 11—14 лет в количестве 150 человек, из которых затем были отобраны 80 подростков, наиболее склонных к тому, чтобы начать употреблять психоактивные вещества (ПАВ), непосредственно принявших участие в профилактической программе социально-психологического тренинга.

Также в исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 15—16 лет, из которых впоследствии 8 были обучены нами в качестве со-ведущих социально-психологического тренинга и затем выступили в этой роли.

Методическое и организационное сопровождение осуществлялось Государственным образовательным учреждением «Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации ″На Снежной″», расположенным по адресу: г. Москва, ул. Снежная, д. № 9, стр. № 1.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что в нём впервые получены научные экспериментальные результаты апробации программы СПТ «Ровесник-Ровеснику», применённой в качестве первичной профилактики употребления подростками 11—14 лет психоактивных веществ. В этой связи, в научной практике применения подобного рода программ, впервые всесторонне изучена значимость профилактической программы СПТ «Ровесник-Ровеснику» при нивелировании социально-психологических и личностных факторов, влияющих на употребление подростками психоактивных веществ.

Наряду с этим, научно исследована социально-психологическая роль ребят старшего подросткового возраста в первичной профилактике употребления ребятами младшего подросткового возраста психоактивных веществ.

Вместе с этим, научно рассмотрена специфика влияния на ребят старшего подросткового возраста того факта, что они являлись деятельными участниками процесса проведения профилактической программы СПТ «Ровесник-Ровеснику», выступая в ней в качестве со-ведущих.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в нём эмпирические и практические данные могут быть использованы в практической работе семейных психологов, детских психологов, школьных психологов, учителей, классных руководителей, социальных педагогов и социальных работников при организации занятий с подростками по профилактике употребления ими психоактивных веществ.

Практические результаты исследования могут быть использованы в работе психолого-медико-социальных центров, центров психолого-педагогической

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/VeprentsovaSYU/VOv-a-018.htm